ЦЕЛЬ: дифференциация звуков С – Ш в слогах, словах, предложениях.
ЗАДАЧИ:
- создать мотивацию к занятию;
- автоматизация звуков С – Ш;
- развивать фонематическое восприятие;
- учить образовывать глагольные формы;
- учить строить предложения;
- учить элементам словообразования;
- учить согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- обогащать лексику, уточнять значения слов – паронимов;
- развивать внимание, мышление, воображение;
- формировать усидчивость, культуру общения.
Оборудование: зеркала, тетради, ручки, карандаши, предметные картинки, карточки.
ПЛАН-КОНСПЕКТ:
1. Организационный момент.
Отгадайте загадки:
1)
Стоит дом: кто в него войдет,
Тот и ум обретет. (Школа).
2)
Заворчал живой замок,
Лег у двери на порог. (Собака).
- Какие звуки мы слышим в начале отгаданных слов?
2. Уточнение артикуляции и характеристика звуков С – Ш.
- На что похожа буква С?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
- На что похожа буква Ш?
Посмотри на букву Ш -
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
- Как называются эти буквы? (Ша,эс).
-Записываем буквы на доске и в тетрадях.
Возьмите зеркала.
- Когда произносим звук С – губы растянуты в улыбке; зубы видны и сближены, но не сомкнуты; язык за нижними зубами, по середине языка идет холодная струя воздуха.
- Когда произносим звук Ш – губы округлены и слегка вытянуты вперед; зубы сближены; кончик языка приподнят вверх; по середине языка идет теплая воздушная струя.
- Звук С – согласный, глухой, твердый, свистящий.
- Звук Ш – согласный, глухой, твердый, шипящий.
3. Работа над звуковым анализом слова.
- Назовите картинку. Определите наличие и место звуков С – Ш. Поднимите карточку с цифрой 1, если звук слышен в начале слова; 2 – в середине; 3 – в конце.
Картинки: машина (2), самолет (1), нос (3), шапка (1), квас (3), малыш (3), Саша (1,3).
4. Работа над слоговым анализом.
На доске слоги: ка-сум, са-ко, ша-ка, сы-воло, ша-кры.
- Как вы думаете, что это за задание? Правильно. Составьте слова. (Сумка, коса, каша, волосы, крыша).
5. Динамическая пауза.
Угадайте звуки С – Ш по беззвучной артикуляции.
6. Образование глагольных форм.
Изменить глаголы по образцу, отмечая чередование С – Ш.
Образец: просить – я прошу.
Чесать, носить, косить; спросить, красить, плясать; писать, месить. откусить.
7. Обогащение лексики, сопоставление слов – паронимов.
"Озорные звуки". Какие звуки озорничают? Сравните пары слов по звучанию и смыслу.
Басня – башня
Крыса – крыша
Шутки – сутки
Уши – усы
Мишка – миска
- Чем отличаются слова? Что они обозначают?
8. Динамическая пауза.
Пальцем в воздухе нарисуйте заглавную и строчную букву С, затем букву Ш.
9. Работа со словами.
Спишите слова, вставляя пропущенную букву С или Ш.
Камы., сме.ной, ро.а, ко.ка, марты.ка, .катерть.
10. Работа с деформированным текстом.
- Слова в предложениях перепутались. Постройте предложения правильно и запишите их в тетрадь.
Сухие, шелестят, под, листья, ногами.
Саша, под, собирает, шишки, сосной.
Покрыты, снегом, кусты, пушистым.
- Подчеркните букву С двумя чертами, а букву Ш – обведите в кружок.
11. Подведение итогов занятия.
- Какие звуки мы сегодня повторяли?
- С какими буквами работали?
- Какие задания выполняли?
- Какое задание понравилось больше других?
Молодцы. Вы сегодня хорошо занимались. Занятие закончено.