Цели урока:
1. Совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
2. Развивать познавательную активность, речь, коммуникативные навыки,
умение анализировать, обобщать, делать правильные выводы.
3. Воспитывать через поэзию и живопись сочувствие, милосердие к людям.
Оформление доски: портрет А.С.Пушкина, портрет няни, лоскутный ковер. (Приложение 2)
ХОД УРОКА.
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. (5 минут)
-Вчера мы исследовали стихотворение Александра Пушкина “Няне”. Много говорили о чувствах поэта к этому близкому для него человеку.
-Давайте вспомним стихотворение. Постарайтесь при чтении выразить свои чувства и настроение.
Чтение стихотворения 2-3 учениками.
-Спасибо. Вы доставили удовольствие всем нам своим выразительным чтением.
2. РАБОТА СО СТИХОТВОРЕНИЕМ А. ПУШКИНА “ЗИМНИЙ ВЕЧЕР”.(20 минут)
-Сегодня мы продолжим наше исследование и познакомимся со стихотворением А. Пушкина “Зимний вечер”, которое также посвящено старенькой няне поэта.
Чтение стихотворения учителем
-Поделитесь теми чувствами, настроением, которые вы испытали при слушании.
-Какие образы возникли в вашем воображении? ( образ бури, лачужка, лирический герой, няня)
-Предлагаю вам прочитать стихотворение самостоятельно.
-Найдите непонятные слова, попробуйте их объяснить.
Словарная работа
-Вот вы говорили о чувствах любви, нежности, грусти, тоске, одиночестве, тревоге.
-При помощи чего автору удается передать это настроение?
( 1 строфа - описание бури
2 строфа - маленький и старенький домик, в котором находится лирический герой со своей няней).
-Какой прием использует поэт в первых двух строфах? (прием контраста)
-Какие звуки зимней бури слышал поэт? Прочитайте.
Чтение 1-ой строфы выразительно.
-Передается ли это настроение обитателям избушки? (Передается. Лирический герой замечает, что его старушка приумолкла у окна. То ли няня устала слушать завывания бури, то ли задремала)
Чтение 2-ой строфы выразительно.
-Как лирический герой пытается изменить ситуацию? А еще как? (Предлагает няне выпить для того, чтобы “сердцу” было “веселей”. Спеть песню, которую он знает с детства)
Чтение 3-ей строфы выразительно.
-Как понимаете выражение “сердцу будет веселей”? (Чтобы можно было взбодриться, сбросить с себя дремоту, вспомнить былое)
-Какие строчки позволяют судить об особенно нежном отношении лирического героя к няне? (добрая старушка, бедной юности моей; моя старушка; мой друг)
Выразительное чтение стихотворения
ИТОГ: -Чем вы можете объяснить, что оба стихотворения А. Пушкина помещены в главу, которая называется “Мир нуждается в нашей защите”?(В нашей защите нуждается не только мир природы, но и мир человека, то есть мир наших отношений и чувств. Мы должны быть внимательны к этому миру, бережно поддерживать его)
3 КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. (15 минут)
-В картинной галерее есть картина современного художника Виктора Попкова “Моя бабушка и ее ковер” (приложение 1).
-Найдите и рассмотрите ее.
-Как вы думаете, какими чувствами захотел поделиться с нами художник?
-По этой картине у меня к вам есть еще несколько вопросов. Но прежде чем вы ответите на них, я хотела бы, чтобы вы ответы обсудили в парах. Вопросы у вас на партах.
Работа в парах.
1. ВОПРОС: Почему бабушка художника изображена не в центре картины, а чуть с краю? На какую черту ее характера, таким образом, намекает автор картины?
(Скромность: бабушка стесняется оказаться в центре событий, привлечь к себе внимание)
2. ВОПРОС: В какой позе сидит старушка? Что выражает эта поза?
(Она устало сложила натруженные руки на коленях)
3.ВОПРОС: Почему картина называется “Моя бабушка и ее ковер”? На что хотел обратить наше внимание художник?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
-Из чего сделан ковер, на фоне которого сидит бабушка?(Из тряпичных
лоскутков)
Показ ковра.(на доске)
-Как вы думаете, этот ковер бабушка сшила своими руками?
-А много понадобилось времени, чтобы его сшить?
-Напоминает ли этот ковер бабушкину жизнь?
(Конечно. Жизнь человека – это мозаика из радостей и горестей, из удач и неприятностей, из побед и поражений, из ярких встреч и пустых часов и дней. Жизнь похожа на лоскутный ковер.)
ИТОГ: Так какими же чувствами захотел поделиться с нами художник?
(Чувством любви и привязанности к своей бабушке, чувством уважения к ней, к ее нелегкой жизни, чувством уважения к ее характеру.)
4. ИТОГ УРОКА. (5 минут)
-Что объединяет стихи Пушкина и картину Виктора Попкова?
-Чему учат нас поэт и художник?
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
-Понравившееся стихотворение выучите наизусть.
Спасибо всем за высказанные мнения, за активную работу на уроке.