Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка как средства активизации познавательного интереса

Разделы: Иностранные языки


В настоящее время очень много говорится о модернизации образования, в процессе которого учащиеся должны овладеть определенными компетенциями. Одна из которых - коммуникативная компетенция – предполагает владение учащимися иностранным языком.

Чтобы процесс овладения иностранным языком проходил более успешно, преподаватель должен искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению и формируют устойчивую положительную мотивацию к предмету.

Одним из таких приемов является использование на уроках новых информационных технологий, которые представляют собой процесс подготовки и передачи информации обучающемуся, средством осуществления которого является компьютер.

В своей работе я использую компьютерные технологии по нескольким направлениям.

1. Использование компьютерных обучающих программ. В настоящее время существует большой спектр программ на английском языке, которые можно использовать для обучения письму, произношению, говорению, аудированию, грамматике, а также для осуществления контроля. Так например программы Cambridge University Press (Essential Grammar in Use, Learner’s Dictionary) я использую для контроля грамматических тем и для контроля лексики. Это позволяет достаточно быстро проверить знания студентов по конкретной теме и сразу же увидеть результат, так как ведется подсчет правильных оценок и ставится процент качественного выполнения задания. Программы фирмы Медиа Хауз “Английский - Путь к совершенству 2 – Advanced” подходят для обучения аудированию и говорению для менеджеров (темы: деловая командировка, прием на работу и т.д.)

2. Использование компьютерных презентаций для объяснения нового материала. Презентации позволяют сложный для восприятия материал преподнести в более интересной, доступной форме, показать больше наглядности, сделать процесс обучения более эмоционально-окрашенным, а значит более привлекательным для студентов. Подготовка презентации с одной стороны отнимает у преподавателя много времени, но с другой стороны, не нужно каждый раз писать на доске, искать картинки, чертить таблицы. Весь материал демонстрируется для студентов на большом экране, виден всем, понятен и приятен для восприятия.

3. Презентации-проекты студентов. В конце изучения какой-либо темы студентам предлагается сделать проект-презентацию, в которой они покажут степень владения материалом, проявят свои творческие способности. Так, например, в группах менеджеров после изучения тем “Продукты. Магазины. Покупки” идет тема “Реклама”. Студентам предлагается выполнить проект-презентацию на тему “Реклама магазина”. Выполняя это задание, они используют все имеющиеся у них знания по предыдущим темам, знания по информатике (Работа с программой Power Point, сканирование фотографий), а затем публично защищают свои работы.

4. Творческие работы в форме электронных презентаций. В начале года студентам предлагается список тем для творческих работ. Темы выбираются из уже изученного материала страноведческого характера (мой город, мой колледж, страны изучаемого языка, их города, знаменитые люди и т.д.), а студенты должны их расширить, показать свое видение материала. Студенты делятся на группы, им предлагается алгоритм выполнения работы, даются сроки промежуточного контроля и консультаций. В конце года студенты защищают свои работы. Так как студенты работают в группах, это дает возможность каждому принять посильное участие и даже слабые чувствуют себя более уверенно. В ходе работы студенты используют все имеющиеся у них знания по грамматике, лексике, письменной речи, проявляют свои творческие способности. По итогам рефлексии можно сделать выводы, что такая форма работы нравится студентам. Хотя сначала многие из студентов берутся за дело с неохотой, в процессе деятельности интерес и желание у них возрастает, а после презентации своей работы они гордятся своим результатом.

Следует отметить, что использование новых информационных технологий на уроках английского языка имеет свои плюсы и минусы.

Работа с компьютером требует больших временных и материальных затрат, случаются разного рода технические заминки, нет дисков полностью соответствующих программе, приходится использовать их выборочно.

Но, несмотря на все это использование новых информационных технологий на уроках английского языка имеет огромные преимущества. Компьютер помогает сделать работу красивой и эстетичной, повышает интерес к занятиям и формирует положительную мотивацию к изучению иностранного языка. У студентов в ходе работы над презентациями развиваются интеллектуальные, организационные, коммуникативные способности, трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, проявляются изобретательность, приобретается опыт публичного выступления, который им пригодится в дальнейшем в защите курсовых и дипломных работ.

Я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий – это современный подход к изучению иностранного языка, который действительно помогает сделать процесс обучения живым и более интересным.