В настоящее время понимание системы образования неизмеримо расширилось, изменилось и представление о целях, задачах, содержании, методах и средствах обучения. Приоритетность личностной ориентации в системе образования позволяет отметить, что главной целью является формирование личности, подготовка человека думающего и чувствующего, умеющего использовать знания в жизни. Но как показывает практика, учащиеся не умеют осуществлять ценностно-ориентированный выбор в жизненно важных ситуациях, принимать решения в сложных и конфликтных случаях, и не обладают сформированными навыками межличностного общения, возникает проблема в усвоении знаний на уроках и пропадает интерес к обучению. Школьная программа не предусматривает решение этой проблемы. Анализ педагогической литературы по этому вопросу показал, что решить создавшуюся ситуацию может помочь стратегия активного обучения, которая предполагает активную форму не только на уроках, но и во внеклассных мероприятиях.
Цель активного обучения – развивать коммуникативные, управленческие навыки учащихся, формировать у учеников такие качества как терпимость, уважение к иному, отличающемуся от своего мнения, способствовать развитию мотивации ученика к изучению нового [1]. Методикой активного обучения предусмотрено формирование детей в группы, в которых желательно было бы по одному выраженному визуалисту, аудиалисту и кинестетику. Также желательно, чтобы в группе был ученик, у которого в достаточной степени сформированы все сенсорные каналы. Целенаправленная и системная работа учителя позволит выделить к концу учебного года “активно действующую группу”. В результате методически организованной работы в группах, школьники учатся слышать друг друга, помогать менее успешным в учебе товарищам. Важно обращать внимание на позитивные проявления в поведении учеников в группе: способность внимательно слушать друг друга, спокойно отстаивать свою точку зрения, принимать совместное решение. В ходе работы в группе ученики испытывают эмоциональный подъем, ощущение сопричастности к общему делу. Это повышает интеллектуальную активность, снижает чувства напряженности, тревоги и беспокойства, которые часто возникают в условиях традиционной формы работы.
При изучении географии Якутии нами разработан ряд уроков по разным параллелям с использованием активных методов. Представляем один из них для 8 класса.
Тема урока: “Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Якутии”
Цель урока: Познакомить ребят с особенностями тектонического строения территории Якутии, с формами рельефа и размещением полезных ископаемых.
Учебно-воспитательные задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить с особенностями тектонического строения.
- Сформировать знания о взаимосвязи основных форм рельефа с тектоническими структурами.
- Рассмотреть экологические проблемы добычи полезных ископаемых и пути их решения.
Развивающие:
- На основе анализа карт школьники устанавливают закономерность взаимосвязи тектонического строения, рельефа и полезных ископаемых Якутии.
- Развивать коммуникативные и управленческие навыки.
- Продолжать работу с номенклатурой.
Воспитательные:
- Прививать любовь к родному краю, пробудить интерес к его истории.
- Способствовать расширению кругозора учащихся через знание карты и дополнительный информационный материал.
- Способствовать профориентационной работе учащихся, воспитывать уважение к тяжелому труду геологов.
Оборудование:
- Атласы Республики Саха (Я).
- Физическая карта России, Якутии.
- Фотографии о природе Якутии.
Метод: Словесный. Практический. Групповая работа (работа в четверках).
Тип урока: Урок объяснения нового материала с элементами игры и использованием активных методов обучения.
1. Организационный момент.
Этический заряд:
Здравствуйте! Я очень рада видеть Вас!
Возьмитесь за руки.
Вы чувствуете тепло рук друг друга?
Я хочу, чтобы вы слушали и услышали друг друга!
Я хочу, чтобы между вами возникло взаимопонимание, и оно помогло вам в работе!
2. Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами будем изучать тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые Якутии по плану, который записан на доске. Помогать мне будут группы специалистов, которые расскажут нам о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых.
На доске помещен план изучения новой темы:
1. Географическое положение Якутии и история исследования рельефа. 2.Тектоническое строение Якутии. 3.Современные формы рельефа Якутии. 4.Полезные ископаемые Якутии, хозяйственное использование недр. 5. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых..
