Цель: познакомить с составом числа 10, с понятием двузначного числа.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Устная работа.
- Начнём урок с устной работы.
- Подумайте и назовите числа, пропущенные на числовом луче.
- Какое число стоит перед числом 1?
- Какое число следует за числом 7?
- Какое число находится между числами 5 и 7?
3. Введение в тему урока.
- А какое число следует за числом 9?
- Хотите знать больше о числах, идущих после числа 9?
- Тогда послушайте внимательно следующее задание.
- Среди выражений, записанных на доске, найдите одно “лишнее”.
8+1 5+3 6-3 8-4 7+3 9-2 5+2 3+4
- Почему выражение “7+3” является “лишним”?
- Действительно, в записи числа 10 мы используем две цифры – знака. Поэтому
Как можно назвать это число? (двузначное)
- Кто скажет тему сегодняшнего урока, какие числа мы начинаем изучать?
- Какие двузначные числа вы знаете? Назовите их.
- Продолжите мою мысль. Первое двузначное, которое мы сегодня будем изучать – это число?...10. Поэтому среди всех двузначных чисел оно самое…т. е. 10 – наименьшее двузначное число.
4. Запись и состав числа 10.
- На парте у вас лежат две палочки.
- Как при помощи двух палочек записать число 10? (X – римская).
- Где вы видели такое обозначение числа 10? (на часах).
- Эти римские цифры нужны, чтобы записать это число так, как мы обычно записываем.
- Правильно это цифры 1 и 0.
- Я запишу 01, правильно?
- Почему не так?:
- А что я записала? (единый телефон службы спасения).
- Как же тогда правильно записать число 10? (образец вывешивается на доску).
Нуль встаёт за единицей –
Цифра 10 на странице.
- Откройте тетради, поучимся писать красиво число 10.
10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
- Расскажите всё, что вы знаете о числе 10. (10>9, 10<11, 10 стоит после 9, перед 11, м/у 9 и 11).
- Как можно получить число10? При помощи, каких чисел?
- Молодцы, но чтобы лучше запомнить состав числа 10, мы проведём некоторые исследования и наблюдения.
- Для этого запишите в 1 ряд все числа, которые меньше 10 в порядке убывания, а во 2 ряд – в порядке возрастания. (два ученика у доски).
9 8 7 6 5 4 3 2 1
12 3 4 5 6 7 8 9
- А теперь устно сложите числа первого и второго ряда. Что вы заметили? (мы каждый раз получаем число 10).
- Как вы думаете, сколько выражений для запоминания состава числа 10 мы должны записать?
- Почему не все?
- Выберем все основные
(Выслушиваем 2 варианта ответа).
Выписываем в тетрадь
9+1=10
8+2=10
7+3=10
6+4=10
5+5=10
- Какую прослеживаем закономерность? (Если одно число увеличивается на один, а другое на столько же уменьшается, то результат остаётся без изменений).
- Что говорит о числе 10 последнее выражение? (10 – чётное число, т. к. состоит из двух одинаковых слагаемых).
- Как можно назвать числа, при помощи которых мы получим число 10? (Слагаемые, части).
- А число 10? (Значение суммы, целое).
- Тогда вы легко сможете выполнить следующее задание.
- Используя данный рисунок, составьте четыре верных равенства и запишите их во 2-ой столбик. (1 ученик у доски).
Физминутка
Мы считали, мы писали,
Но ещё не отдыхали.
Встанем из-за парт мы дружно.
Вдох глубокий сделать нужно.
Головою покачать
И руками помахать.
И на месте поскакать.
Сесть и дальше продолжать.
- А дальше, ребятки, отгадайте загадку.
Какое слово получится, если в нём:
Первое – предлог,
Второе – летний дом,
А целое порой
Решается с трудом. (это задача).
- Решим экспресс-задачи. Будем записывать только ответы.
1) Сшили 7 юбок с одним карманом и 3 юбки с двумя карамнами. Сколько всего юбок сшили?
2) В левом и правом кармане у Незнайки всего 10 конфет, 3 конфеты он переложил из одного кармана в другой. Сколько конфет у Незнайки в двух карманах?
3) Было 10 чашек. В две из них Карлсон положил варенья, а в остальные – мёд. Сколько чашек с мёдом у Карлсона?
4) В одну коробку входит 6 карандашей, а в другую – столько же, да ещё 4. Сколько карандашей входит в другую коробку?
- Молодцы, вы отлично справились с ре6шением задач. А для чего мы их решали?
5. Итог урока.
- А ещё решение этих задач помогло вам запоминать состав числа 10.
- С этой же целью выполним следующее задание.
- Запишите числа от 0 до 10.
- Соедините линией числа, стоящие на одинаковых местах слева и справа друг от друга.
- Что вы можете сказать о парных числах?
- Какое число осталось без пары?
- Такой ряд поможет вам без труда запомнить состав числа 10.
- Расскажите всё, что узнали о числе 10 на уроке?
- Самым активным ребятам я вручаю “ОРДЕН АКТИВНОСТИ”.