Темы:
3 класс. “Гласные ударные и безударные”.
4 класс. “Правописание безударных гласных”.
6 класс. “Правописание окончаний в Р.п. существительных женского и среднего рода во множественном числе с основой на шипящий”.
Цели:
- Повторить правила выделения ударных и безударных слогов;
- Работать над умением проверять написание безударных в корне, над Особенностями проверочных и проверяемых слов;
- Познакомить с правописанием окончаний в Р.п. существительных женского и Среднего рода с основой на шипящий;
- Развивать речь, внимание, умение устного представления картин природы;
- Воспитывать чувства прекрасного, любовь к природе, аккуратность.
Оборудование:
- перфокарты (словарные слова, склонения),
- сигнальные карточки (осенние листочки с гласными буквами,
- карточки с заданиями (по степени сложности, таблица правил,
- книжки-малышки и “Золотые слова” стихи на печатной основе.
Литература:
- Специальная педагогика. Под ред. Н.М.Назаровой.
- Москва, ACADEMA, 2005 г.
- Психология умственно отсталых школьников./ Москва, ACADEMA, 2004 г.
- В.Г. Петрова, Н.В. Белякова. Программа подготовительных и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Москва, “Просвещение”, 1999 г.
- Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 класс.
- Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. А.А. Аксенова. Москва, ВЛАДОС, 2002 г.
- Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.
- Кобзарева Л.Г., Резунова Н.П., Юшина Г.Н., Воронеж, 2003 г.
- Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.
- Гаврина С.С., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г, Щербинина С.В.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Звучит музыка, “звуки природы”, шум леса, пение птиц, журчание ручейка).
II. Сообщение темы и цели урока.
Ребята, лес и его жители приглашают нас на урок. Они помогут нам в работе над ударными и безударными слогами, проверять написание безударных гласных в корне и объяснят нам правописание окончаний существительных женского и среднего рода с основой на шипящий. Природа нас научит видеть прекрасное, охранять и беречь ее.
1. Чтение стихотворения учащимися 6 класса.
(под музыку).
– Послушайте стихотворение и устно нарисуйте картины природы.
О, люди, мыслю я: у всех у нас
Есть мать одна
По имени Природа!
У, ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты:
Поля, леса, луга, моря и реки.
(Пауза).
Анализ стихотворения.
– С чем сравнивается Природа?
– Почему?
3. Обобщение.
– Вокруг нас – Природа, и она у нас одна, как мама. Ее надо беречь, охранять и приумножать. Сажать деревья и цветы.
4. Чтение стихотворения учащимися 4 класса.
Тихо и чудно в лесу вековом,
Сосны с прямым красноватым стволом
Высятся, точно колонны, рядами,
И в вышине меж густыми ветвями
Синее небо лазурью сквозит,
Луч шаловливый украдкой скользит,
Веет прохладой в лесу тишина…
5. Анализ стихотворения.
– Понравилось вам в лесу?
– Какое настроение вызывает у вас этот лес?
Обобщение учащимися 3, 4, 6 классов.
Вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду лес, и журчащий ручеек, пробегающий в нем.
Лес – это наряд нашей Земли.
Лес – это грибы и вкусная земляника.
Лес – это дом для зверей и птиц.
6. Упражнения в каллиграфии.
– А где же находится такой лес, с его жителями и богатствами?
(У нас).
– А как можно сказать иначе?
(На Кубани).
– Как называется край, где мы живем?
(Краснодарский).
– Назовите столицу (главный город) нашего края.
(Краснодар).
– Сейчас мы вспомним правильность написания букв Кк .
– А перед тем как писать,
надо пальчики размять.
А поможет нам в этом лесной житель, Ёж.
Физкультминутка.
(Выполняется стоя между партами, у каждого мячи с шипами).
Что ж ты, ёж такой колючий? (вращение мяча между ладонями обеих рук).
Это я на всякий случай: (вращение мяча вокруг кисти обеих рук).
Знаешь, кто мои соседи? (движение мяча от кисти руки до локтя).
Лисы, волки и медведи! (легкое перебрасывание мяча из правой руки в левую, сжимая мяч пальчиками).
1. Запись заглавной и строчной букв.
– Чем славится наша Кубань? Краснодарский край?
(Богатыми урожаями: хлеба, риса, садами, а также городами-курортами).
– А в каком из них пройдут Олимпийские игры 2014 года?
(в г. Сочи).
2. Запись предложения.
Наша Кубань славиться хлебом, рисом и садами.
III. Работа над темой урока.
3 класс – Поставьте ударение в словах.
(следы, поля).
4 класс – Подчеркнуть безударные гласные и сомнительные проверить.
(трава, листы).
6 класс – Подчеркнуть главные члены предложения.
– Найти имена существительные и определить род.
– Повторить падежи.
(Наша Родина славиться хлебом, рисом и садами).
– Просклонять слова. Выделить окончание в Р.п.
(дочь, речь, окно, ведро).
(Перфокарты).
1. Контроль осанки во время письма.
Физкультминутка.
Ножки вместе, ровно спину,
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.
– Давайте мы дальше зайдем в лес и встретимся с его обитателями.
2. Словарная работа.
(слова записаны на доске в разброс с пропущенными гласными).
– Я буду описывать животных, читать стихи или загадывать загадки. Вы должны узнать, кто это и просигналить “опасное место” осенним листком с правильной буквой, срывая его с дерева.
1).
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной…(Медведь).
3 класс – Ставят ударение (работа у доски).
4 класс – Можно проверить безударную гласную в этом слове? Почему?
6 класс – Работа с перфокартами по теме “Словарные слова”.
2).
Хитрая плутовка
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это? (Лиса).
3).
Кто по полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом, -
Ушки торчком (Зaяц).
4).
И в лесу заметьте дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся дрожа,
Очень уж суровы
Филины и …(Совы). (Совa ).
5).
Он в своей лесной палатке
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит – и легче. (Дятел).
– Какие ассоциации у вас возникают со словами дятел?
(лечит, доктор, лес).
– Какие из этих слов (на доске) – лишние и почему? 4 класс.
(лиса, сова).
(Их можно проверить).
Лиса – лисы, сова – совы).
IV. Закрепление темы урока.
1. Работа по карточкам.
6 класс – Вывод (по перфокартам).
Чтение правила по учебнику.
4 класс – Как проверить безударную гласную в корне слова?
Результат (по карточкам) по выполненным заданиям.
3 класс – Какие слоги называются ударными?
Физкультминутка.
Все медведи решили похудеть.
Им трудно бегать, легче посидеть.
Но нам такими не бывать!
Мы будем прыгать, приседать,
В ладоши хлопать и молчать.
2. Работа по учебнику.
Индивидуальные задания 3, 4, 6 классам по степени сложности.
3. Проверка выполненных заданий.
4. Оценивание учащихся.
5. Задания на дом (дифференцированно).
На распечатанных листах, в прочитанных стихотворениях подчеркнуть слова, словосочетания “красивые слова”, и записать их в книжку-малышку “Золотые слова”.
V. Итог урока.
– Что полезного и интересного вы узнали на уроке?
– Чему научились?