ЦЕЛИ УРОКА: формирование понятия о рельефе суши; дать общее представление о формах поверхности Земли; развитие практических навыков работы с физической картой мира и России.
ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта полушарий и России; карты атласа; макеты “Вулкан” и “Горный хребет”; мультимедиа, презентация “Рельеф суши”.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: рельеф, отрицательные и положительные формы рельефа, гора, горная страна, горный хребет, классификация гор по происхождению – складчатые, складчато-глыбовые, высота и возраст гор.
1. Проверка усвоения предыдущих знаний и умений.
Знания:
- По макету “Вулкан” расскажите о строении вулкана.
- Какие продукты выходят на поверхность земли при вулканизме?
- Какие явления говорят об активности вулкана?
- Почему в Татарстане нет вулканов?
- Почему совпадают районы вулканизма и распространения гейзеров?
Умения:
- Как на карте обозначаются вулканы?
- Найдите и покажите на карте полушарий вулканы, расположенные в Южной Америке.
- Расскажите о местоположении вулкана Килиманджаро.
2. Изучение нового материала.
(Познавательная беседа с опорой на физическую карту и видеоматериалы презентации “Рельеф суши. Горы” (Приложеиие 1). Итог работы – построение логико-структурной схемы “Рельеф Земли”).
РЕЛЬЕФ – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ НЕРОВНОСТЕЙ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ.
Почему поверхность Земли неровная?
- Выдвижение предположений – влияние текучих вод, человека, ветра, землетрясения, волн и т.д.
- На поверхность Земли оказывают влияние многие причины, которые будут называться рельефообразующими факторами. Они бывают внутренними (эндогенными) и внешними (экзогенными).
Демонстрация видеофрагментов с различными формами рельефа – горы, равнины, вулканы, овраги, барханы, дюны, промоины, рытвины и др. При работе с физической картой мира выявляются самые крупные (планетарные) формы рельефа: материки и впадины океанов, после чего определяются формы рельефа материков и дна океана. По итогам работы создается схема.
При сравнении макета холма и горной страны выявляются отличительные признаки – размеры и высота.
ГОРЫ – ЭТО ВЫСОКО ПРИПОДНЯТЫЕ НАД ОСТАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ ЧАСТИ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ.
По каким признакам различаются горы? Как можно установить эти признаки?
- Работа с физической картой полушарий и России с целью установления способов изображения гор на физических картах.
- Нахождение средних высот гор.
- Нахождение максимальных высот горных вершин.
ГОРЫ РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО ВЫСОТЕ:
- НИЗКИЕ – до 1000 м
- СРЕДНИЕ – 1000-2000 м
- ВЫСОКИЕ – 2000-3000 м
- ВЫСОЧАЙШИЕ – 3000 м и выше
Дополнение учителя о происхождении и возрасте гор.
По происхождению горы бывают вулканическими, складчатыми, складчато-глыбовыми и глыбовыми. Горы – вулканы чаще представляют одиночную гору, складчатые горы образуют в результате столкновения литосферных плит, а складчато-глыбовые и глыбовые формируются из-за вертикальных движений земной коры. По возрасту выделяют древнейшие, древние, средневозрастные и молодые горы. Существует определенная зависимость между происхождением, возрастом и высотой гор.
Работа с картой по описанию гор, их местоположение по физическим картам (на примере Анд).
- На каком материке и в какой его части находятся?
- Какими меридианами и параллелями ограничивается?
- В каком направлении протягиваются?
- Какова их протяженность?
- Каковы преобладающие высоты?
- Найдите самые высокие вершины. Каковы их высоты?
- Какие объекты окружают эти горы?
3. Закрепление полученных знаний и умений.
Работа проводится по физической карте России.
- Определите, какие горы расположены в России?
- Какие из них самые высокие?
- Опишите по карте Уральские горы.
- Какую высоту имеет самая высокая в России горная вершина? В каких горах она находится?
4. Домашнее задание и подведение итогов урока.
- Прочитать параграф учебника.
- На контурной карте подписать крупные горы Земли и запомнить их местоположение.
- Описать географическое положение Гималаев.