ЦЕЛИ:
- создать условия для знакомства детей с новой техникой выполнения аппликаций из бумаги;
- научить детей основным приемам выполнения в технике “Квилинг”;
МАТЕРИАЛЫ:
- картон для создания основного фона картины,
- двусторонняя цветная бумага.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- ножницы (удобнее всего маленькие),
- приспособление для закручивания бумажных лент (можно использовать тоненькие кисточки или стержень ручки),
- белый клей ПВА.
ХОД УРОКА
1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА.
На доске представлены аппликации детей выполненные в разных техниках, без названий: (рисунок 1)
- аппликация наложения деталей внахлест;
- аппликация в технике оригами;
- отрывная аппликация в технике мозаики;
- аппликация в технике контурное вырезание
- 2 аппликации в технике “Квилинг”
- Ребята, что вы видите на доске? (мы видим аппликации). Определите, в какой технике выполнены аппликации? (работа в группах по 4-5 человек, через 2 минуты группы представляют свои результаты)
Возникла проблемная ситуация: В некоторых группах к одной технике были прикреплены несколько аппликаций, а в некоторых остались без названия техники.
- Ребята, что вы заметили? Какой вопрос возникает?
Ответы детей: (Какая же из групп права? И все ли техники уже изученные или есть новая техника, которую мы еще не знаем?)
- Найдите общее и в чем различия у всех работ.
Учитель фиксирует на доске общее и различия:
Общее: все работы выполнены из бумаги; на всех работах изображен природный элемент; есть работы плоские, есть объемные; все работы состоят из деталей, выполненных из цветной бумаги приклеенной на основу; объемные работы выполнены из двусторонней бумаги.
Различия: есть работы плоские, есть объемные; у плоских работ: детали вырезаны по контуру, наложены в внахлест, выложены в виде мозаики, у объемных работ: детали в форме оригами; есть работы, детали которых в форме полосок.
- Так какой можно сделать вывод?
Ответы детей: (каждая аппликация получила свое название, кроме двух работ). - Это видимо новая техника, которую мы еще не знаем; работы в такой технике, в которой мы еще не работали.
- Значит, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (познакомимся с новой техникой; узнаем, как эта техника называется; узнаем, чем она отличается от других; в чем ее особенность)
- Что вы о ней можете сказать? В чем ее особенность?
Ответы детей: (Выполнена из бумаги; из одних полосок бумаги; изображены цветы)
- Люди, которые занимаются прикладным искусством и выполняют различные техники, назвали такую технику “Квилингом”.
- Так что же ребята такое Квилинг? (Квилинг это искусство изготовления цветов из бумажных лент). А вы хотите научиться выполнять такие аппликации?
Ответы детей: Да
АНАЛИЗ ОБРАЗЦА:
- Тогда сегодня на уроке вы научитесь основным приемам этой техники. Но для того, чтобы приступить к работе нам нужно знать какие материалы нам понадобятся: двусторонняя бумага, ножницы, клей ПВА, стержень от ручки и один картон основа на группу. А также необходимо вспомнить ТБ при работе с ножницами.
Ответы детей: Не держи ножницы лезвиями вверх; не оставляй ножницы с открытыми лезвиями; не режь на ходу; не подходи к товарищу во время работы; передавай ножницы кольцами вперед.
- Молодцы, ребята!
2. ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ.
Учитель рассказывает и показывает выполнение основных деталей. Дети повторяют за ним.
- Основные детали:
1. Тугая спираль: (рисунок 7)
- вырезать из бумаги полоску 1-2 см;
- скрутить ее на стержень и конец приклеить;
- дать просохнуть;
- осторожно снять со стержня.
2. Свободная спираль:
- вырезать из бумаги полоску 5-6 см;
- скрутить ее на стержень;
- снять со стержня;
- дать спирали свободно раскрутиться и приклеить конец;
- дать просохнуть, нарезать на полоски.
Из свободной спирали можно получить разные варианты листьев:
“Глаз” - сожмите углы, в противоположные стороны, придав детали форму глаза; (рисунок 3)
“Лист” - загните уголки в разные стороны; (рисунок 6)
“Стрелка” - верхнюю часть загните вовнутрь; (рисунок 4)
“Птичья копна” - верхнюю часть загните так, чтобы получилось три уголка.(рисунок 5)
3. Пушистый цветок: (рисунок 2)
- отмерь и отрежь две ленты, первая 1-2 см, вторая 4-5 см, они могут быть разных цветов;
- нарежьте большую ленту бахромой;
- склейте их концы, чтобы получилась одна полоска;
- скрутите тугую спираль и прикрепите конец;
- осторожно снимите и распушите цветок.
3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (работа в группах).
Дети в группах при помощи клея ПВА выкладывают на картон-основу аппликации из тех деталей, которые у них получились.(рисунки 8, 9, 10, 11)
4. ВЫСТАВКА РАБОТ.
- Возникали трудности при выполнении работы? (Если возникали, то в чем?) У кого работа не вызвала затруднений? Кому показалась интересной? Хотите продолжить знакомство с данной техникой?
5. ИТОГ РАБОТЫ:
Учитель обращает внимание на аккуратность в работах, овладение техникой “Квилинг”, отмечает умение детей проявлять творчество в оформлении работ.
- Спасибо за работу. До свидания!