Открытый урок математики для учащихся 1-х классов "Образование числа 10"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с составом числа 10, с понятием двузначного числа.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Устная работа.

- Начнём урок с устной работы.

- Подумайте и назовите числа, пропущенные на числовом луче.

- Какое число стоит перед числом 1?

- Какое число следует за числом 7?

- Какое число находится между числами 5 и 7?

3. Введение в тему урока.

- А какое число следует за числом 9?

- Хотите знать больше о числах, идущих после числа 9?

- Тогда послушайте внимательно следующее задание.

- Среди выражений, записанных на доске, найдите одно “лишнее”.

8+1 5+3
6-3 8-4
7+3 9-2
5+2 3+4

- Почему выражение “7+3” является “лишним”?

- Действительно, в записи числа 10 мы используем две цифры – знака. Поэтому

Как можно назвать это число? (двузначное)

- Кто скажет тему сегодняшнего урока, какие числа мы начинаем изучать?

- Какие двузначные числа вы знаете? Назовите их.

- Продолжите мою мысль. Первое двузначное, которое мы сегодня будем изучать – это число?...10. Поэтому среди всех двузначных чисел оно самое…т. е. 10 – наименьшее двузначное число.

4. Запись и состав числа 10.

- На парте у вас лежат две палочки.

- Как при помощи двух палочек записать число 10? (X – римская).

- Где вы видели такое обозначение числа 10? (на часах).

- Эти римские цифры нужны, чтобы записать это число так, как мы обычно записываем.

- Правильно это цифры 1 и 0.

- Я запишу 01, правильно?

- Почему не так?:

- А что я записала? (единый телефон службы спасения).

- Как же тогда правильно записать число 10? (образец вывешивается на доску).

Нуль встаёт за единицей –
Цифра 10 на странице.

- Откройте тетради, поучимся писать красиво число 10.

10 10 10 10 10 10 10 10 10 10

- Расскажите всё, что вы знаете о числе 10. (10>9, 10<11, 10 стоит после 9, перед 11, м/у 9 и 11).

- Как можно получить число10? При помощи, каких чисел?

- Молодцы, но чтобы лучше запомнить состав числа 10, мы проведём некоторые исследования и наблюдения.

- Для этого запишите в 1 ряд все числа, которые меньше 10 в порядке убывания, а во 2 ряд – в порядке возрастания. (два ученика у доски).

9 8 7 6 5 4 3 2 1

12 3 4 5 6 7 8 9

- А теперь устно сложите числа первого и второго ряда. Что вы заметили? (мы каждый раз получаем число 10).

- Как вы думаете, сколько выражений для запоминания состава числа 10 мы должны записать?

- Почему не все?

- Выберем все основные

(Выслушиваем 2 варианта ответа).

Выписываем в тетрадь

9+1=10

8+2=10

7+3=10

6+4=10

5+5=10

- Какую прослеживаем закономерность? (Если одно число увеличивается на один, а другое на столько же уменьшается, то результат остаётся без изменений).

- Что говорит о числе 10 последнее выражение? (10 – чётное число, т. к. состоит из двух одинаковых слагаемых).

- Как можно назвать числа, при помощи которых мы получим число 10? (Слагаемые, части).

- А число 10? (Значение суммы, целое).

- Тогда вы легко сможете выполнить следующее задание.

- Используя данный рисунок, составьте четыре верных равенства и запишите их во 2-ой столбик. (1 ученик у доски).

Физминутка

Мы считали, мы писали,
Но ещё не отдыхали.
Встанем из-за парт мы дружно.
Вдох глубокий сделать нужно.
Головою покачать
И руками помахать.
И на месте поскакать.
Сесть и дальше продолжать.

- А дальше, ребятки, отгадайте загадку.
Какое слово получится, если в нём:
Первое – предлог,
Второе – летний дом,
А целое порой
Решается с трудом. (это задача).

- Решим экспресс-задачи. Будем записывать только ответы.

1) Сшили 7 юбок с одним карманом и 3 юбки с двумя карамнами. Сколько всего юбок сшили?

2) В левом и правом кармане у Незнайки всего 10 конфет, 3 конфеты он переложил из одного кармана в другой. Сколько конфет у Незнайки в двух карманах?

3) Было 10 чашек. В две из них Карлсон положил варенья, а в остальные – мёд. Сколько чашек с мёдом у Карлсона?

4) В одну коробку входит 6 карандашей, а в другую – столько же, да ещё 4. Сколько карандашей входит в другую коробку?

- Молодцы, вы отлично справились с ре6шением задач. А для чего мы их решали?

5. Итог урока.

- А ещё решение этих задач помогло вам запоминать состав числа 10.

- С этой же целью выполним следующее задание.

- Запишите числа от 0 до 10.

- Соедините линией числа, стоящие на одинаковых местах слева и справа друг от друга.

- Что вы можете сказать о парных числах?

- Какое число осталось без пары?

- Такой ряд поможет вам без труда запомнить состав числа 10.

- Расскажите всё, что узнали о числе 10 на уроке?

- Самым активным ребятам я вручаю “ОРДЕН АКТИВНОСТИ”.