Программа факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"

Разделы: Школьная психологическая служба


В последнее время одной из целей образования стало воспитание выпускника как семьянина и сознательно активной личности. Проблемы демографии ("демографическая яма", длящаяся несколько лет), потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей под влиянием средств массовой информации, возвышение "законов" криминальной структуры (желание, в особенности мужского населения, соответствовать новым "героям"), снижение образованности населения, алкоголизация семей и подрастающего поколения – факторы, которые не позволяют ребенку получить знания, умения и навыки нормальных взаимоотношений между людьми.

В то же время, общество встает на новый путь переосмысления ценностей: вновь становятся важными понятия патриотизма, гуманизма, аксиологии. Гуманизация нашего общества немыслима без гуманизации отношений между мужчиной и женщиной в семье. Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец, который бы соответствовал социально-нравственным нормам. Научить молодежь элементарному этикету в семье, заставить задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности налаживания отношений, формировать навыки общения в среде сверстников – одни из главных задач психолого-педагогического сопровождения старшеклассников.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель: способствовать формированию у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.

Задачи:

  • формировать теоретические знания о семье как социальном институте;
  • повышать юридическую компетенцию в области знаний семейного законодательства;
  • воспитывать высоконравственные межличностные отношения.

Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов:

  1. Гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;
  2. Использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;
  3. Учащимся на каждом шагу предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания;
  4. Соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;
  5. Учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;
  6. Возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью.

Методологическую основу системы подготовки школьников к семейной жизни составляют положения:

  • о сущности личности;
  • об определяющей роли общественного бытия в развитии сознания;
  • об активности самой личности в овладении знаниями, культурой, опытом социально ценной деятельности;
  • об исторически закономерном развитии брачно-семейных отношений.

Ключевые идеи курса:

В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.

Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.

Основную роль в становлении личности играет ее собственная активность.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемый нами курс основан на программе И.В. Гребенникова "Основы семейной жизни" (1991), допущенной Государственным комитетом СССР по народному образованию, и методических рекомендациях Л.М. Панковой к курсу "Этика и психология семейной жизни" (1991). Аксиологический аспект данной программы остается неизменным и в настоящее время. То же самое касается и этического, психологического, педагогического, эстетического, правового и хозяйственно-экономического аспектов подготовки подрастающего поколения к семейной жизни. В разработке курса мы старались не акцентировать внимание на относительно лабильной политике государства в области брачно-семейных отношений.

Курс "Этика и психология семейной жизни" рассчитан на 34 часа: 19 лекционно-практических занятий и 15 практических. Включает в себя введение, 6 основных разделов ("Личность", "Межличностные отношения", "Брак и семья", "Основы семейных отношений", "Семья и дети", "Семейное законодательство") и заключение.

Семья должна вбирать в себя лучшие черты гуманистического образа жизни, не утратив при этом ничего из того индивидуального, неповторимого, что привносит в семейный союз каждая отдельная личность. Вот почему программа курса начинается разделом "Личность". Этот раздел включает уроки о личности, ее разностороннем развитии и факторах, ее формирующих. Потребности, мотивы, интересы, убеждения, способности, характер – знакомство с этими понятиями побуждает старшеклассников к самопознанию. При этом у них возникают вопросы: что я знаю о себе, что не устраивает меня в моем характере, каким я кажусь другим людям, какие недостатки вижу у себя и т.д. Такие вопросы – шаг к самовоспитанию. Раздел включает в себя 4 лекционных и 3 практических занятия.

Второй раздел посвящен особенностям межличностных отношений юношества. Психология межличностных отношений, нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности – изучение этих вопросов помогает осознать сущность дружбы, любви. Любовь мужчины и женщины как естественное отношение человека к человеку; зависимость богатства чувства любви от богатства внутреннего мира личности; личностный характер проявления любви в зависимости от социальных устоев, национальных традиций и психофизиологических особенностей человека; развитая способность любить как выражение высшего уровня развития личности – программа предусматривает раскрытие всех этих вопросов. Особое внимание обращается на сущность нравственных основ взаимоотношений влюбленных, подчеркиваются характерные черты поведения и устремленности влюбленных. На занятиях показывается несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с пьянством, наркоманией. Обсуждаются взаимоотношения юноши и девушки при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны. Раздел включает 3 лекционных и 4 практических занятия.

