Игра представляет собой путешествие по станциям отражающим этапы научного познания мира: наблюдение, гипотеза, опыт, теория, применение. Команда состоит из 6 человек, всего предполагаемое число команд – 3 (по числу классов в параллели), на каждой станции команда получает определенное число заданий или вопросов. Команда получает очки за каждый правильный ответ, а так же за дополнительные конкурсы, проводившиеся в рамках игры.
Ход игры:
Звучит музыка.
Вед.: - Здравствуй, физика, одна из самых древнейших наук о природе и те6м не менее одна из самых молодых! Здравствуй, физика, созданная великими учеными: Архимедом, Ньютоном, Ампером! Открой перед нами загадки физических явлений, веди нас по пути увлекательных открытий по дороге знаний. Покажи нам уже завоеванные наукой рубежи и горизонты современных поисков, введи нас в секреты своих неразгаданных тайн.
(Вставить музыкальный фрагмент)
Вед.: - Команды, внимание! Представители команд займите места рядом с командами. Маршрут путешествия на карте. Вам необходимо преодолеть пять станций с наибольшим багажом знаний. Сегодня в путешествие отправляются команды седьмых классов. Пожалуйста, команды, представьтесь друг другу и членам компетентного жюри.
(Команды говорят свои названия, девиз, представляют капитанов команд).
- Прежде всего, Вы должны вспомнить основные этапы физического исследования и расположить имеющиеся у Вас таблички в определенном порядке. Та команда, которая сделает это быстрее других получает право выбора вопроса на первой станции. Итак мы начинаем!
(Музыкальный фрагмент)
Команды выстраивают цепочку: наблюдение – гипотеза – опыт – теория – применение. Члены жюри подводят итоги и приглашают капитанов команд выбрать номер видеофрагмента для наблюдения.
Станция “Наблюдательная”
(На первой станции задания определяю члены жюри отвечающие за данную станцию. Ведущий представляет коллег.)
1 коллега: На станции “Наблюдательная” необходимо наблюдать и замечать удивительное в обычном. Мы с коллегой предлагаем Вам проверить свои умения и навыки в этой деятельности.
2 коллега: Мы покажем Вам фрагмент на котором запечатлены различные физические явления. Вам необходимо их увидеть и затем перечислить. Та команда, которая отметит наибольшее число физических явлений, и будет победительницей. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
1 коллега: Итак, внимание на экран!
(Идет просмотр поочередно трех видеофрагментов, по одному для каждой команды, команды записываю, то что они увидели и при повторном просмотре озвучивают свои запись)
2 коллега: Да, коллега, у нас появились новые помощники, которые многое замечают и стараются узнать много нового. А теперь результаты. (Идет объявление результатов первого испытания).
Вед.: Ну, что начало положено. Первый участок нашей карты пройден и мы приближаемся к следующей станции. (Представляет ведущих станции)
Станция “Объяснительная”
1 коллега: Ну, дорогой коллега, теперь наша очередь проверить как новички смогут объяснить неизвестное им явление.
2 коллега: Вы, дорогой коллега, наверняка позаботились о том чтобы задачка не была для них очень простой. Уж я то Вас знаю.
1 коллега: Но путь в науке именно такой. “Через тернии к звездам” (в прямом и переносном смысле). Хватит уже рассуждать, пора приниматься за дело.
2 коллега: Конечно, пора. Вам, наши юные коллеги, предстоит просмотреть, записанный на пленку опыт и попытаться объяснить его, т.е. выдвинуть гипотезу. Она может быть самой невероятной.
1 коллега: А мы с коллегой оценим оригинальность и логичность вашей гипотезы. Начинает отстающая команда. Внимание на экран.
(Команды просматривают фрагменты и анализируют увиденное. При повторном просмотре озвучиваются свои версии увиденного). Предлагаемые фрагменты:
1. Поведение чаинок при заваривании чая;
2. Поведение “Штрих” при попадании на поверхность воды;
3. Движение “бляшек” масла на поверхности молока ( супа).
2 коллега: Как Вы считаете, коллега, могут ли из этих подающих надежды молодых людей вырасти гении?
1 коллега: Если с древне-греческого перевести слово инженер, то оно означает – гений. Поэтому я думаю, что кто – нибудь из них станет инженером, а значит и гением. А теперь о результатах состязания. (Подводятся итоги второго конкурса).
