Тема урока: “Лиса-плутовка” (долганская сказка)
Цели и задачи:
1.Познакомить с устным литературным творчеством народностей Таймыра,
Научить читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе и заложить основы формирования грамотного читателя:
- формирование техники чтения и
приёмов понимания текста;
- приобщение детей к литературе как искусству
слова, к пониманию того, что делает литературу
художественной – через введение элементов
литературоведческого анализа текстов и
практическое ознакомление с отдельными
теоретико-литературными понятиями.
2.Развитие устной и письменной речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей.
3. Введение детей через литературу в мир отношений, нравственных ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением.
Тип урока: Урок обучения чтению нового текста.
Формы и методы:
1. Фронтальная работа. Групповая работа.
2. Вербальный, наглядный, беседа, иллюстративный, проблемный, самостоятельная работа.
Оборудование: Видеоролик “Тундра”, аудиозапись “Песня шамана”, фотографии “Чум”, “Карта народов Таймыра”, карта “Полуостров Таймыр”, “Жарки”, “Полярный мак”, костюмы, бубен, пословицы на доске, текст сказки на индивидуальных листах, выставка книг
Ход урока:
1. Орг.момент.
а) Видеофрагмент.
б) Ученики в национальных костюмах:
Меж высоких гор, в бескрайней тундре, по морям и ледовитому океану раскинул свои просторы Великий Север. Дикий и суровый, этот студёный край ещё каких-то три столетия был таким же, как и в глубокой древности, неизведанным и загадочным. Целым миром непознанности и загадок оставался для россиян наш Таймыр.
Немногочисленные племена коренных народностей – нганасаны, ненцы, долганы, эвенки, селькупы, энцы кочевали по необъятным просторам Севера. Для их кочевий самыми притягательными и щедрыми были прибрежья грозного Ледовитого океана, низовья рек Енисея, Пясины, Хатанги.
Нелёгкой была судьба коренных обитателей Севера. Суровый климат, зависимость от природных условий, незащищённость от болезней, неумение вести натуральное хозяйство, гнёт мелких царей, купцов и шаманов – всё это формировало особый характер и духовный склад наших земляков-таймырцев.
Письменности у народов Севера не было. Но жажда познания мира, жажда созидания неудержимо тянула людей к творчеству. Замечательные поделки из дерева, кости и камня создавали народные умельцы. Слагались песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Эти творения – бесценное богатство северных народов. В них отражалась история народа, его идеалы, его стремление к освобождению от векового гнёта, мечта о свободной и счастливой жизни.
в) Учитель:
Наш город находится на полуострове Таймыр. Наши родители приехали сюда, в этот северный край стоить город, заводы, шахты. А в далёкие времена здесь жили только коренные народы, для которых Таймыр много-много веков являлся родиной. Сегодня мы познакомимся с фольклором одной их народностей Таймыра – долганами.
г) Ученик:
Из энциклопедии Брокгауза Ф.А. и Эфрона И.А.
Долганы (самоназвание – долган, тыа-кихи, саха) – народность, живущая в Таймырском (Долгано-Ненецком) национальном округе Красноярского края. Говорят на долганском диалекте якутского языка. Верующие Долганы были православными, сохранялись и старые верования, в частности, шаманство, промысловый культ. Были кочевниками-оленеводами и охотниками, затем осели, объединились в колхозы (оленеводство, охота, рыболовство, а также клеточное звероводство). Старое жилище – чум – сменяется рублеными домами русского типа.
2. Работа с пословицами.
- На доске пословицы долганского народа. Прочитайте. Как понимаете? (ПО ОДНОЙ)
Собственный язык может тебя возвысить, спасти в несчастье, сделать виноватым или оправдать.
В какую бы беду ни попал – голову не вешай, ум не теряй.
3. Работа с заголовком.
- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений, созданным долганским народом.
- Прочитайте заголовок.
- Какое по жанру это произведение?
- Какая это сказка? (НАРОДНАЯ)
- Вам в детстве сказки рассказывали?
- Кто?
- Эту сказку пересказал Михаил Афанасьевич Попов из посёлка Усть-Авам. Её рассказывала ему бабушка, а бабушке её бабушка.
- Вспомним какими бывают сказки по виду.
- Можем ли по названию определить вид этой сказки?
- Чтобы точно определить, надо сказку прочитать.
- А тему этой сказки можем определить по названию?
4. Чтение сказки. Словарная работа.
(УЧЕНИКИ ПО ЧАСТЯМ ВСЛУХ)
5. Беседа после чтения.
- К какому виду относится эта сказка? Докажите.
- Какую авторскую сказку напомнила вам эта сказка?
- Можно ли предположить, что долганы прочитали сказку Ш.Перро “Кот в сапогах”, переделали её на свой лад и стали рассказывать как своё сочинение?
-Докажите. (У ДОЛГАН НЕ БЫЛО ПИСЬМЕННОСТИ, ОНИ БЫЛИ НЕГРАМОТНЫМИ И ПРОЧИТАТЬ НЕ МОГЛИ)
- Кто является главным героем?
- Соответствует ли название “Лиса-плутовка” характеру главной героини? Докажите.
6. Выборочное чтение.
- Из каких частей состоит сказка? (ЗАЧИН, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, КОНЦОВКА)
- Зачитайте зачин.
- Прочитайте концовку.
- Прочитайте, как познакомилась Лиса с юношей.
- Как был построен золотой корабль?
- Какими тундровыми цветами можно было украсить плот, чтобы он казался золотым?
- Эти красивые золотые цветы – жарки и полярный мак занесены в Красную книгу и охраняются законом.
- Зачитайте, как был завоёван золотой город?
– Прочитайте, какой совет дала Лиса юноше, когда он собрался к царю Грому?
7. Беседа.
- Для чего такие советы дала Лиса?
- Для чего Лиса обманывала царя Грома?
- Зачем она хотела сделать юношу богатым?
- Преследовала ли Лиса какие-то свои личные цели?
- Всегда ли Лиса поступала правильно для достижения своей цели?
- Почему Лисе удалось выполнить своё обещание?
- Что вы можете сказать о качествах Лисы?
- Какая из пословиц подходит к нашей сказке?
8. Физкультминутка.
СЕЙЧАС МЫ ИЗОБРАЗИМ ДЕЙСТВИЯ ШАМАНА ВО ВРЕМЯ КАМЛАНИЯ.
9. Творческое задание.
Гр. А - Как вы думаете, как дальше сложилась судьба Лисы? Напишите в нескольких предложениях.
Гр. Б – Составить словесный портрет Лисы.
ПРОВЕРКА: Чтение по 2 человека от каждой группы. Остальные листочки собирает учитель.
10. Кроссворд.
- Как называется народность, чью сказку мы сегодня прочитали?
- Животное, чьими шкурами покрывают чум.
- Название полуострова, на котором живут долганы и мы с вами.
- Национальное кушанье, приготовленное из свежей сырой рыбы со специями.
- Разборное конической формы жилище кочевников на Севере.
- Название саней для оленьей и собачьей упряжки.
- Колдун, знахарь у народов Севера, верящих в духов.
11. Итог урока.
- Понравилась ли вам сказка?
- Чему учит она?
- Познакомиться с другими сказками, пословицами, загадками народов Таймыра вы сможете, прочитав книги (ДЕМОНСТРАЦИЯ КНИГ).
Используемая литература:
- В.И.Ермаков “Таймырские сказки” – Красноярское книжное издательство, 1982.
- “Легенды и сказки полярной ночи” – Дудинка, 1994.