Процентные вычисления в условиях преподавания математики экономической направленности

Разделы: Математика


Цель: Рассмотреть понятие процентов в задачах практической экономической направленность.

Ход занятия

Из школьного курса математики вы знакомы с понятием процента. Процент – одна сотая часть. Вспомним, как число представить в виде процентов и проценты - в виде числа.

Итак, чтобы число представить в виде процентов – его надо разделить на 100; чтобы проценты представить в виде числа – проценты надо умножить на 100.

Рассмотрим несколько типов задач на проценты.

1 тип: простейшие задачи.

Для нахождения числа р % от заданной величины А можно по формуле

1. Найти 1 % от:

  • 5000 рублей
  • 3 км
  • 5 га
  • 20 000 жителей

2. Найти целое, если известно, что 1 % составляет:

  • 52 человека
  • 300 рублей
  • 89 машин
  • 3 литра

3. Сравните результаты:

  • 200 рублей увеличили на 50 % и 150 рублей увеличили на 100 %
  • 300 рублей уменьшили на 50 % и 200 рублей уменьшили на 15 %.

4. Укажите соответствие:

Расходы увеличились на 100 %

Расходы увеличились на 50 %

Расходы уменьшились на 50

Расходы уменьшились на 30

Расходы уменьшились наполовину
Расходы уменьшились вдвое
Расходы уменьшились на треть
Расходы увеличились вдвое
Расходы удвоились
Расходы увеличились в полтора раза
Расходы увеличились наполовину

5. Ежемесячный подоходный налог составляет 13 %. 1 % работник отчисляет в пенсионный фонд. Сколько рублей получит работник после вычетов, если его заработная плата составляет 7 000 рублей?

6. С февраля заработная плата работникам бюджетной сферы повышается на 15 %. Какова станет среднемесячная заработная плата, если сейчас она составляет 6 450 рублей?

7. В магазине офисной техники идет распродажа товаров на 13 %. Заполните таблицу:

Цена да распродажи 20 000 рублей 10 000 рублей 7 000 рублей 2 200 рублей
Цена после распродажи        

2 тип: обратные задачи

1. Найти величину, если известно, что

  • 3 % составляет 500 рублей
  • 17 % составляет 3 л
  • 45 % составляют 10 га
  • 30 % составляет 15 км

2. Студентам за распространение рекламной продукции фирма платит 3 % от проданного товара. На какую сумму нужно продать товар, чтобы заработать 2 000 рублей?

3. В институте 400 преподавателей имеют ученую степень. Это составляет 75 % всего преподавательского состава. Сколько преподавателей не имеют ученую степень?

4. Прожиточный минимум горожан с 1 января 2008 года составляет 3000 рублей. На питание жители расходуют 1750 рублей. Сколько процентов прожиточного минимума жители тратят на питание?

5. Стоимость акции градообразующего предприятия за неделю увеличилась с 15, 5 рублей до 17, 8 рублей. На сколько процентов вырос курс акций данного предприятия?

3 тип: процентный прирост

Пусть А ежемесячный платеж, р % ежедневный прирост, m – число дней, Аm- итоговая сумма. Таким образом расчет можно выполнить по формуле Аm = (1 + ) А.

1. Банк выплачивает вкладчикам каждый год 12 % от внесенной суммы. Клиент сделал вклад 50 000 рублей. Какая сумма будет на его счете через 2 года?

2. Клиент банка, взяв ссуду, должен ежемесячно осуществлять платеж в размере 4000 рублей. Сколько надо ему заплатить, если платеж просрочен на 5 дней, пеня равна 1,5 % за каждый день.

3. Начинающий предприниматель вложил в бизнес первоначальный капитал в размере 200000 рублей. Ежемесячно доход стал увеличиваться на 15 %. Какова будет сумма через 6 месяцев?

4. За хорошую работу в течение месяца работнику выплачивается премия в размере 25 % от оклада. Сколько может заработать работник за полгода добросовестной работы, если его ежемесячный оклад составляет 6 000 рублей.

5. Какую сумму нужно положить в банк под 9 % в месяц, чтобы по истечению года прирост вклада составлял не менее 500 рублей.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается составить практические задачи, применительно к современной жизни.