К конспекту урока прилагается мультимедийный вариант – презентация (См. Приложение 1)
Цель урока:
- Показать особенности жанра.
- Подготовить учащихся к написанию сочинения в жанре рецензии.
Задачи урока:
- Проверить знания теоретико-литературоведческих понятий.
- Совершенствовать умение систематизировать материал.
- Развивать умения воспринимать, интерпретировать и анализировать исходный текст с литературоведческих позиций.
- Совершенствовать умение в собственной речи использовать разнообразные грамматические и лексические средства.
- Реализовать умение оформлять письменный текст в соответствии с орфографическими, пунктуационными и грамматическими нормами.
Ход урока.
…Язык есть не только говор, речь,
язык есть образ всего внутреннего человека:
его ума, того, что называется сердцем,
он выразитель воспитания, всех сил,
умственных и нравственных
А.Н.Островский
Проверка домашнего задания.
Терминологический диктант.
Цель: проверить знания
теоретико-литературоведческого характера,
совершенствовать орфографические навыки.
- Рассуждение.
- Перифраза.
- Композиция.
- Художественный.
- Метафора.
- Эпитет.
- Публицистический.
- Аннотация.
Самопроверка с использованием презентации.
Объяснение нового материала.
Прочитав аннотацию, ответив на вопросы, напишите текст.
- Была ли удачной вступительная фраза?
- Были ли связующие элементы между вступлением и основной частью?
- Есть ли в аннотации концовка, удачна ли она в языковом отношении?
“Дар” - книга, официально считающаяся “центральным русскоязычным романом Владимира Набокова”. Во всех возможных отношениях...
Потому что в книге этой интеллектуальная и этическая трагедия русской эмиграции обнажена искренне и жестоко...
Потому что непревзойденный “набоковский язык” доходит здесь до пределов совершенства - а порой их и превосходит...
Потому что “Дар” — это шедевр.
И комментарии излишни.
Рецензия как жанр.
Рецензия – (от лат. recensio – рассмотрение, обследование) – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного произведения, спектакля, концерта, кинофильма.(Из Толкового словаря)
Характеристика жанра.
- Полифункциональный (информация, воздействие, убеждение, анализ).
- Аргументированный (обоснованность, объективность авторской оценки).
- Эмоциональный (допустима субъективность, личные вкусы).
- Полиадресный (широкий круг читателей).
- Преимущественно письменный.
- Индивидуальный (автор - конкретный человек).
- Стилистически гибридный (элементы научного, публицистического, художественного стилей).
Структурные элементы рецензии.
- Сообщение о произведении искусства (автор, название, место и время создания и публикации).
- Общая характеристика-оценка произведения (пересказ и комментирование сюжета, описание кульминационного момента, цитирование).
- Анализ содержания, формы, языковых и стилистических особенностей произведения.
- Определение места произведения в творчестве автора или (и)литературном процессе в целом.
- Привлечение внимания читателя(зрителя, слушателя) к рецензируемому произведению.
Жанры, близкие к рецензии.
Термин | Определение |
Библиографическая заметка. | Краткая информация о прочитанном произведении. |
Аннотация. | Краткая характеристика произведения печати, его содержания, оформления, направленности. |
Отзыв. | Выражение эмоционально-оценочного характера. |
Обозрение. | Анализ-характеристика нескольких произведений, объединенных хронологически, тематически. |
Литературно-критическая статья. | Рассмотрение актуальных общественных, политических, нравственных проблем на основе одного или нескольких произведений искусства. |
Роман В.В. Набокова “Дар”.
Анализ содержания исходного текста.
Смысл названия книги.
Актуальность проблематики.
Темы:
- природа творчества и творческой личности;
- историческая судьба России;
- осмысление русской литературы 19 века;
- тема утраченной навсегда Родины с ее красками и запахами, возродить которые “не поможет никакая поэзия”;
- тема счастливого, но оборвавшегося детства;
- тема любви и страданий, которыми она сопровождается.
Главная героиня романа - Русская Литература.
Анализ формы исходного текста.
