Игра “Гвоздики” направлена на развитие сенсорики и мелкой моторики. В своей работе я применяю игру “Гвоздики” [1, с.18-19]. <Приложение 1>. <Рисунок 1>. Занятия с использованием “Гвоздиков” я провожу уже четвёртый год.
Для родителей чтобы они развивали мелкую моторику с детьми дома, были подготовлены памятки, в которых описаны пальчиковые игры. <Приложение 2>.
За всё время занятий дети узнают, что и как можно построить с помощью цветных резинок. А также придумывают свои собственные узоры-фигуры. Всего фигур, постепенно во время занятий, детям предлагается двенадцать. <Рисунок 2>.
Перечислю:
- домик,
- вертолёт,
- елочка,
- кораблик,
- кошка,
- флаг,
- лодка,
- мельница,
- птица,
- часы,
- дом,
- самолёт.
Помимо тех, которые они сами ещё придумают и нарисуют. Коррекционно-развивающие занятия проходят со всеми детьми с 2-х до 7-ми лет. Занятия проводятся как индивидуальные, так и групповые. Во время “рисования” цветными резинками в игре “Гвоздики” использую стихотворное сопровождение с целью, чтобы у ребёнка возникал не только зрительный образ предмета, фигуры, но и слуховой.
Перед тем как начинаю проводить тематические занятия, проводятся предварительные занятия по знакомству с игрой. Показываю детям дощечки, предлагаю потрогать гвоздики пальчиками и ладошкой. Спрашиваю на что или на кого похожи дощечки. Так как гвоздики колючие, дети говорят, что похожи на ёжика, на иголки у ёлки и т.д. Показываю, как положить дощечку перед собой. Вначале детям очень сложно и трудно натягивать разноцветные резинки, на гвоздики и они просто учатся натягивать резинки на гвоздики <Рисунок 3>, рисунки получаются несуразные [1].
Мне хотелось бы представить один из тематических занятий, конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 3-4 лет.
Тема: Кошка
Цель:
- создание положительного эмоционального настроя;
- развитие сенсорики;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие фантазии, пространственного воображения.
Задачи:
- развитие мелкой моторики;
- развитие сенсорики;
- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка;
- развитие речи.
Материалы к занятию: мягкая игрушка – кошка, игра “Гвоздики” по количеству детей, схема задания, цветные резинки по количеству детей.
Ход занятия
1. Приветствие.
Настрой на занятие.
“С добрым утром!”
Дети встают в круг и повторяют за психологом слова и движения.
С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживаем глазки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Ладошками поглаживаем ушки. Приложить ладони к ушам, изображая Чебурашку.
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Погладить ручки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Погладить ножки.
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Поднять ручки вверх и посмотреть глазками на верх.
Мы проснулись!
2. Ребята послушайте загадку и догадайтесь, кто это к нам в гости придёт.
У норы она сидит
И добычу сторожит.
Сама мохнатенькая
Да усатенькая,
Зелёные глаза –
Всем мышам гроза.
Кто это? Молодцы! Конечно кошка.
Психолог обращает внимание детей на игрушку. Давайте поздороваемся с Кошечкой.
Сейчас мы посадим Кошечку на стул и сами сядем рядом.
3. Пальчиковая гимнастика “Кошки-мышки “
.
Кошка мышку цап-царап Пальцы обеих рук сжимаются в кулаки, Подержала, подержала, отпустила кулаки, одновременно разжимаются, Мышка побежала, побежала одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук, Хвостиком завиляла, завиляла. указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону, До свидания, мышка, одновременные наклоны кистей рук вперёд и вниз. До свидания.
4. Игра “Гвоздики”
Психолог ребята сейчас мы “нарисуем” портрет нашей кошечки. <Рисунок 4>.
Возьмите свои дощечки и цветные резиночки, и будем вместе “рисовать” портрет кошечки.
Дети рисуют, психолог наблюдает и помогает. Когда все “нарисуют”, вместе рассматриваются “рисунки”.
5. Упражнение “Кошка”
.Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.
Кулачок – ладошка.
Я иду, как кошка.
6. Прощание.
Дети встают в круг передают по кругу кошечку и говорят ей, что им понравилось.
Наше занятие закончено. Вместе дружно скажем кошечке спасибо и до свидания!
Список используемой литературы:
1.Барчан Т. А. Мои мишки и котята. Сенсорное развитие 2 – 4 года. //Для самых-самых маленьких. 2003.
2.Иванова Е.А. Раннее домашнее сопровождение. – СПб.: Издательство “Речь”, 2003.
3.Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО “ИД РИПОЛ классик”, ООО Издательство “ДОМ. XXI век”, 2007.