Класс делится на 5 групп специалистов: историков, тектоников-сейсмологов, геоморфологов, геологов, геоэкологов (на столах стоят таблички с названиями групп). Целью работы, которых является изучение тектонического строения, рельефа и полезных ископаемых Якутии. В каждой группе есть консультант, который не только помогает группе, но и выставляет оценки в оценочный лист каждому члену группы.
Проверка домашнего задания и усвоения основных понятий темы: “Тектоническое строение и рельеф России”. Учитель выставляет оценки за повторение ученикам, которые ответили на эти вопросы в оценочный лист.
Группы специалистов получают карточки-инструкции, листы с дополнительной информацией [3] и начинают работать с ними, картами в течение 10-15 мин. Консультант группы в начале работы распределяет вопросы между членами группы и каждый индивидуально находит ответ на свой вопрос. Через 8-10 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения задания, если по какому-то вопросу ученик не нашел ответа, ему помогает консультант или он просит помощи у учителя.
Затем учащиеся обсуждают свои варианты решения и приходят к единому мнению, с отчетом выступает от группы либо представитель, либо консультант. Выступающий должен, аргументировано представить результаты работы. Остальные учащиеся слушают и кратко конспектируют. У каждого ученика есть лист с вопросами.
(Пример) Тема урока: “Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Якутии”
1). Площадь Якутии?.______________________________________________________
2). В каком веке начались научные работы в Якутии?____________________________
3). Кто занимался изучением Якутии?_________________________________________
4). Какие металлы были давно известны якутам?________________________________
5). Что якуты делали из этих металлов?_________________________________________
6). На какие тектонические структуры делится Якутия? Заполняем таблицу.__________
7). Самые крупные землетрясения в Якутии?_____________________________________
8). Используя стр.14 атласа РС (Я) заполнить таблицу.
Районы | Тектоническая структура | Форма рельефа и ср.высота |
Западная Якутия | Платформа Сибирская (осадочный чехол и щит) |
Плоскогорье Среднесибирское И восточная часть Анабарского плато 500-1000м. |
Восточная Якутия | Складчатость | Горный и равнинный на севере. Верхоянский хр., Черского хр. Яно-Индигирская и Колымская низм. 2000-3000м. и до 200м. |
Южная Якутия | Платформа Сибирская и Алданский щит. | Горный. Алданское нагорье, Становой хр. 1000-2000м. |
9). Что такое геоморфология?______________________________________________________________________
10). В какое геологическое время формировался рельеф Якутии?._______________________
11). Каков рельеф Западной Якутии? Заполняем таблицу._____________________________
12). Каков рельеф Восточной Якутии? ______________________________________________
13). Каков рельеф Южной Якутии?_________________________________________________
14). Сколько в Якутии учтено месторождений и полезных ископаемых?__________________
15). Назовите основные типы полезных ископаемых?__________________________________
16). Какие месторождения разрабатываются в Ленском районе?_________________________
17). Используя карту атласа РС (Я) стр.14 заполнить таблицу, определив по названиям месторождений название полезного ископаемого. Кто быстрее. Первые две команды получают “пять”, третья - “четыре”, остальные, по правильности заполнения.
Название месторождения полезного ископаемого | Полезное ископаемое |
Мирный, Айхал, Удачный | алмазы |
Сарылах,Кючюс,Сентачан, Куранахское, Нежданинское. | золото |
Нерюнгри, Джебарики-Хая, Сангар, Кангалассы, Зырянка,Эльга | уголь |
Таежное, Тарыннахское | жел. руда |
Талаканское,Таас-Юряхское, Иреляхское, Ср.Ботуобинское | нефть |
Ср. Вилюйское | газ |
Депутатское,Кестер | олово |
Кемпендяйское | каменная соль |
Селигдар | апатиты |
Эмельджакское | слюда |
Сентачан, Малтан, Ким | сурьма |
18). Какие отрасли загрязняют окружающую среду?______________________________________________________
19). Приведите примеры по охране окружающей среды при добыче полезных ископаемых?____________________
Консультант в итоге, после сообщений специалистов за подготовку к ответу и конспект выставляет оценку каждому члену группы. Учитель предлагает выступить одному из консультантов. Консультанты других групп могут согласиться с выступающим, либо выразить свою точку зрения. В заключение учитель дает экспертную оценку.