Структура образов, особенности сюжета и композиции.
Критика о романе “Дар”.
Щедрый вообще, в “Даре” Сирин как бы решил проявить совершенную расточительность. Иногда в одну фразу он вкладывает столько разнообразного материала, сколько другому, более экономному или менее одарённому писателю хватило бы на целый рассказ.
…Его произведения населены не только действующими лицами, но и бесчисленным множеством приёмов, которые, точно эльфы или гномы, снуя между персонажами, производят огромную работу: пилят, режут, приколачивают, малюют, на глазах у зрителя ставя и разбирая те декорации, в которых разыгрывается пьеса. Они строят мир произведения и сами оказываются его неустранимо важными персонажами. Сирин их потому не прячет, что одна из главных задач его – именно показать, как живут и работают приёмы.
Владислав Ходасевич.
...“Дар” окончен, и достоин, конечно, внимательного разбора...
Пародия — самый легкий литературный жанр, и, будем беспристрастны, Сирину его “рецензии” удались. Если все же эти страницы “Дара” как-то неловко и досадно читать, то потому, главным образом, что они не только портретны, но и автопортретны: ясно, что Линев — это такой-то, Христофор Мортус — такой-то, но еще яснее и несомненнее, что Годунов-Чердынцев — это сам Сирин!.. Ограниченные критики отзываются о Годунове отрицательно, прозорливые и понимающие — положительно: рецепт до крайности элементарен.
Георгий Адамович
...Писатель Сирин изобразил в напечатанном после того романе “Дар”, где стихи Годунова-Чердынцева пародируют собственные стихи Сирина, тогда как за своей подписью он иногда в эти годы печатал стихи с таинственной пометой “Из Ф.Г.Ч.”, что расшифровывается как “Из Ф.Годунова-Чердынцева”. Вот почему в творчестве Набокова-Сирина “Дар” может занять центральное место. Правда, роман оказался не совсем тем, на что надеялся Ходасевич: герой едва ли подан в нем “безжалостно-сатирически”, а с другой стороны в нем большую роль играет сатирически препарированная биография Чернышевского, которую пишет герой. И все же несравненный пародийный дар Сирина, его поразительная переимчивость нигде не сказались с такой силой. Чего стоят одни пародии на рецензии о книгах Годунова-Чердынцева!
Глеб Струве
Анализ образцов критической
литературы.
(Отрывок из книги В. Ходасевича “Колеблемый
треножник”)
...Для критики искусства нужны люди,
которые бы показывали бессмыслицу
отыскивания мыслей в художественном
произведении и постоянно руководили бы
читателей в том бесконечном лабиринте
сцеплений, в котором и состоит
сущность искусства.
Л. И. Толстой
Вопросы и задания.
1. Определите тип и стиль речи, жанр
произведения.
2. Какова композиция произведения? Составьте план
рецензии. Проанализируйте, совпадает ли он со
схемой, предложенной вам.
3. Какие литературоведческие термины использует
автор рецензии? Приведите примеры.
4. Приведите примеры лексических единиц,
характерных для произведений художественного и
публицистического стиля.
5. Какие тропы использует автор? С какой целью?
6. Какие конструкции предложений использовал
рецензент при написании работы?
- Найдите произведения с вводными словами.
- Объясните пунктуацию при цитировании. Способы цитирования.
- На примере указанного отрывка графически объясните орфограммы и пунктограммы.
7. Ваше мнение о рецензии по книге, на которую она написана. Побуждает ли эта рецензия прочитать книгу?
Работа по речевому оформлению рецензии.
Цель: освоить конкретные навыки рецензирования, анализировать текст с литературоведческих позиций, использовать средства оценки, употреблять разнообразные речевые конструкции.
- Определить, какому структурному компоненту соответствуют группы речевых конструкций (т.е. озаглавить их).
- Дополнить своим примером.
- Составить микротекст по одному из структурных компонентов рецензии, используя типичные речевые конструкции на основе рецензируемой работы.
………………
- Прочитав этот текст, я вспомнил...
- Когда я прочитал этот текст, то подумал о...
