Девиз:
Пусть кипит работа,
Сильней соревнованье.
Успех решает не судьба,
А ваше знание!
В конкурсе участвуют команды от каждого класса по 5-6 человек или один класс разбивается на несколько команд. В каждой команде заранее выбирается капитан. Жюри состоит из 2-4х “продвинутых” учеников.
Предварительно даётся домашнее задание:
- Придумать название, девиз, эмблему команды.
- Выпустить газету на физическую тему.
1 задание – представление команды.
Команда представляет себя. Жюри оценивает название, эмблему, девиз, газету. Максимальное количество – 5 баллов.
2 задание – разминка.
Вопросы командам. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Тема: “ Виды теплопередач”.
- Почему на зиму ставят двойные рамы?
- Почему алюминиевая кружка с чаем обжигает губы, а фарфоровая – нет?
- В промышленных холодильниках воздух охлаждается с помощью труб, по которым течёт охлаждённая жидкость. Где лучше всего расположить эти трубы?
- Когда скорее остынет чайник с кипятком: когда его поставили на лёд или когда лёд положили на крышку чайника?
- Зимой на улице металл на ощупь холоднее дерева. Каким будут казаться на ощупь металл и дерево в тридцатиградусную жару. Почему?
Тема: “Мощность. Тепловое действие тока”.
- Из-за испарения вольфрама с поверхности нити накаливания лампы нить становится тоньше. Как это отражается на потребляемой лампой мощности?
- Почему провода, подводящие ток к электрической плитке, не разогреваются так сильно, как спираль в плитке?
- Почему вместо перегоревшей пробки предохранителя в патрон нельзя вставить какой-нибудь металлический предмет (например, гвоздь или кусок проволоки)?
- Провода, ведущие от батареи аккумулятора к стартёру в автомобиле, очень толстые. Почему?
- Комната освещена с помощью 50 ламп от карманного фонарика, соединённых последовательно и включенных в сеть с напряжением 220 В. После того, как одна лампа перегорела, оставшиеся 49 ламп снова соединили последовательно и включили в ту же сеть. Когда, в 1-ом или во 2-ом случае, в комнате было светлее?
3 задание – составь термин.
Раздаются конверты, где находятся карточки с буквами. Участники по команде из букв собирают слова – известные физические термины. Необходимо дать определение этого термина. Победившей считается команда, которая первой составила слово и правильно дала определение.
1 место – 3 балла.
2 место – 2 балла.
3 место – 1 балл.
Термины: ПЛАВЛЕНИЕ, ВЕЩЕСТВО, ВЛАЖНОСТЬ и т.п.
4 задание – проверка выносливости, "физическая эстафета".
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 5 баллов.
5 задание "Чёрный ящик".
За правильное угадывание содержимого “чёрного ящика” – 2 балла.
“Сей особенный предмет
Вам подскажет вмиг ответ,
Брать свой зонтик или нет”. (Барометр)“Этот маленький предмет
Нам подскажет всем ответ,
Почему при малой силе
В стенку вдруг его вонзили”. (Кнопка)“Я в Москве, он в Петербурге
В разных комнатах сидим.
Далеко, а будто рядом
Разговариваем с ним”. (Телефон)“Не смотрел в окошко –
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко, -
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка?”. (Зеркало)
6 задание – "Конкурс артистов".
Команда должна придумать, как изобразить физическое явление, тело, физический прибор – жестами, мимикой. Остальные команды должны определить, что им продемонстрировали.
Максимальная оценка: за артистизм – 5 баллов, за правильный ответ – 5 баллов.
Варианты:
- показать движение молекул жидкости при испарении;
- показать движение молекул твёрдого тела при повышении температуры;
- показать движение молекул газа при повышении температуры;
- показать притяжение и отталкивание молекул.
7 задание – "Кроссворд наоборот".
Раздаются карточки с уже отгаданным кроссвордом. Однако нумерация слов в кроссворде не соответствует нумерации вопросов к ним. Нужно установить соответствие между номерами в кроссворде и вопросов. Кто быстрее и правильнее? Максимальная оценка -5 баллов.
1. |
Т |
Е |
Р |
М |
О |
Э |
Л |
Е |
М |
Е |
Н |
Т |
||
2. |
Ф |
О |
Т |
О |
Э |
Л |
Е |
М |
Е |
Н |
Т |
|||
3. |
С |
Х |
Е |
М |
А |
|||||||||
4. |
Т |
О |
К |
|||||||||||
5. |
В |
О |
Л |
Ь |
Т |
|||||||||
6. |
П |
Р |
О |
В |
О |
Д |
||||||||
7. |
Д |
В |
И |
Г |
А |
Т |
Е |
Л |
Ь |
|||||
8. |
В |
Ы |
К |
Л |
Ю |
Ч |
А |
Т |
Е |
Л |
Ь |
|||
Ц |
Е |
П |
Ь |
|||||||||||
9. |
М |
И |
Н |
У |
С |
|||||||||
10. |
Ц |
И |
Н |
К |
||||||||||
11. |
Г |
А |
Л |
Ь |
В |
А |
Н |
И |
||||||
12. |
А |
К |
К |
У |
М |
У |
Л |
Я |
Т |
О |
Р |
- Явление упорядоченного движения заряженных частиц.
- Источник тока, в котором внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую.
- Источник тока, требующий предварительной зарядки.
- Часть электрической цепи, в которой электрическая энергия потребляется, превращаясь в другие виды энергии.
- Источник тока, в котором световая энергия непосредственно превращается в электрическую.
- Чертёж, на котором изображён способ соединения электрических приборов в цепь.
- Материал пластины простейшего химического источника тока, которая заряжена отрицательно.
- Итальянский учёный, построивший первый источник тока.
- Часть электрической цепи, служащая для её замыкания и размыкания.
- Часть электрической цепи, служащая для соединения остальных её частей.
- Одно из мест на источнике тока, к которому присоединена клемма для включения его в электрическую цепь.
- Итальянский учёный, в честь которого названы химические источники тока.
8 задание – "Найти ошибки".
Зачитывается рассказ. Кто больше обнаружит ошибок? Баллы выставляются по числу найденных ошибок.
РАССКАЗ:
Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что на восемь утра договорился с Толей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег весь уже стаял, и только на крышах домов он ещё лежал мохнатыми шапками.
Включив электрочайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул – по всему телу разлилось тепло.
Позавтракав, я выбежал на улицу. Толя был уже там. "Вот погодка сегодня!"- вместо приветствия восхищённо произнёс он. – Солнце-то какое, а температура с утра – 2 0С. "Нет, минус 4 0С",- вздохнул я.
Мы заспорили, потом Толя сообразил, в чём дело. "У меня термометр на ветру висит,- сказал он, – а у тебя в укромном месте, поэтому и показывает больше".
Подводится итог игры и определяется победитель.