Вед.: Коллеги, я благодарю Вас за работу, но нам необходимо продолжить наше путешествие. И следующая станция, на которую мы прибывает - Станция “Экспериментальная”.
(Музыкальный фрагмент)
Знакомьтесь, Вас приветствуют (представляет членов жюри).
Станция “Экспериментальная”
1 коллега: Здравствуйте, коллеги! Вам предстоит опытным путем доказать простой вопрос: “Все молекулы взаимодействуют между собой”.
2 коллега: Но сделать это придется, используя то оборудование, которое мы для Вас приготовили. Итак, необходимо продемонстрировать опыт (достаточно один) и прокомментировать его результат.
1 коллега: Та команда, поставит опыт наиболее правильно и объяснит полученные результаты получит 10 баллов. Баллы снимаются за неверное объяснение опыта, за нарушение правил выполнения опыта, за некорректное поведение членов команды при выполнении опыта. Время выполнения 1 минута.
2 коллега: А теперь за дело! Время пошло!
(Музыкальный фрагмент)
Внимание, капитаны команд! Мы ждем результатов Вашего эксперимента! (Подведение результатов).
Вед.: Мы приближаемся к финалу нашего путешествия. Сейчас, уважаемые участники, на станции “Теоретическая” вам придется продемонстрировать свои теоретические знания в области физики. Вас приветствуют физики – теоретики (представление коллег).
Станция “Теоретическая”
1 коллега: Благодарим Вас коллега, за возможность пообщаться с юными теоретиками. Думаем это общение пойдет на пользу не только самим теоретикам, но и их товарищам.
2 коллега: В этом случае наша замечательная наука получит истинных поклонников свой красоты и мудрости.
1 коллега: каждая команда получает схему, которую необходимо заполнить, та, команда, которая сделает это правильно и быстро будет первой, за каждую ошибку на схеме команда получает штрафное очко. Ну, может быть начнем?
2 коллега: Да, да, конечно. Непременно нужно начинать.
(Выявляется первая команда, проверяется правильность выполнения схемы, подводятся итоги)
Вед.: Вот мы и добрались до последней станции нашего путешествия. Станция “Применительная”. Что это такое, кажется здесь возникают проблемы?
Станция “Применительная”
Судья: Я считаю, что приговор окончательный и обжалованию не подлежит.
Секретарь: А я считаю, что мы должны выслушать обе стороны. Решение необходимо принимать взвешенно и обосновано.
Вед.: Простите, что случилось?
Судья: Много лет мы ведем судебное разбирательство по делу господина Трение, и ни как не можем прийти к правильному решению: виновен он или нет.
Секретарь: Нам необходимо закончить это дело, иначе всей физической теории грозит неминуемый кризис.
Вед.: Я думаю, что наши юные коллеги сумеют Вам помочь.
Судья: Я готов заслушать Ваши обвинительные заключения по данному делу. Пожалуйста, коллеги, начинайте. ( заслушиваются речи обвинителей от каждой команды, начиная с проигрывающей).
Секретарь: Все это конечно замечательно, но я считаю, что необходимо выслушать и доводы зашиты. Пожалуйста, коллеги, выскажите своё мнение. (Заслушиваются речи защиты от каждой команды в обратном порядке).
Судья: Прения сторон окончены, суд удаляется на совещание.
Конкурс “Группа поддержки”
Вед.: Пока суд заседает и выносит решение, мы посмотрим, как болельщики поддерживали свои команды. Сейчас болельщики каждой команда продемонстрируют свои плакаты и кричалки. А жюри оценит оригинальность и стиль исполения.
Куратор конкурса: В рамках нашего путешествия проводился конкурс рисунков и творческих работ “Мир глазами физика”. Подведем его итоги: (выступление куратора конкурса, вручение грамот и призов, начисление дополнительных баллов)
Вед.: Ну, суд готов вынести своё решение?
Судья: Мы посовещались и решили…
(Подведение итогов конкурса)
Вед.: Наше путешествие подошло к концу. За это время мы обогатились знаниями и увидели предмет школьной науки – физики в ином свете.
И пусть кипит работа,
Сложны соревнованья,
Успех решает не судьба,
А ваши знанья!
Подведем итоги нашей игры:
1 место - команда_.
2 место – команда_.
3 место – команда_.
Мы благодарим судейскую коллегию, болельщиков и гостей, которые рискнули отправится с нами в это нелегкое путешествие!
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.