Ожидаемые результаты:
В ходе занятия участники смогут:
- принять участие в работе малых групп;
- познакомиться с типами политических режимов.
В результате проведенного занятия участники смогут:
- определять понятия политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм;
- называть основные характеристики политических режимов;
- выражать свое отношение к современным политическим условиям в РФ.
Основные используемые понятия:
- политический режим;
- демократия;
- авторитаризм;
- тоталитаризм.
Основная деятельность на занятии: Ролевая игра по группам.
Ресурсы к занятию:
- Расставить столы по группам, распределить учащихся по группам;
- Приготовить раздаточный материал.
Ход урока (45 мин.)
1. Мотивация (5 мин.)
Изучение темы начинается с прочтения отрывка из произведения Л. Филатова «Сказ про Федота-стрельца».
Леонид Филатов.
(По мотивам русского фольклора).
«Сказ про Федота - стрельца».
Потешник:
Верьте аль не верьте, а жил на белом свете
Федот-стрелец, удалой молодец.
Как-то раз дают ему приказ - чуть свет поутру явиться ко двору.
Царь на вид сморчок, башка с кулачок,
А злобности в ем - агромадный объем.
Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку.
На Федьке от страха намокла рубаха
В висках застучало, в пузе заурчало,
Тут, как говорится, и сказке начало.
Царь:
К нам на утренний рассол прибыл аглитский посол,
А у нас в дому закуски - полгорбушки и мосол.
Снаряжайся, братец в путь да съестного нам добудь –
Глухаря иль куропатку. Аль ишо кого-нибудь.
Не смогешь - кого винить? - Я должён тебя казнить.
Государственное дело, ты улавливаешь нить?..
Федот:
Нешто я да не пойму при моем-то при уму?
Чай, не лаптем щи хлебаю, сображаю, что к чему.
Получается, на мне вся политика в стране:
Не добуду куропатку - беспременно быть войне.
Чтобы аглитский посол с голодухи не был зол,
Головы не пожалею, обеспечу разносол!..
Потешник:
Слово царя тверже сухаря.
Пошлет на медведя - пойдешь на медведя,
А куды деваться - надо, Федя!
По отрывку задайте вопросы.
- О чем идет речь в данном отрывке? (царь отправляет Федота-стрельца добыть съестного).
- Как он это делает? (отдает приказ).
- Может ли Федот ослушаться? Почему?
- А можно ли было по-другому попросить Федота?
- Как бы в этом случае ощущал бы себя стрелец?
Т.О. выходим на понятие политическая система (система методов, способов и средств осуществления политической власти).
2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (1 мин.)
3. Новый материал (10 мин.)
Предварительно разделите класс на 3 группы. Попросите участников познакомиться с характеристиками основных политических режимов. (Данный материал раздается каждому ученику).
Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.
Демократический режим. («Разрешено всё, что не запрещено законом»).
Демократия (от греч.demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.
Характерные черты режима:
- Народ – источник власти.
- Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
- Правовое государство. Права личности закреплены законом и гарантированы. Гражданское общество.
- Демократические выборы в органы государственной власти.
- Политический плюрализм.
- Конкурентная многопартийная система. Легальная оппозиция.
- СМИ свободны от цензуры.
- Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции милиции и суда.
- Отсутствие какой-то официальной идеологии.
- Церковь отделена от государства.
Авторитарный режим. («Разрешено всё, кроме политики»).
Авторитаризм (от лат. аuctoritas – влияние) -политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном властном органе.
Характерные черты режима:
- Отчуждение народа от власти.
- Сильная неограниченная власть главы государства.
- Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
- Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
- Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны.
- Партии, кроме правящей, могут запрещаться и преследоваться законом.
- Существует цензура над СМИ.
- Существует официальная идеология.
- Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.
- Церковь находится под контролем государства.
Тоталитарный режим. («Запрещено всё, что не приказано»).
Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.
Характерные черты режима:
- Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером. Культ личности вождя.
- Законодательная, исполнительная и судебная власть контролируются правящей партией.
- Отсутствие разделения властей.
- Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
- Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
- Легальная политическая оппозиция отсутствует.
- Существование только одной правящей партии.
- Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
- Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
- Существует только официальная государственная идеология.
- Церковь под жестким контролем государства.
4. Интерактивная часть (24 мин.)
4.1. Разъяснение задания (3 мин.)
Учащиеся объединены в три группы. Каждая группа получает задание: подготовить сценку заседания парламента в государстве с определенным типом политического режима. Они должны подготовить сценку так, чтобы можно было охарактеризовать формы политических режимов по следующим критериям: взаимоотношение народа и власти, политические отношения, роль лидера в государстве, партийная система, действия оппозиции, идеология, роль силовых структур.
4.2. Подготовка к проведению презентации (9 мин.)
Во время подготовки продолжайте консультировать ребят, если у них есть вопросы.
4.3. Демонстрация презентации (12 мин.)
Каждой группе дается 2-3 минуты, чтобы продемонстрировать свою сценку. Представители других групп должны определить тип политического режима и его характеристики по установленным критериям. По ходу составляется таблица. (Приложение 1). Группа соглашается или нет с мнением остальных участников.
Итогом работы является общее заполнение таблицы.
5. Подведение итогов (5 мин.)
- Что такое политический режим. Какие формы политических режимов вы запомнили.
- Какие политические режимы существовали в России на протяжении прошедшего столетия?
- Как можно охарактеризовать современную Россию?
- Вернитесь к отрывку из «Федота-стрельца».
- Какой политический режим описан Л. Филатовым?
- Как вы это определили?
- Что было самым трудным в ходе занятия?
- Что было наиболее интересным в ходе занятия?
- Что нового вы узнали на занятии?
Подведение итогов можно провести в виде теста. (Приложение 2).