Конспект бинарного занятия в средней группе ДОУ по теме "Весна"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • обогатить духовный мир детей; через различные виды деятельности, восприятия произведений искусства,
  • формировать у детей свое отношение к весне.

Задачи:

образовательная

  • формировать у детей навыки слушательской культуры;

развивающая

  • развитие художественных способностей, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства и литературы;
  • развитие творческой фантазии, образного мышления.

воспитательные

  • воспитывать любовь к произведениям искусства, к Родине, гордость за поэтов, художников, композиторов, прославляющих её красоты;
  • воспитывать культуру общения, бережное отношение к природе.

В речевой деятельности:

  • упражнять в выразительном чтении стихотворений о весне; при восприятии картины уметь замечать, какими средствами художник передает свое настроение;
  • отработка правильного дыхания на коротких и долгих музыкальных фразах, точное
  • сочетание речи и движения;
  • закреплять умение разгадывать загадки.

Материал:

  • иллюстрация картины И. Левитана “Весна - большая вода”;
  • музыкальный материал: “Весенние воды”; прелюдия “Соль мажор” С. Рахманинова, “Ветер перемен” Крылатов;
  • портрет композитора;
  • детские рисунки о весне; чудо-дерево; пластилиновый ежик;
  • фланелеграфа;
  • набор геометрических фигур;
  • 2 конверта;
  • ветка берёзы;
  • корзина с яблоками.

Дети свободно входят в зал.

Муз. рук:

На дворе – Весна-красна!
Чем Весна-красна ясна?
Солнцем жарким,

Дети: Да!

Муз. рук.: Светом ярким,

Дети: Да!

Муз. рук.: Клейкою почкой,

Дети: Да!

Муз. рук.: Первым листочком,

Дети: Да!

Муз. рук. Небом ясным,

Дети: Да!

Муз. рук.: Солнцем красным,

Дети: Да!

Муз. рук.:

Весна уже пришла, весна,
Капель на улицах слышна.
Кап - кап, кар - кар и чик-чирик –
Весенний шум и гам, и крик!

Этот необычный оркестр, созданный природой, эта музыка весны однажды взволновала русского композитора С. Рахманинова, которую он записал нотками и назвал “Весенние воды”.

Давайте внимательно послушаем эту музыку. (Слушание) Что вы услышали в этой музыке? Какой у нее характер, какое настроение? Кто исполняет эту песню? (Ответы детей) Эта удивительно светлая музыка - подлинный гимн весне, солнцу, жизни. В ней слышится радость и ликование, слышится бурлящее весеннее половодье.

“Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

Бегут и будят сонный брег, бегут и будят и гласят...”

(Повторное прослушивание)

Восп: Ребята, а какое у нас сейчас время года?

Дети: Весна

Восп: Правильно - весна. Весна прекрасное время года, когда природа просыпается от зимнего сна. А у весны три месяца, как они называются?

Дети: Март, апрель, май.

Восп: А сейчас какой месяц?

Дети: Апрель.

Восп: Давайте послушаем стихи о месяце апреле.

Апрель. С. Маршак.

Апрель! Апрель! На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник.

Апрель. И. Токмакова.

К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами.
Черные проталины на полях видны.
Верно, очень теплые ноги у весны.

Весной. А. Берестов.

То снег валил, то ветры выли
И вдруг тепло, поют скворцы.
И почки клювики раскрыли
От удивленья, как скворцы.

Восп: Вот какие стихотворения написаны о весеннем месяце апреле и о весне. Множество изменений происходит в природе весной. Что вы заметили нового на улице? Как изменилось небо?

Каким оно было и каким стало? Какое солнышко весной? Светит так же, как зимой или по-другому?

Дети: Солнышко тёплое, ласковое. Светит и греет, а зимой светит, но не греет.

Восп: Что произошло со снегом? Почему он растаял? А что произошло на реках?

Дети: Ледоход.

Восп: Что происходит с деревьями?

Дети: Набухают почки, появляются первые листочки.

Воспитатель берет веточку березы и обращает внимание детей на нее.

Bocп: Посмотрите, какие листочки у берёзы. Начинается сокодвижение у берез, пробуждающихся в апреле и не случайно древнерусское название месяца - Березень.

Итог: И так с каждым днём всё меньше снега, куда не ступи – везде вода. Кажется вся земля, встречая весну, спешит умыться перед тем, как надеть наряд из зелёных трав, листьев и цветов.

