Тема: Три типа склонения имён существительных в единственном числе.
Цели урока: сформировать умение определять тип склонения существительных.
Задачи: дать понятие о трёх типах склонений, ознакомить с распознаванием типа склонения по окончанию (в начальной форме) и по роду, воспитывать любовь к школе.
Ход урока.
Организационная часть
(проверить готовность к уроку).Открыли тетради и запишите число и классную работу. Сегодня у нас необычный урок, а урок путешествие. Все вы любите путешествовать? Отправимся на поезде (вывешивается на доску).
- Какой первый звук в этом слове (характеристика)
Станция ЧИСТОПИСАЙ-КА
- Пп, пП.
- Мелу чатьна – мейу и кночить (Ветер перепутал буквы в словах, прочитайте пословицу)
Умел начать – умей и кончить.
- Как понимаете смысл этой пословицы?
СЛОВАРЬ: пенал, тетрадь, учитель, ученик, класс, библиотека, дежурный, русский язык (взаимопроверка по карточкам на доске).
- К какой общей теме можно отнести все слова?
- На какие группы можно разделить данные слова?
ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ:
Худеет с каждым днём толстяк,
И не поправится ни как? (календарь)
- Какое понятие даётся в толковом словаре? (работа с толковым словарём Ожегова)
- Какие словари вы знаете? (расположение в определённом временном порядке)
Запись КАЛЕНДАРЬ (определение количества букв и звуков в слове)
Закрепление пройденного материала.
Станция ПОВТОРЯЙ-КА
- Определить в предложении в именах существительных падеж.
- Что вы заметили в этих словах?
Не загибай страниц в книге и тетради.
- Выпиши в тетрадь эти слова.
В книге – книга. (ж.р.)
В тетради – тетрадь. (ж.р.)
Проблемный вопрос
- Почему же в этих словах, которые стоят в одном падеже и одного рода, разное окончание?
На этот вопрос мы найдем ответ на следующей станции.
Объяснение нового материала.
Станция ОБЪЯСНЯЙ-КА
В русском языке существует три склонения.
Посмотрите на опорные схемы и приготовьтесь ответить.
- Какие существительные относятся к первому склонению (приготовит ответ 1 ряд)?
- Какие существительные относятся ко второму склонению (приготовит ответ 2 ряд)?
- Какие существительные относятся к третьему склонению (приготовит ответ 3 ряд)?
А сейчас откроем учебники и посмотрим, как дается понятие в учебнике (стр.54).
Упражнение №124 выполняется коллективно,
Вывод:
- Значит какого склонения слова книга и тетрадь?
- Почему в предложении в этих словах разные окончания? (разные склонения)
- Для чего мы быстро и правильно должны определять склонение?
(Чтобы правильно писать окончание)
Станция ОТДЫХАЙ-КА (физминутка)
Станция ЗАКРЕПЛЯЙ-КА
1. Упражнение в определении склонений существительных (Устно)
АЛФАВИТ, ГЛОБУС, ДВОЙКА, ДНЕВНИК, КНИГА, КАРАНДАШ, КИСТОЧКА, МЕЛ, ПАРТА, ТЕТРАДЬ, ЦИРКУЛЬ.
2. Работа на карточках
Цель: упражняться в распознавании склонений существительных.
Станция ОБОБЩАЙ-КА
Игра: “Собери три букета” (три ученика у доски)
- Как определить склонение существительного?
Резервное задание.
Вход (2), школа (1), аллея (1), тополь (2).
Итог урока:
Чему учились сегодня на уроке?
Как определяем склонение существительного?