Форма проведения: интеллектуально-развлекательная игровая программа.
Тема: Углеводороды.
Участники: учащиеся 10 класса.
Время проведения: по окончании изучения раздела “Углеводороды”.
Задачи:
- Осуществить обобщение знаний и умений учащихся по теме “Углеводороды” в игровой форме.
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся, их коммуникативной культуры.
Оформление:
- Надпись "Органическая химия- это химия углеводородов и их производных! К. Шорлеммер, 1889г."
- Надписи с названиями команд: "Знайки", "Всезнайки", "Незнайки".
- Квадрат 5*5 со словом ХИМИЯ.
Алканы |
Алкены |
Арены |
Алкины |
Источники УВ |
$ | 5 | |||
Х |
И |
М |
И |
Я |
! | 1 |
Правила игрыКоманды поочередно добавляют к слову "Химия" по 1 букве, чтобы получилось новое слово. По количеству букв этого слова определяются очки.
Например, добавив букву Я, получается слово ИМЯ - 3буквы =3 балла.
Алканы |
Алкены |
Арены |
Алкины |
Источники УВ |
Х |
И |
М |
И |
Я |
Я |
||||
2. Количество очков может быть х2, если команда ответит на 1 вопрос из той области знаний, в какую колонку поставлена буква, и может быть х5, если команда ответит на 2 вопроса (в данном примере - из темы АРЕНЫ).
3. Если буква попадает на поле с дополнительными знаками, то
$ - Счастливый случай: очки за слово увеличиваются в 2 раза без вопросов.
1 - отвечает только 1 человек из команды.
5 - очки за слово х5 без вопросов.
!- + дополнительные 10 очков.
4. Если заполняется полностью горизонтальный или вертикальный ряд проводится
- Веселая переменка – Знаете ли Вы, что...
Этапы игры
1. Деление группы на 3 команды (по рядам). Выбор названия команд, командиров, помощника ведущего.
2. Объяснение правил игры.
3. Блиц турнир. Победитель начинает игру.
4. Обобщение материала, заполнение табло.
5. Подведение итогов, награждение.
Блиц-турнир:
КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?Алканы
Алкены
Арены
Алкины
Природные источники углеводородов
1. Какие способы преработки нефти вам известны?
2. Что такое “октановое число”?
3. Сравните термический и каталитический крекинг.
4. Что собой представляет процесс “коксование”?
5. Какие продукты можно получить при перегонке нефти?
6. Назовите основные месторождения природного газа, нефти, каменного угля.
7. Что такое ректификация?
8. Сравните состав природного и попутного нефтяного газов.
Знаете ли Вы, что…
..что хлор один из самых сильных окислителей, очень ядовитый газ - важнейший продукт основной химической промышленности, сырье для производства пластмасс, ядохимикатов, каучука, искусственного волокна, красителей и медикаментов, средство для очистки питьевой воды и отбеливания тканей;
...что первая пластмасса была изготовлена в 1907 г. англичанином Бакеландом из фенолформальдегидной смолы и названа бакелитом;
...что русский ученый В. Ф. Петрушевский в 1866 г. впервые получил динамит;
...что русский ученый Н. И. Лунин в 1880 г. открыл витамины;
...что первый каучукоподобный полимер был синтезирован в 1900 г. русским ученым И. Л. Кондаковым;
...что моющая способность синтетических средств по сравнению с мылом в 2—3 раза выше, а себестоимость примерно в 2,5 раза ниже;
...что химических волокон уже известно свыше 500, из которых 50 производится в промышленных масштабах;
...что свинцовая вить определенной толщины выдерживает груз в 2 кг, медная — в 40 кг, шелковая—в 53 кг, а капроновая—в 85 кг;
...что первым описал ароматическое соединение бензол М. Фарадей, получивший его при охлаждении светильного газа, который применялся для освещения улиц и квартир в Англии;
...что синтетическое волокно перлон значительно прочнее металлической проволоки: так, если сгибать проволочку 20—30 раз, она ломается, волокно перлон выдерживает 30 тыс. сгибаний;
...что из волокна хлорина изготовляют лечебное белье, которое уменьшает боли от радикулита, ревматизма и подагры, в связи с тем, что ткань из хлорина при трении о кожу образует слабые электрические разряды;
...что из пластмассы поликарбоната изготовляют гвозди, которые свободно можно вбивать в доску и многослойную фанеру.
Литература:
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Химия.10 класс. – М.: Просвещение, 2006.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. 10 класс.- М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 10 класс/ О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова - 2-е изд., -М.: Дрофа,2003
- Малышкина В. Занимательная химия - Санкт-Петербург, “Тригон”, 1998.