1 карточка – историкам.
- Определите географическое положение Якутии.
- Какова площадь Якутии?
- В каком веке начались первые научные работы в Якутии?
- Кто из первопроходцев занимался изучением Якутии?
- О каком металле якутам было известно давно?
- Какие еще металлы были известны якутам и что они из них делали?
2 карточка – тектоникам и сейсмологам
- Под действием, каких сил формировалась поверхность Якутии?
- На какие тектонические структуры делится Якутия? Заполняем таблицу.
- Какие самые крупные землетрясения были в Якутии?
3 карточка – геоморфологам.
- Что такое геоморфология?
- В какое геологическое время формировались современные формы рельефа?
- Какие горы превратились в складчато-глыбовые?
- На какие части по рельефу делится территория Якутии?
- Каков рельеф Западной Якутии? Заполняем таблицу.
- Каков рельеф Восточной Якутии?
- Каков рельеф Южной Якутии?
4 карточка – геологам.
- Сколько в Якутии учтено месторождений и полезных ископаемых?
- Назовите основные типы полезных ископаемых?
- Где размещаются металлические полезные ископаемые?
- Какие месторождения разрабатываются в Ленском районе? Заполняем таблицу.
5 карточка – геоэкологам.
- Какие отрасли усиливают загрязнение окружающей среды?
- Какие причины усугубляют экологический кризис?
- Приведите примеры охраны природы при добыче полезных ископаемых?
Информация для историков.
Якутия находится на северо-востоке России. Ее площадь 3103,2 тыс.кв.км. Огромные пространства Якутии всегда были трудны для освоения, но всегда привлекали внимание многих исследователей.
Первые научные работы в Якутии были начаты в 17 веке Великой Северной экспедицией Беринга. В 19 веке по северным территориям пролегли маршруты экспедиций А.Ф. Миддендорфа, К.М. Бэра, Н.И. Кошкарова и др. С середины 19 века началось систематическое изучение геологического строения территории России. В 1882 г. в России была создана государственная геологическая служба. В 1920 году была организована постоянная Северная научно-промысловая экспедиция, впоследствии названная Арктическим институтом. В изучение полярных областей, в том числе и Якутии, внесли неоценимый вклад такие известные ученые-исследователи как И.Д. Черский, Э.В. Толь, С.В. Обручев, Ю.А. Билибин и др.
О том, что в Якутии много железной руды известно давно. Обитатели среднеленских стоянок знали добычу металла из местной руды. Рудознатцами были не только эвены и эвенки, но и древние юкагиры. Якуты ещё до прихода русских занимались железоплавильным производством. В 1630 году отряд Н. Добрынского и М. Васильева встретил якутов, одетых в “железные куяки”. Якутский воевода В. Пушкин в своем донесении в Москву подробно описал умение якутов выплавлять железо из руды.
Кроме кузнечного ремесла добрую славу приобрели мастера серебряных дел и медники. Их работы отличались чистотой отделки, высоким уровнем художественной обработки. Якутские мастера из меди, способом горячей ковки, делали чайники, тазы, удила, стремена, пряжки, пуговицы, кольца и др. Изделия якутских мастеров вывозились в центральные районы России и даже за границу.
Информация для геоэкологов.
