Цель: воспитание экологической культуры и экологической грамотности учащихся через организацию игровой деятельности
Задачи:
- Развивать познавательный интерес и познавательную активность школьников
- Развивать коммуникативные умения
- Формировать навыки работы в группе
- Повысить экологическую грамотность учащихся
- Формировать личностное отношение школьников к экологическим проблемам
- Воспитать бережное, гуманное отношение к природе
- Привить навыки экономного расходования природных ресурсов
- Расширить кругозор учащихся
- Развивать творческих способностей учеников
- Сплотить школьный коллектив по вертикали
Временные ресурсы, необходимые для реализации игры: продолжительность игры составляет 50-90 минут.
Адресат: игра предназначена для учащихся 5-11-х классов. В команды включаются представители 5-11-х классов.
Правила игры:
До начала игры капитаны команд (это может быть любой учащийся, но, чаще всего, - это старшеклассники) отбирают себе команду, обдумывают название, эмблему, девиз команды. Количество команд может варьироваться от 3 до 9. В зависимости от количества участвующих команд может изменяться и количество вопросов для каждой команды. Право первого хода разыгрывается по жребию, затем команда называет вопрос, на который хочет ответить.
Все вопросы разделены на 9 групп (“Грибы”, “Растения”, “Животные”, “Птицы”, “Насекомые”, “Человек и его здоровье”, “Деревья”, “Вода”, “Загрязнения”) (Приложение 1). Вопросы в каждой группе делятся по степени сложности. Командам предоставляется свобода выбора тематики вопросов и их сложности.
Количество вопросов, на которые должна ответить каждая команда: 5-10. За “зеленые” вопросы (уровень сложности низкий) команда может получить 1 балл, за “желтые” (уровень сложности средний) – 2 балла, за “красные” - 3 балла. При правильном ответе на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном – команда штрафуется на соответствующее количество баллов, а право ответа предоставляется команде, желающей ответить на этот вопрос.
В вопросах игры содержится такое задание, как исполнить несколько строк из песен о воде, растениях, животных, птицах и т.д. При этом соответствующее уровню сложности количество баллов получает команда, назвавшая больше всех песен. По итогам игры побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон.
Оформление: для проведения игры используется презентация Power Point; “Звуки природы” (музыкальные композиции на фоне которой будет проходить игра).
Эпиграф “Все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля”, и пересесть из него просто некуда” (Антуан де Сент – Экзюпери), плакаты (Приложение 2).
Ход мероприятия:
1. Вводное слово
Все говорят: “Земля”, а каждый подразумевает свое. Земля, – какая она? Земля рождает прозрачные ручьи и миллионы стеблей и колосьев, носит на себе океаны и горы, пускает птиц в небеса и быстроногое зверье по всем лесам, качает на себе города и движется в космосе. Земля всегда увлекала человека своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Человек стремился к Земле, открывая ее, давая имена и названия. Но сегодня прогресс со всей остротой поставил проблему взаимодействия человека с Землей. Люди часто не замечают последствия своих деяний: покрытые солончаками, затопленные болотами, изрытые карьерами, непригодные для жилья и хозяйствования территории. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами. Нельзя не согласиться со словами Шеффера о взаимодействии человека и природы:
…Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна…
Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны. И только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками.
Нельзя забывать, что “Земля у нас только одна…” Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем, но в случае поломки его пересесть будет не на что. Надо беречь, что имеем. Недаром замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: “Все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля”, и пересесть из него просто некуда”. Вводное слово сопровождается первым слайдом мультимедийной презентации (Приложение 3).
2. Представление команд
3. Игра
Представление разделов экологического турнира. Наведением курсора мыши осуществляется переход на выбранный раздел.
В зависимости от выбранного раздела можно выбрать вопрос по уровню сложности также с помощью наведения указателя мыши на номер вопроса. После ответа на вопрос нужно вернуться в начало игры на второй слайд с помощью кнопки возврата, расположенной в правом нижнем углу слайдов. При повторном посещении какого-либо раздела номера уже выбранных вопросов меняют свой цвет, таким образом можно видеть вопросы, на которые уже были даны ответы.
При выборе вопроса, например из раздела “Грибы”, появляется вопрос или задание. При повторном нажатии левой кнопки мыши в любом месте на слайде (кроме кнопки возврата) появляется правильный вариант ответа. (Приложение 3). (В Приложении 3 содержится фрагмент мультимедийного сопровождения игры на примере раздела “Грибы”, вопросы повышенного уровня сложности)
4. В заключении – стихотворение А.Дудина “Берегите Землю!” (Приложение 4)
5. Подведение итогов игры, награждение победителей
Литература и источники
- БСЭ.
- Бударина В.А. “Вода – чудесный дар природный…” // Последний звонок 2,,6, №12
- Бударина В.А. “День леса” // Последний звонок, 2006, №10
- Кадырова М.М. “Экология и …” //Последний звонок, №12, 2006
- Красиков С.И. Цветы в преданиях. 1989
- Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. – СПб.: Акцидент, 1998
- Что такое. Кто такой. В 3 томах. М, 1999
- Электронное учебное издание “Экология”, М. 2004
- Электронное учебное пособие. Экология 10-11 класс. Под ред. А.К.Ахлебинина, В.И.Сивоглазова М “Дрофа”, 2004