Тип урока: обобщение и закрепление знаний
Программа: ИНОС
Время проведения: март
Учебник: С.И. Волкова. Математика. 1 класс. 2 часть. – М..ИНОС
Цели и задачи:
Образовательные:
- Закрепление изученных случаев сложения и вычитания в пределах 10; сравнение чисел и выражений;
- Формирование умения анализировать задачи и решать их; составлять новые задачи, изменяя сюжет или вопрос.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность учащихся;
- Развивать умение работать сообща, парами, коллективно;
- Развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
- Развивать память, мышление, гибкость ума, воображение, внимание.
Воспитывающие:
- Воспитывать активность, любознательность, заинтересованность, ответственность.
Оборудование:
Картинки доктора Айболита и Обезьянки, картинки с изображением животных( верблюд, черепаха, барсук, змея), карточки с математическими выражениями, дифференцированные задания для устного счёта, дифференцированные задания “Замочки”, полоски настроений, учебник.
Этапы урока |
Содержание |
Задачи этапа |
1. Организационный момент | Сегодня на уроке математики у нас
необычный гость из сказки. Я опишу его, а вы
отгадайте, кто это. Это мужчина, ходит в белом халате с чемоданчиком, очень добрый, любит и лечит зверей, и спешит к ним на помощь в любой конец света./Доктор Айболит/
Мы заканчиваем изучение чисел от 1 до 10. На уроке нас ждут удивительные и непредвиденные ситуации. Чтобы их преодолеть, потребуются ваши знания и умения. Ещё нам понадобится ваша дружба, взаимопонимание и уважение, внимательность. |
Мотивационный компонент урока. Создание эмоционально-положительного настроя. Сообщение целей урока. |
2. Диагностика знаний и умений. | У Айболита всегда бывает на
приёме много больных. Решите примеры (каждый ряд
на отдельном листочке) по “цепочке”. Ответ
последнего примера укажет номер животного.
На доске животные (сзади прикреплены номера-ответы последних примеров 9,6,3) Снимите животных, посмотрите на их номера и поставьте их в порядке убывания. Кто первым попадёт на приём к Айболиту?/Верблюд, черепаха, барсук/ |
Повторение изученных случаев сложения и вычитания. Упражнения требуют от учащихся не только знания соответствующих случаев, но и знания состава чисел, порядка выполнения действий в выражении, содержащим несколько действий, а также знание натурально ряда чисел. Использованы задания, дифференцированные по уровню трудности /3 уровня/. Работа выполняется по группам. |
3. Работа по теме урока | Пока вы решали примеры, к нам
приползла числовая змея. К Айболиту она может
попасть, если вы ей поможете.
Рисунок змеи и выражения: 10-2 9-6 10-8 8-4 9-2 10-5 2+4 Расположите выражения так, чтобы значение следующего было на 1 больше предыдущего/ если затруднения возникают – помочь: “Чтобы сравнить значения, надо их сначала вычислить”/ /Выстраиваем выражения: 10-8 9-6 8-4 10-5 2+4 9-2 10-2/ Придумайте своё выражение, которое будет продолжением этого “хвостика”. /Предлагают выражения со значением 9/ Молодцы! Справились.
Это задание спряталось в учебнике на с.72. №3 /Задание читает сильный ученик/ Найдите верные и неверные записи. Исправьте ошибки и запишите исправленные выражения в тетрадь. /Выполняют задание с рассуждением/. |
Продолжается работа по развитию логического мышления, отработке умения анализировать и сравнивать выражения. Это задание способствует и развитию мыслительных процессов. Работа выполняется фронтально. |
4. Физкульминутка | Сейчас у нас привал. Кто знает,
что означает это слово? Где можно узнать его
значение? /Подготовленный ученик зачитывает из словаря С.Ожегова значение слова “привал”/ Я показываю цифры, вы делаете упражнения. 2 - сделайте на 2 приседания больше. 5 - выполните столько же прыжков 9 - прохлопайте в ладоши на 3 хлопка меньше 4 - встаньте на носочки и потянитесь на 1 раз больше. |
Охрана здоровья детей и предупреждение утомляемости. Снимается усталость, развивается внимание, повторяется пройденный материал по математике, поддерживается эмоциональный настрой. |
5. Работа по теме урока | 1. Пираты устраивали ловушки для
Айболита, мы вместе поможем эти ловушки
преодолеть. Ловушка находится в задаче №5. /Читает ученик/ Составьте задачи по схематическому 1 чертежу. /На одной тарелке 7 груш, а на другой – на 3 груши больше. Сколько груш лежит на второй тарелке? Запишите решение задачи в тетрадь. /7+3=10(гр.)/ Составьте задачу по 2 чертежу. /На одной тарелке 7 груш, на другой – 10 груш. На сколько груш на второй тарелке больше, чем на первой?(…меньше на первой, чем на второй?/ Какое правило нам помогает это узнать? /Чтобы узнать, на сколько число больше( меньше) другого, надо из большего вычесть меньшее/ Какое число здесь больше? Какое меньше? Запишите решение. /10-7=3(гр.)/ Чем похожи эти задачи?/Есть одинаковые данные в условии/ Чем отличаются?/Известное в первой задаче становится неизвестным во второй задаче и наоборот./ Составьте задачу с этими данными, но с другим сюжетом. /На стоянке стояло 10 машин. 7 из них были КамАЗы, остальные – легковые. Сколько легковых машин было на стоянке? В вазе лежало 10 яблок. 7 яблок съели. Сколько яблок осталось на тарелке? И т.д./ Спасибо, вы меня порадовали тем, как преодолели препятствие! 2. Нам предстоит ещё подняться а гору, где Бармалей заточил в замке Айболита. Математика Поднимаемся по лестнице и запоминаем слова. Назовите 1 слово, 4 слово, 2 слово. Прочитаем все слова. 3. Поможем открыть замочки. У вас есть на партах замочки. Дорисуйте недостающую фигуру, сохраняя правило, по которому заполнена таблица, и замок откроется. /У каждой группы своё задание/ Вот замочек открылся и мы с Айболитом успеваем спасти Обезьянку. Она для вас приготовила бананы, которые вручит самым активным ученикам на уроке. /Вручаются бананы / |
Во время выполнения этого
задания развивается речь учащихся, внимание,
память, формируются аналитико-синтетические
способности. Задание творческого характера
формирует воображение и вырабатывает умение
применять знания на практике.
Задание развивает память учащихся.
Открывание “замочков” направлено на развитие мыслительных операций. Задание имеет дифференцированный характер по уровню трудности. |
6. Итог урока | Что вам больше всего удалось
сегодня? За что можете себя похвалить? Что не удалось? Почему? У меня сегодня хорошее настроение, а у вас? Покажите мне своё настроение. /Показывают настроение/ Всем спасибо за урок! |
Регулирующий момент урока. Вызывает у учащихся чувство радости, удовлетворённости от урока, чувство равноценности и сопричастности. |