Урок изобразительного искусства из серии "Край мой родной". Пейзаж "Уголок детства"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • способствовать развитию творческого воображения детей, формирования умения передавать свои наблюдения и переживания в рисунках, развитию умения выражать самое интересное, впечатляющее в рисунках ярким цветом, выделять композиционно;
  • знакомство с новой техникой - рисование на наждачной бумаге графическим материалом;
  • дать понятие о пейзаже как жанре изобразительного искусства;
  • осуществить межпредметные связи изобразительного искусства и родной речи, музыки.

Оборудование:

  • наждачная бумага круглой формы;
  • стёрка;
  • цветные карандаши;
  • точилка;
  • коробка для мусора;
  • карандашница.

Для учителя:

  • образцы работ;
  • тарелки пластиковые;
  • картины с изображением пейзажа;
  • клей.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты. Повторяйте за мной:

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание мое растет.

- Голова мыслит ясно.

- Руки обретают уверенность,

пальцы жаждут творчества.

- Я хочу творить.

- Я готов творить.

2. Вступительная часть (показ куклы-матрешки: бабушка, вяжущая носок).

- Сегодня мы вместе с нашей бабушкой Марусей продолжим серию рисунков «Край родной».

- Пусть она пока довязывает свой носочек, а мы с вами расскажем стихи о родном крае.

(Прослушивание стихов).

- А что вы представляете при слове «Родина»?

- Как вы понимаете это слово?

3. Знакомство с новым видом техники рисования.

- Сегодня вы познакомитесь с новым видом рисования и с новым понятием - пейзаж.

Пейзаж- это французское слово, которое обозначает изображение природной среды.

- Давайте подумаем, какие предметы природы существуют вокруг нас, которые могли бы вдохновить художника на создание пейзажа?

  • Родная природа – лес, поле, озеро и т.д.
  • Море – морской и подводный пейзаж.
  • Горы – горный пейзаж.
  • Космос – космический пейзаж.
  • Город, деревня, дома – архитектурный, сельский пейзаж.
  • Фантастика, сказка – выдуманный, сказочный пейзаж.

- Но у нас тема «Край родной», значит, какой пейзаж мы выберем?

(Родная природа, архитектура).

- Пейзаж можно рисовать с натуры, например, выехав на природу, а можно вспомнить увиденное, нарисовать по представлению или придумать самому.

- Цветовая гамма рисунка зависит не только от выбранной природной среды, но и от времени года, времени суток, погодных условий. Таким образом, рисовать можно:

  • Зимние, летние, осенние, весенние пейзажи.
  • Утренние, дневные, вечерние, ночные пейзажи.
  • Солнечные, дождливые, снежные и др. пейзажи.

4. Физкультминутка.

5. Выбор сюжета.

- Но кроме этого мы сегодня используем очень интересный материал для рисования – это наждачная бумага. Тихонько потрогайте пальчиком. Чем отличается от альбомного листа?

- Сначала составляем план рисунка и работаем по знакомой схеме:

Рисунок = тема + главные предметы + детали + цвет.

6. Самостоятельная работа. (Под музыку).

- А теперь вспомните наших мам, бабушек, вспомните тот уголок детства, который вы никогда не забудете. Зарисуйте свой уголок детства.

7. Итог урока.

Давайте вспомним, с какими видами картин мы познакомились.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед.
Обязательно картина
Называется – портрет.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт.

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется – пейзаж.

- Давайте рассмотрим наши работы. Получилось ли у нас то, что мы хотели? Приклеим их на тарелочки, получились рамочки. Как вы думаете, можно ли подарить эти сувениры?