В настоящее время на территории Якутии наблюдается усиление загрязнение окружающей среды, которое объясняется тем, что здесь развиваются отрасли первичной обработки полезных ископаемых. Эти отрасли тянут за собой мощные природоразрушающие и загрязняющие отрасли. Таким образом, безудержное расширение добычи полезных ископаемых никак не способствует экологическому оздоровлению, а наоборот, усугубляет экологический кризис. В почве накапливается высокий концентрат металлов, в том числе тяжелых, в поверхностные воды спускаются неочищенные, сточные воды многих предприятий в атмосферу выбрасываются тонны вредных веществ. В Ленске находятся предприятия ООО “Таас-Юрях Нефтегазодобыча” и ООО “Сургутнефтегаз”, в которых работают специалисты – геоэкологи. Они проводят анализы проб воды, грунта. Ведут экологический мониторинг (отслеживание) развития Таас-Юряхского и Талаканского месторождений.
Информация для тектоников и сейсмологов.
Поверхность Якутии формировалась в результате вековых колебаний земной коры и работы текучих вод, ледников, термокарстовых (связанных с многолетней мерзлотой) и других процессов. По времени образования и внутреннему строению территория Якутии подразделяется на две большие тектонические структуры: Западную платформенную (Среднюю Сибирь) и Восточную подвижную геосинклинальную (складчатую) область (Северо-Восточная Сибирь). На платформе выделяются два щита: Анабарский и Алданский. Тектонические движения проявляются в настоящее время. Известны следующие сильные землетрясения, происходившие в Якутии: 1927-28 года - Булунское землетрясение 5 подземных толчков с силой 9-10 баллов по шкале Рихтера; 1952 и 1967 гг. в районе среднего течения р. Олекмы 9-10 баллов; 1971г. близ поселка Усть-Нера Оймяконского района 9-10 баллов; 1989г. в 140 км. к западу от г. Нерюнгри – 6 баллов.
Информация для геоморфологов.
Геоморфология – это наука, изучающая рельеф суши, моря.
Современные формы поверхности Якутии формировались в течение кайнозойской эры под воздействием альпийского горообразования, вековых колебаний земной коры, работы текучих вод, ледников и других процессов. Во время альпийского горообразования горы Верхоянские и Черского из складчатых превратились в складчато-глыбовые. В конце четвертичного периода образовались моря Лаптевых, Восточно-Сибирское, низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Абыйская, менялись русла рек. Территория Якутии делится на три части: Западную, Восточную и Южную. Рельеф Западной Якутии плоскогорно-равнинный, по высотам подразделяется на плато, равнины и низменности, нагорья. Восточная Якутия представляет собой обширную территорию, состоящую из горных систем, нагорья, плоскогорий и северных низменностей. В Южной Якутии выделяются нагорья и хребет.
Информация для геологов.
Территория Якутии богата полезными ископаемыми, в её недрах имеются почти все известные в природе минералы. По данным Гос. комитета РС (Я) по статистике за 1998 год учтено более 1120 разведанных месторождений по 37 видам полезных ископаемых. Сегодня Якутия во всероссийском разделении труда известна добычей алмазов, золота, олова, слюды, угля, нефти, газа и др.
Образование полезных ископаемых связано с развитием рельефа. Платформа и складчатые пояса – основные тектонические структуры Якутии. Это не первозданные образования земной коры, а результат её развития. Установлено, что металлические ископаемые преимущественно размещаются в кристаллических породах. Их чаще всего находят в разрушенных древних горах. Чем древнее горы и чем сильнее они разрушены, тем больше надежд найти в них руды металлов. В сильно разрушенных горах металлические руды, благородные металлы и драгоценные камни нередко находят уже не там, где они возникли, а в продуктах их разрушения, в рыхлых наносах – россыпях.
Обычно различают четыре основные типа полезных ископаемых: металлические (черные, цветные, благородные, редкие металлы), неметаллические, горючие, строительные материалы. В осадочных породах платформ содержатся преимущественно нерудные ископаемые – соли, угли, нефть, газ, горючие сланцы, строительные материалы, но иногда находят и металлические ископаемые (бокситы, марганцевые и железные руды); только в данном случае они имеют осадочное происхождение. Некоторые полезные ископаемые связаны с внедрением магмы в толщу осадочных пород. Среди них есть и нерудные ископаемые, например алмазы и самоцветы. В Ленском районе разрабатываются Таас-Юряхское газоконденсатное месторождение и Талаканское месторождение нефти.
