Задачи художественного развития:
- Познакомить учащихся с искусством силуэта;
- Научить учащихся использовать отношения черного и белого цвета для решения различных творческих задач;
- Дальнейшее развитие навыков работы над композицией, навыков работы с бумагой, ножницами и клеем.
Задание: Изображение многопланового пейзажа в технике аппликации.
Материалы: бумага черного и белого цвета, ножницы, клей, карандаш.
Зрительный ряд: работы художников и учащихся, выполненные в различных графических техниках (гравюра, рисунок тушью, карандашами и др.)
Ход урока
Урок начинается с показа репродукции "Черного квадрата" А.Малевича.
Вопрос к классу: Знаете ли вы, что перед вами репродукция известного художественного произведения? Вы удивлены? Так же как и вы, были удивлены первые зрители этой картины. Она была показана художником в начале прошлого века. Зрители недоумевали, спорили, смеялись, однако картину сохранили для потомков.
- Как вы думаете, почему? Что в ней особенного?
Вместе с учащимися формулируем ответ.
- Художник А. Малевич заставил современников задуматься о смысловой нагрузке цвета. Перед нами не просто черное квадратное пятно на белом фоне. Это тьма и свет. И между ними постоянная борьба. То нас как-будто затягивает черный колодец космоса, то кажется, еще несколько мгновений – и все зальется белым светом.
Черный и белый – необычные цвета. С их помощью можно передать самые разнообразные творческие замыслы. Сочетание этих цветов благородно, строго, красиво.
Давайте рассмотрим выставку графических работ. На ней представлены работы разных жанров: пейзажи, портрет, натюрморт и др.
Вопрос к классу:
- Как вы думаете, какие мотивы, сюжеты наиболее выигрышно смотрятся в черно-белом цвете? Можно ли передать при помощи этих цветов красоту заката или морские просторы? Наверное, нет.
Постепенно вместе с учащимися приходим к выводу: наиболее выразительны работы с изображением архитектурного пейзажа, деревьев осенних или зимних, т.е. те сюжеты, где цвет не главное, а главное-линия, контур, силуэт.
И так новое слово силуэт. Что это такое? Силуэт – это рисунок, изображение в виде сплошного пятна. В таком рисунке невозможно показать черты лица или другие детали, находящиеся внутри пятна, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительными, узнаваемыми.
Силуэт как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности в VI в. до н. э. В Греции родилась легенда о том, как дочь Дибутара начертала на стене дома тень своего возлюбленного. С тех пор черные плоские профильные фигуры украшали греческие вазы. Возродилось искусство силу эта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт. При дворе Людовика XV главным контролером финансов был Этьен Силуэт. Дело в том, что Силуэт провел ряд реформ, в одной из которых предлагал сократить личные расходы короля и на содержание двора. Естественно, главный контролер стал предметом всеобщих насмешек высшего общества, после чего он вынужден был уйти в отставку. Ему осталось одно утешение – вырезать из черной бумаги свои любимые картинки. На него была даже нарисована карикатура в виде теневого профиля. Так родилось название “силуэт”. Оно дошло до наших дней.
В России конца XVIII – начала XIX в. силуэты были также модны.
Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства.
Черно-белые картинки использовались, как украшение в домах русских дворян.
Широко бытовали профильный портрет и жанровые сценки. Техника изображения была различной: либо рисунок тушью, либо вырезка из однотонной бумаги.
В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф Ф. П. Толстой (1783-1873). За свою долгую жизнь Ф.П. Толстой сделал свыше 2 000 разнообразных работ: он медальер, скульптор, рисовальщик, живописец, гравер. В Эрмитаже хранятся 50 силуэтов Ф.П. Толстого, в Государственном Русском музее 20 силуэтов, столько же в Историческом музее Москвы.
Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. Зачастую художник прибегает к таким техническим приемам, как прорези и накалывание в изображении воды и листвы деревьев (рисунки 1-4, Приложение 1).
К искусству силуэта обращались в своем творчестве многие другие известные русские художники.
Рис 5
“У лукоморья дуб зеленый...” (вырезки русских художников конца XIX – начала XX в.).
Рис 6
. Дома (вырезки русских художников конца XIX – начала XX в.).
Особенно большой популярностью пользовались вырезки Е. Кругликовой. Она создавала картины со сложной композицией, с большим количеством фигур и деталей, например “Париж накануне войны”
Горожане (конец XIX – начало XX в.).
Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е. Е. Лебедева.
Черно-белая аппликация смотрится очень эффектно, а выполнить такую работу под силу каждому. Главное учесть особенности силуэтного изображения и правильно выбрать композицию.
Практическая работа.
Для практического задания учащимся предлагается выполнить композицию в виде пейзажа с несколькими планами.
Тема пейзажа по выбору, например: "Улица города", "Во дворе", "Зимние деревья". Формат работы – альбомный лист или ? альбомного листа.
Вначале необходимо нарисовать эскиз небольшого размера. Детали композиции по этому эскизу рисуются произвольно, с обратной стороны черной бумаги, затем вырезаются.
Для заготовок современных зданий вырезаем прямоугольники. Отдельные элементы (например, окошки домов) можно вырезать, надрезав заготовку, после приклеивания надрез будет незаметен. Для передачи пространства заготовки делаем разных размеров: для переднего края – более крупные, для дальнего -поменьше. Дерево можно вырезать в виде ствола с ветвями, а можно использовать заготовку в виде кроны, здесь уже ствол получится белым (Все объяснение сопровождается показом приемов работы из бумаги большого размера).
Самое важное – составление композиции. Двигая заготовки по листу, ищем лучший вариант. Не следует перегружать работу лишними деталями. Композиция должна быть выразительной, четкой, правильно передавать пространство (показываются примеры составления композиций из заготовленных деталей на доске).
Теперь, правильно расположив детали, можно начинать приклеивание.
В конце урока устраиваем выставку работ и подводим итоги. Работы получаются разнообразными. Некоторые ребята подошли к заданию творчески: вместо белого фона использовали черный, а заготовки вырезали из белой бумаги, и получился ночной зимний пейзаж. Кто-то вместо вырезания использовал надрыв бумаги – это дало мягкий необычный контур деталей.
Таким образом, на нашем уроке состоялось не только знакомство с искусством силуэта, но и самое главное, дети смогли увидеть, почувствовать красоту и безграничные творческие возможности сочетания двух основных цветов графики – черного и белого.