Цель: Расширять и систематизировать представления и знания детей об овощах. Развивать интерес к растительному миру: рассказать детям о том, что овощи растут на грядке, в огороде. Дать детям понятие, что овощи являются источником витаминов. Учить детей отгадывать загадки описательного характера. Совершенствование грамматического строя речи: согласование прилагательных с существительными. Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, творческого воображения.
Словарь: урожай, огород, грядка, овощи, картофель, капуста, морковка, помидор, огурец, чеснок, кабачок, баклажан, свекла, лук; растить, убирать, капать, дергать, срезать, солить, нарезать; вкусный, сладкий, сочный, полезный, мягкий, твердый, гладкий, шершавый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, коричневый.
Материал: Корзина с натуральными овощами; панно: огород; карточки на каждого ребенка с изображением овощей; картинки с недостающими частями изображения, цветные карандаши на каждого ребенка.
Предварительная работа: Беседа с детьми о пользе овощей, рассматривание овощей. Разучивание пальчиковой гимнастики “Засолка капусты”. Д/и “Овощное лото”, игра “Узнай на вкус”.
Ход занятия:
Организационный момент.
(Объявление темы занятия. Создание эмоциональной атмосферы.)
Чтение отрывка стихотворения Ю. Тувима “Овощи”
Однажды хозяйка с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла.
Морковку, капусту, картошку, горох.
Петрушку и свеклу. Ох!
Воспитатель: Ребята, как можно назвать одним словом все, что принесла домой с базара хозяйка?
Дети: Хозяйка с базара принесла овощи.
Воспитатель: Хозяйка принесла овощи с базара, а как овощи попали на базар?
Дети: Овощи привезли с огорода на базар.
Воспитатель: Как называется то место, где растут овощи?
Дети: Овощи растут в огороде.
Воспитатель: Ребята скажите, а когда люди собирают урожай овощей?
Дети: Люди собирают урожай осенью.
Воспитатель: А почему именно осенью собирают урожай?
Дети: Осенью овощи созревают, поэтому люди собирают урожай овощей.
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили.
Сегодня мы с вами будем говорить об овощах, о том, как собирают урожай, поиграем с вами и порисуем.
Ребята, я тоже ходила на овощной рынок и купила разных овощей. Хотите узнать, что я купила?
Я вам буду загадывать загадки, а если угадаете, достану отгадку из корзины.
Загадки:
Пришла гостья в рыжем сарафане,
Начали раздевать, стали слезы проливать. (ЛУК)
Здесь весною было пусто, |
И красавец-великан |
Летом выросла…(КАПУСТА) |
Темно-синий…(БАКЛАЖАН) |
Собираем мы в лукошко |
Вот зеленый толстячок |
Очень крупную…(КАРТОШКУ) |
Круглый, гладкий…(КАБАЧОК) |
Из земли за чуб плутовку |
Я – веселый молодец, |
Тянем сочную…(МОРКОВКУ) |
Я – зеленый…(ОГУРЕЦ) |
В огороде вырастаю, |
Маленький, горький, луку брат. (ЧЕСНОК) |
Как слива, темна, |
Воспитатель раздает детям овощи, которые они отгадали с помощью загадок.
Рассматривание овощей. (Выяснение цвета, формы, твердости, мягкости).
- Развитие связной речи, формирование предложений с однородными прилагательными.
Пример: Это помидор – он красный, круглый, мягкий, сочный, спелый.
Пальчиковая гимнастика: “Засолка капусты”
- Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.
Мы капусту рубим, рубим |
(Движения прямыми ладонями по столу) |
Мы морковку трем, трем |
(Движения кулаков к себе и от себя) |
Мы капусту солим, солим, |
(Имитация посыпки солью пальцами) |
Мы капусту жмем, жмем. |
(Интенсивное сжимание обеих рук в кулачок) |
Воспитатель: Ребята, что мы сделали с капустой и морковкой?
Дети: Капусту и морковку мы засолили.
Воспитатель: А что еще можно сделать из овощей?
Игра “Что можно приготовить из овощей”
- Согласование прилагательного овощной с существительными в роде, числе.
Салат из овощей (какой?) – овощной.
Сок из овощей (какой?) - …
Котлеты из овощей (какой?) - …
Запеканка из овощей (какая?) - …
Пюре из овощей (какое?) - …
Воспитатель выставляет панно: Огород с грядками.
Воспитатель: Ребята давайте с вами посмотрим на эту картину, что на ней изображено?
Дети: На картине нарисован огород с грядками.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, как много овощей выросло в огороде. Давайте с вами назовем овощи, которые выросли на грядке. (Дети по очереди называют грядки с овощами.) Мы назвали все овощи, а теперь пришла пора собирать урожай.
Физминутка “Собираем урожай”
- Развитие общей моторики, координации речи с движением.
В огород пойдем, |
(Дети маршируют на месте) |
Урожай соберем. |
(Идут по кругу, взявшись за руки) |
Мы морковки натаскаем |
(“Таскают”) |
И картошки накопаем. |
(“Копают”) |
Срежем мы кочан капусты |
(“Срезают”) |
Круглый, сочный, очень вкусный. |
(Показывают) |
Щавеля нарвем немножко |
(“Рвут”) |
И вернемся по дорожке. |
(Идут по кругу, взявшись за руки.) |
Воспитатель: Вот мы с вами собрали урожай. А вы мне расскажите, как вы собирали овощи. У вас на столах лежат картинки с разными овощами. Вы должны взять картинку и рассказать, как этот овощ собирают.
Игра “Соберем овощи с грядки”
- Поиск соответствующего глагола.
Пример: Это морковь – ее выдергивают.
Воспитатель: А вы знаете ребята, чем полезны овощи?
Дети: В овощах много витамин.
Воспитатель: А что такое витамины, вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Витамины это вещества полезные для всех людей.
Хотите, я расскажу вам, откуда в овощах появляются витамины? (Да)
Растут овощи на огороде и солнце их согревает своим теплом, дожди дают им воду, а земля сохраняет их корни. Солнце, води и земля – вот, что наполняет овощи витаминами.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах картинки, посмотрите на них, чего не хватает?
Дети: Художник забыл дорисовать вторую половину овоща.
Воспитатель: Давайте ему поможем.
Игра “Дорисуй, чего не хватает”
- Развитие зрительного восприятия и графических навыков.
Итог занятия: (оценка работы детей)
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Когда собирают урожай?
- Где растут овощи?