После того, как группа геологов расскажет свой материал, все команды заполняют на время таблицу о полезных ископаемых, учитель проверяет, говорит оценки и консультант выставляет их в оценочные листы.
4. Закрепление: Ребятам раздаются тексты с цифровым диктантом. После того, как они напишут ответы, меняются листами и проверяют друг у друга диктанты, ответы предварительно записаны на доске. Половина правильных ответов – “3”, все правильно- “5”, 2-3 ошибки – “4”. Консультант после проверки выставит оценку в оценочный лист.
1. Кемпендяй | 1. нефть |
2. Нерюнгри | 2. плато |
3. Талаканское | 3. алмазы |
4. Удачный | 4. плоскогорье |
5. Депутатское | 5. соли |
6. Анабарский | 6. низменность |
7. Среднесибирское | 7. олово |
8. Черского | 8. уголь |
9. Северо-Сибирская | 9. хребет |
10. Приленское | 10. щит |
Ответы: 1-5, 2-8, 3-1, 4-3, 5-7, 6-10, 7-4, 8-9, 9-6, 10-2.
Оценочный лист
Оценка за повторение домашнего задания (выставляет учитель) |
Оценка за таблицу, выставляет консультант | Оценка за работу в группе ( выставляет консультант) |
Оценка за повторение материала. (выставляет консультант) | Самооценка (выставляет ученик) |
Итоговая оценка | |
Ф.И. | ||||||
Ф.И. | ||||||
Ф.И. |
Подводим итог. Учитель выставляет конечную оценку.
В конце урока проводится рефлексия и ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:
- Информация, которую вы получили, была для вас интересна?
- Какую помощь в работе вам оказывали члены группы?
- Понравилось ли вам такое общение?
- Испытывали вы затруднения при работе с источниками информации?
- Где бы вы могли применить полученные знания?
- Вы согласны с поставленной оценкой?
Спасибо за урок.
Наблюдая за ходом урока, мы видели, что все дети в группе принимают участие в работе, стараются помочь друг другу, если задание выполнено ошибочно, участвуют в обсуждении работы каждого и группы в целом. Важно, когда учитель, оценивая работу группы, обращает внимание на характер общения в группе, на умение лидера точно высказать решение, умение обобщить все мнения, высказанные в группе, тем самым, воспитывая у детей управленческие и коммуникативные навыки. Работа в группах позволяет в образовательном процессе выйти на три составляющие оценки знаний, умений и навыков учеников – самооценку, взаимооценку и экспертную оценку. Самооценка – это присутствие в каждой работе группы индивидуального этапа выполнения задания. Взаимооценка – работа в паре и четверке дает возможность школьникам оценить имеющиеся друг у друга знания и способы деятельности. Экспертная оценка дополняет и уточняет две предыдущие. Применение активных форм обучения способствует профессиональному и личностному росту учителя, реализуя принципы акмеологии. Такие уроки требуют тщательной подготовки, обдумывания каждого момента урока, создания большого количества раздаточного материала, но результат урока приносит огромное удовлетворение и учащимся и учителю. Приобретение школьниками знаний, умений, личностного опыта в процессе активной деятельности, направленной на решение учебно-познавательных, исследовательских, практических задач, способствует осознанию учащимися ценности географического образования и создает условия для формирования основ географической компетенции [2].
Литература:
- Истоковедение. Тома 3-4. М.: Издательский дом “Истоки”. – 320 с.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
- Кривошапкина О.М., Афонская Л.П., Михайлова Т.В. География Якутии: Методическое пособие для учителя./ Под ред. д.п.н. О.М. Кривошапкиной. Минист-во образования РС (Я). – Якутск, Офсет, 2005. - 184 с.