Место урока: урок проводится при переходе к изучению 4-го раздела учебника “аналогии и закономерности”
Тип урок а: урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков.
Цели урока:
- Закрепить полученные представления:
- о множестве, элементе множества, подмножестве, пересечении множеств, объединении множеств;
- о высказывании, истинности высказывания, об отрицании, о высказываниях со словами “и” и “или” о графе, о графе с направленными ребрами;
- Закрепить умения:
- определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству (подмножествам), а также множеству, которое является пересечением (объединением) множеств;
- находить на "карте множеств" область элементов, не принадлежащих множеству, а также область множества, которое является пересечением (объединением) множеств;
- определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения);
- определять истинность высказываний, в том числе высказываний со словами "не" "и" "или
- составлять (находить) граф (в том числе граф с направленными ребрами) по словесному описанию отношений между предметами и существами.
Ход урока
1. Организационный момент.
I. Отмечаем настроение.
(На доске плакат с нарисованными лицами: весёлое, грустное и нейтральное. Дети называют своё настроение и учитель рисует лучики у соответствующего “солнышка-личика”. В начале урока – на верхней половине плаката, а в конце урока – на нижней.)
Сообщение темы и постановка задач урока.
II. Разминка (с мячом)
Упражнение выполняется часто, поэтому нет необходимости объяснять правила. Учитель называет обобщающее слово, ученики – конкретные элементы множества
- школьные принадлежности
- средства передвижения
- страны
- качества, необходимые школьнику для хорошей учёбы
2. Основная часть урока.
I. Чтобы отправиться в путешествие, необходимо выбрать средства передвижения. Получите карточки и с помощью таблицы на доске, определите своё транспортное средство.
(Дети получают карточки с закодированными названиями всевозможных транспортных средств и заполняют пустые квадраты буквами)
(1,3) (2,3) (1,5) (1,4) (2,1) (2,3)
(5,4) (2,3) (1,1) (3,5) (4,1) (2,3)
(1,5) (2,3) (1,3) (1,4) (2,1) (2,3)
(4,5) (2,3) (5,4) (2,2) (2,5) (7.1) (2,1)
(2,1) (1,5) (2,3) (5,4) (5,5) (2,3) (6,2)
(2,1) (1,5) (2,3) (1,3) (2,1) (2,2) (1,5)
(2,5) (2,2) (2,4) (2,2) (6,1) (1,3) (2,3)
5 Р Л И С В Э Ц 4 Е Д Ю У М Х 3 К А Г Ь Ж Ъ Щ 2 З О Б Ф Ы Й 1 Ш Т Я Н П Ч Ё 1 2 3 4 5 6 7
Прочитав карточки и выбрав средство передвижения, дети получают соответствующие маршрутные листы.
II. Путешествие по станциям.
* Станция “Истинность” Рисунок № 4
* Станция “Графы” Рисунок № 5
* Станция “Множества”:
Найди соответствие между описанием и картой множеств.
Множество птиц и множество зверей.
Множество птиц и множество водоплавающих птиц
Множество плавающих животных и множество птиц
* Станция “Око”
Подсчитай сколько на каждом чертеже треугольников и прямоугольников.
* Станция “Компьютерная”
В программе WordPad набрать и расположить в алфавитном порядке следующие слова: любознательность, смекалка, внимание, трудолюбие, память.
3. Заключительная часть урока
Подведение итогов.
- Подсчитываем количество баллов, полученных на каждой станции
- Вывод. Мы с вами прибыли в новое царство в безбрежном мире информатики. Это царство Аналогии. Подумаем какие качества понадобятся нам, чтобы успешно в нём освоиться. (Вспомните слова, которые вы набирали сегодня с помощью компьютера)
Релаксация (отмечаем настроение)