Урок по математике "Координатная плоскость"

Разделы: Математика


Цель урока: научить учащихся строить точки по заданным ее координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.

Задачи урока:

  • обобщить и систематизировать сведения о координатной прямой (координатной оси) и составляющих ее элементов (начало отсчета, масштаб, положительное направление);
  • ознакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости;
  • научить свободно ориентироваться на координатной плоскости, хорошо воспринимать на слух координаты; четко и аккуратно выполнять геометрические построения;
  • активизировать внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств;
  • развить творческие способности;
  • воспитать интерес к предмету.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование:

  • мультимедийные средства,
  • презентация “Координатная плоскость”.

В качестве учебного пособия используется учебник: Мордкович А.Г. и др. Математика 6 класс

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.

II. Сообщение темы и определение целей урока Презентация (1,2 слайд)

Учитель знакомит учащихся с темой и вопросами, которые должны быть рассмотрены на этом уроке.

III. Фронтальный опрос, который поддерживается презентацией (слайд 3-7).

Показ слайдов и вопросы к ним:

  1. Что такое координатная прямая или координатная ось?
  2. Сколько точек соответствует числу на прямой и наоборот, сколько чисел соответствует точке на прямой? (3 слайд)
  3. Давайте вспомним название числовых промежутков?
  4. Существуют ли целые числа, принадлежащие промежуткам (0,1) , [3,4, 5), [2,4], (7.5, 8]? (7 слайд)
  5. Постройте геометрическую модель числовых промежутков: (-5,-3), (-1,7], (3, 6), [-2, 8] (Учащиеся строят в тетради, затем проверяют по слайду)

IV. Изучение нового материала

1. На экране вы видите билет в кинотеатр. Какие данные позволят вам правильно найти свое место в зале?

Чтобы правильно занять свое место, в кинотеатре нужно знать две координаты – ряд и место. Презентация (слайд 8)

Как определяется место расположения вражеского корабля в игре “Морской бой”? Презентация (слайд 9)

2. Историческая справка Презентация (слайд10-13)

Уже в древности для определения своего местонахождения люди начали пользоваться координатами. Помните, кто создал метод координат?

Более чем за 100 лет до нашей эры греческий ученый Гиппарх предложил провести на карте Земли параллели и меридианы.

В ХIV веке французский ученый Оресле по аналогии с географическими координатами создал координатную плоскость. Он поместил на плоскость прямоугольную сетку и назвал широтой и долготой то, что сейчас мы называем абсциссой и ординатой. Термины абсцисса и ордината были введены в употребление Лейбницем в XVII веке. Однако основную роль в создании метода координат принадлежит французскому ученому Рене Декарту.

Исторический материал можно предложить подготовить учащимся. Ребята могут выполнить работу в виде презентации, которую учитель может использовать на уроке.

3. Знакомство с координатной плоскостью Презентация (14 слайд)

4. При изучении темы “Координатная прямая”, мы научились находить положение точки на прямой. А как указать положение точки на плоскости? Для этого нам понадобится координатная плоскость. Рассмотрим ее составляющие:)

  • две перпендикулярные прямые – оси координат;
  • вертикальная – ось абсцисса (х), горизонтальная – ось ординат (у);
  • начало координат – точка пересечения прямых.

5. Алгоритм построения точек на плоскости по заданным координатам Презентация (15 слайд)

Вывод (делаю учащиеся): Каждой точке на координатной плоскости соответствует пара чисел: ее абсцисса (х) и ордината (у). И наоборот, каждой паре чисел (х; у) соответствует единственная точка на плоскости. Координаты точки отделяются запятой, причем первой всегда записывается координата х, второй координата у.

V. Закрепление материала

Предлагаю вам применить опорные знания на практике. Для этого выполним ряд практических заданий: Презентация (13-17 слайд)

Задание 1. “Кукорямбища”. Кукорямбища – это многоголовое чудовище, которое поедает всех подряд. Для нашего спасения необходимо его уничтожить, а для этого необходимо срубить все его головы. Голова будет срублена, если правильно указать ее координаты, но если координаты будут названы ошибочно, то вырастают еще 2-3 головы.

(Работа на магнитной доской. Для организации игры необходимо иметь достаточное количество голов на магнитах, чтобы их легко можно было расположить на координатной плоскости.)

Задание 2.Тренажёр “Рыбка” Презентация (16слайд)

(Работа на компьютере)

Задание 3. Начертите в тетради систему координат, взяв единичный отрезок длиной 1 см. Отметьте точки: А(4;3); В (-3;4); С(1;0); D(0;3); E(-3;-2); F(5;-4). Презентация (17-18 слайд)

(Учитель читает координаты точек, чтобы ребята самостоятельно, на слух могли их записать в тетради. Только после этого приступить к построению точек.)

VI. Самостоятельная работа “Художник” Презентация(19 слайд)

Задание по вариантам: на изготовленных листочках с изображением координатной плоскости каждый строит фигуру.

Вариант 1

(2; - 3), (2; - 2), (4; - 2), (4; - 1), (3; 1), (2; 1), (1; 2), (0; 0), (- 3; 2), (- 4; 5), (0; 8), (2; 7), (6; 7), (8; 8), (10; 6), (10; 2), (7; 0), (6; 2), (6; - 2), (5; - 3), (2; - 3)(4; - 3), (4; - 5), (3; - 9), (0; - 8), (1; - 5), (1; - 4), (0; - 4), (0; - 9), (- 3; - 9), (- 3; - 3), (- 7; - 3), (- 7; - 7), (- 8; - 7), (- 8; - 8), (- 11; - 8), (- 10; - 4), (- 11; - 1), (- 14; - 3),(- 12; - 1), (- 11;2), (- 8;4), (- 4;5), (2; 4), (6; 4).

Вариант2

(- 9; 5), (- 7; 5), (- 6; 6), (- 5; 6), (- 4; 7), (- 4; 6), (- 1; 3), (8; 3), (10; 1), (10; - 4), (9; - 5), (9; - 1), (7; - 7), (5; - 7), (6; - 6), (6; - 4), (5; - 2), (5; - 1), (3; - 2), (0; - 1), (- 3; - 2), (- 3; - 7), (- 5; - 7), (- 4; - 6), (- 4; - 1), (- 6; 3), (- 9; 4), (- 9; 5).

Глаз: (- 6; 5)

Самопроверка по слайду презентации.

VII. Итог урока

По окончанию урока каждый ученик получает оценку за работу на уроке.

VIII. Домашнее задание Презентация (20 слайд)

Нарисовать на координатной плоскости рисунок, состоящий из ломаных и “зашифровать” его с помощью координат точек. Работу оформить в виде презентации.

Приложение 2