Звучит музыка С. Рахманинова “Прелюдия соль мажор”.

Bосп.: А сейчас давайте с вами пройдем в картинную галерею.

На стене развешаны детские картины на весеннюю тему. В центре картина И.И. Левитана “Весна - 6oльшая вода”.

Bocп: Многие художники любили весну и писали весенние пейзажи. Вот и вы, на занятиях с Ольгой Николаевной, рисовали весенние картины. Посмотрите на картину художника И.И. Левитана “Весна – большая вода”. Как вы думаете, почему автор так ее назвал? Эта картина грустная или радостная? Почему?

(Ответы детей)

Да, эта картина радостная, потому что художник изобразил пробуждение природы после долгой холодной зимы. Ярко светит солнце и под его горячими лучами растаял снег. Река вышла из берегов и большая вода залила берёзовую рощу. Гony6oe небо, с лёгкими облачками, отражается в воде. Тонкие белоствольные берёзки стоят в синей воде. Их ветки как бы окутаны светло-зелёным пухом. Это новые листочки пробиваются из почек. Все краски, которые использовал художник, светлые и яркие. Поэтому этот левитановский пейзаж получился таким радостным.

Ребята, а давайте мы с вами сейчас поиграем в игру “Составь картинку”. У вас в наборе есть различные геометрические фигуры разного цвета. Из этих геометрических фигур нужно составить весеннюю картинку, стараясь использовать весь материл.

Дети делятся на две команды по 5 человек. В их распоряжении два rony6oro цвета набор геометрических фигур на команду.

Звучит музыка.

Муз. рук: Ребята, вы хорошо отдохнули и поиграли. Я приглашаю вас на ковер - самолет. Возьмитесь за руки, ноги слегка расставьте, ну что ж “ На ковре с вами летим, крепко на ногах стоим.

Ввысь ковер нас поднимает (встают на носки)
И тихонько опускает. (пружинят ногами)
Вправо – влево наклонил (наклоняются)
И на землю опустил”. (приседают)

Мы с вами в сказочном лесу. Как здесь легко дышится, давайте подышим.

Хорошо.

Ах, как хорошо! Ах, как удивительно хорошо! В лесу растет волшебное дерево, посмотрите, что оно нам приготовило.

Первый конверт

1. Спойте так, как поет ветерок в лесу.

“Ветерок щечки надул и тихонечко подул” - для этого надо сделать глубокий вдох и на выдохе произнести “ш-ш”.

2. Покажите, как ветер раскачивает ветви деревьев.

“Ветер тихо клён качает, вправо-влево наклоняет” - для этого поднимем руки верх и покачаем ими слегка над головой.

3. Покажите, как сильный ветер раскачивает стволы деревьев.

“Сильный ветер зашумел, на деревья налетел. Раз - наклон и два - наклон, зашумел сердито клён”.

- Делаем наклоны в стороны, руки вверху.

4. Зажужжите, как жук, потревоженный ветром - для этого сделаем вдох, а на выдохе произнесем “ж-ж”).

5. Покажите, как жук двигает папками, пытаясь перевернуться.

“Он на спинку упал, лапками задрыгал.

И сердито зажужжал, крыльями задвигав”

- Для этого лягте на спину и задвигайте руками и ногами, жужжа при этом.

Второй конверт:

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (белка)

В лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный.
Он зубами щелк!
Это серый ... (волк)

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель ... (ежик)

Прыг-скок трусишка:
Хвост-коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глазки с косинкой.
Одежда в два цвета
На зиму и лето. (заяц)

Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (медведь)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый, краса,
А зовут ее... (лиса)

Восп: Ребята, мы разгадали загадки о животных, которые нам приготовило волшебное дерево. А какие из этих животных впадали в спячку зимой и проснулись весной? С какими животными происходят изменения с приходом весны? Почему?

Дети: Меняют шубки – заяц на серую, белка на рыжую.

Обобщение ответов детей.

Восп: Ой, ребята, вы слышите, кто-то плачет? Это ежик. Но какой-то он странный. Что с тобой ежик произошло?

Еж: Я гулял в сказочном лесу и потерял все иголки, а теперь не могу их найти.

Восп: Давайте поможем ежику, ребята!

Дети co6иpaют иголки и крепят на спине у ежа. Ежик блaгoдарит за помощь и дарит детям корзину яблок.

Итог: Сегодня вы хорошо потрудились, многое узнали и вспомнили.