- Когда я читал этот текст, я словно вспоминал то, что было со мной.
- Когда я читал этот текст, то узнавал свои впечатления...
- Я думаю, что никто не может остаться равнодушным к этой проблеме...
- Почему мы так часто бываем равнодушны к...
- Темой данного текста является...
- Темой текста служит...
- Проблема, обсуждаемая в тексте...
- Актуальность проблемы обусловлена...
- Проблема, поставленная в тексте, связана с ...
………………
- Следует отметить, что…
- Необходимо признать, что...
- Надо подчеркнуть (что?) ...
- Хочется выделить (что?) ...
- Автор убедительно раскрывает (что9) ...
- Автор убедительно доказывает (что?) ...
- Писатель тонко замечает (что?) ...
- Писатель верно подметил, как...
………………
- Текст приобретает большую выразительность благодаря..
- Текст становится более выразительным благодаря...
- Автор неравнодушен к этим проблемам, и свое волнение он передает с помощью...
- Автор говорит об этом с иронией, которую подчеркивают такие выразительные средства, как...
- Автор сочувствует своему герою, и это проявляется (в чем?)…
- Писатель является тонким наблюдателем, что находит выражение в таких словах, как...
- Использование данных средств выразительности обусловлено необходимостью создания эффекта непосредственного общения с читателем.
- Автор усиливает выразительность текста, умело применяя такие средства выразительности, как...
- Текст приобретает тем большую выразительность, что...
- Необходимо назвать такие выразительные средства текста, как, например...
………………
- С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна...
- По моему мнению, разговор на эту тему актуален, так как.
- По-моему, злободневность этой проблемы в том, что.
- Трудно не согласиться с автором в том, что...
- Нельзя не согласиться с автором текста в (чем?)
- Однако не совсем точным является, на мой взгляд, оценка автором (чего?)...
- Мне кажется, что в этом автор не совсем прав...
- Я думаю, что автор не прав, утверждая...
- Я думаю, что с мнением автора можно поспорить...
- В общем я разделяю точку зрения автора, однако не могу согласиться с тем, что...
………………
- Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть...
- В заключение необходимо сказать...
- Итогом этих наблюдений является...
……………………
- Автор не определился (с чем?)
- Писатель предпочел (что? чему?)
- Он (автор) скрупулезно анализирует...
- Автор приоткрывает...
- Вывод неожидан.
- Интересно для нас предложение автора о ...
- Автор полагает (убежден, считает, убедительно доказывает) (что?)
……………………
- Учитывая стиль произведения…
- Удачна композиция.
- Автор предпочел обычному рассказу жанр...
- Рассказ написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком.
- Интересны речевые характеристики героев.
……………………
- Однако не со всеми высказываниями можно согласиться...
- Позволю себе с ним не согласиться...
- Нельзя исключать (не учитывать) и ...
- В отличие от автора, я считаю, что ...
- Возможно, не все верно (правильно, безупречно ...)
- Неравнодушного читателя не может не удивить отсутствие (чего?)
- К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.
- Писатель упускает из виду (пренебрегает)...
…………………………
- Первое впечатление...
- На первый взгляд кажется, что...
- Атмосфера рассказа...
- Книга поражает (удивляет ... )
…………………………
- Первое произведение, написанное (кем), было напечатано, принято, опубликовано...
- Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (рассказчик, поэт...), но и ...
- Его книги (рассказы, произведения) вызывают ... чувства, мысли, поступки.
…………………………
- Это произведение о...
- Сюжет построен так, что...
- Центральной сюжетной линией стало...
- В центре внимания автора ...
…………………………
- Герой-рассказчик пытается объяснить...
- Автор населил свои книги героями (людьми) ...
- Мир, в котором живут герои...
- Главный герой есть...
- Его герой...
…………………………
- Круг тем, которых касается автор, чрезвычайно широк.
- Заложена стержневая тема о ...
- Автор пишет о ...
- Много места уделено проблеме...
- Проблематику можно было бы определить как...
Обобщение изученного на уроке. Написание рецензии.