Сценарий урока русского языка "Три типа склонения имен существительных в единственном числе"

Разделы: Начальная школа


Тема: Три типа склонения имён существительных в единственном числе.

Цели урока: сформировать умение определять тип склонения существительных.

Задачи: дать понятие о трёх типах склонений, ознакомить с распознаванием типа склонения по окончанию (в начальной форме) и по роду, воспитывать любовь к школе.

Ход урока.

Организационная часть (проверить готовность к уроку).

Открыли тетради и запишите число и классную работу. Сегодня у нас необычный урок, а урок путешествие. Все вы любите путешествовать? Отправимся на поезде (вывешивается на доску).

- Какой первый звук в этом слове (характеристика)

Станция ЧИСТОПИСАЙ-КА

  1. Пп, пП.
  2. Мелу чатьна – мейу и кночить (Ветер перепутал буквы в словах, прочитайте пословицу)

Умел начать – умей и кончить.

- Как понимаете смысл этой пословицы?

СЛОВАРЬ: пенал, тетрадь, учитель, ученик, класс, библиотека, дежурный, русский язык (взаимопроверка по карточкам на доске).

- К какой общей теме можно отнести все слова?

- На какие группы можно разделить данные слова?

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ:

Худеет с каждым днём толстяк,

И не поправится ни как? (календарь)

- Какое понятие даётся в толковом словаре? (работа с толковым словарём Ожегова)

- Какие словари вы знаете? (расположение в определённом временном порядке)

Запись КАЛЕНДАРЬ (определение количества букв и звуков в слове)

Закрепление пройденного материала.

Станция ПОВТОРЯЙ-КА

- Определить в предложении в именах существительных падеж.

- Что вы заметили в этих словах?

Не загибай страниц в книге и тетради.

- Выпиши в тетрадь эти слова.

В книге – книга. (ж.р.)

В тетради – тетрадь. (ж.р.)

Проблемный вопрос

- Почему же в этих словах, которые стоят в одном падеже и одного рода, разное окончание?

На этот вопрос мы найдем ответ на следующей станции.

Объяснение нового материала.

Станция ОБЪЯСНЯЙ-КА

В русском языке существует три склонения.

Посмотрите на опорные схемы и приготовьтесь ответить.

- Какие существительные относятся к первому склонению (приготовит ответ 1 ряд)?

- Какие существительные относятся ко второму склонению (приготовит ответ 2 ряд)?

- Какие существительные относятся к третьему склонению (приготовит ответ 3 ряд)?

А сейчас откроем учебники и посмотрим, как дается понятие в учебнике (стр.54).

Упражнение №124 выполняется коллективно,

Вывод:

- Значит какого склонения слова книга и тетрадь?

- Почему в предложении в этих словах разные окончания? (разные склонения)

- Для чего мы быстро и правильно должны определять склонение?

(Чтобы правильно писать окончание)

Станция ОТДЫХАЙ-КА (физминутка)

Станция ЗАКРЕПЛЯЙ-КА

1. Упражнение в определении склонений существительных (Устно)

АЛФАВИТ, ГЛОБУС, ДВОЙКА, ДНЕВНИК, КНИГА, КАРАНДАШ, КИСТОЧКА, МЕЛ, ПАРТА, ТЕТРАДЬ, ЦИРКУЛЬ.

2. Работа на карточках

Цель: упражняться в распознавании склонений существительных.

Станция ОБОБЩАЙ-КА

Игра: “Собери три букета” (три ученика у доски)

- Как определить склонение существительного?

Резервное задание.

Вход (2), школа (1), аллея (1), тополь (2).

Итог урока:

Чему учились сегодня на уроке?

Как определяем склонение существительного?