В третьем разделе "Брак и семья" характеризуются факторы, обуславливающие необходимость для молодежи готовиться к браку и семейной жизни. К ним относятся сложность процесса создания семьи, изменение образа жизни и функций семьи, новый характер взаимоотношений. Раскрывается понятие "готовность к браку". Учащиеся знакомятся со структурой и динамикой развития семьи. Особенно освещаются функции семьи. Раздел включает в себя 4 лекционных и 3 практических занятия.

В разделе "Основы семейных отношений" раскрываются устои, нравственные основы, психологический климат, эстетика быта, последствия нарушений семейных отношений. Особенно рассматриваются семейные роли, качества семьянина, семейные правила. Большое внимание уделяется последствиям нарушений семейных отношений, раскрываются типичные "зоны" конфликтов. Раздел включает 4 лекционных и 4 практических занятия.

Пятый раздел программы – "Семья и дети" – имеет педагогическую направленность. В нем рассматривается влияние родителей на детей и детей на родителей, влияние на подрастающее поколение уклада жизни семьи, особенности семейного воспитания, его трудности, типичные ошибки и пути их устранения. Этот раздел предусматривает 1 лекционное и 3 практических занятия, на которых предполагается совместное участие детей и родителей.

Последний раздел "Семейное законодательство" включает в себя всего 1 урок. Это обусловлено тем, что на протяжении всего курса учащиеся знакомятся с отдельными статьями Семейного Кодекса, соответствующие темам уроков. Урок по семейному праву дополняет уже имеющиеся сведения и обобщает их.

В программу курса не вошли темы сексуального воспитания, т. к. мы считаем это отдельным направлением в воспитании, достаточно спорным на сегодняшний день. Более того, по нашему мнению, этим должны заниматься врачи-сексологи или психологи, достаточно компетентные в этой теме.

Виды занятий:

  1. Урок-лекция. Преимущество этого урока в том, что он отличается четкостью, логичностью. Недостатком является неучастие учеников: им предлагается принять к сведению определенную информацию, их мнение об этой информации и то, насколько близко они ее принимают, - неизвестно.
  2. Урок-беседа. Его преимущество в наличии обратной связи, активности учеников, доверительности. Недостатком является относительно малый объем информации, который можно вместить в одну беседу, а также избыточная эмоциональность, порой даже неуправляемая.
  3. Урок-консультация. Приглашение специалистов – врач, юрист, психолог. Профессионально грамотную консультацию специалиста ничем заменить нельзя. Рекомендуется учет владения специалистами педагогических навыков.
  4. Открытый урок. Не рекомендуется присутствие посторонних в силу специфичности курса. Эффективен, когда приглашаются родители учеников. В этом случае одновременно идет воспитание и учеников, и родителей, тем самым несколько корректируются семейные взаимоотношения.
  5. Урок-семинар. Достоинством урока является активность учеников, недостатком – воздействие учителя на формирование тех или иных позиций учеников. Учитель вмешивается в урок только по требованию ведущего.
  6. Практические занятия - проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов, предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями; для полного проявления личности каждого учащегося, необходимого для их самосознания и саморазвития.

Особое место в курсе этики и психологии семейной жизни занимает последний урок. В конце курса нет экзамена, зачета, нет даже контрольной работы; приходит срок, заканчивается учебный год, заканчивается преподавание этики и психологии семейной жизни. Совместно с учениками учитель определяет форму последнего урока, желание учеников учитывается в первую очередь. Цель урока – подведение итогов. Рекомендуется готовиться заранее – за месяц, полтора.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема лекционно-практического занятия Краткая аннотация содержания занятия Кол-во часов Тема практического занятия (ПЗ) или тренингового занятия (ТЗ) Кол-во часов
ВВЕДЕНИЕ
1 Введение в курс Знакомство с целями и задачами курса.

Предлагаются упражнения, направленные на снятие напряжения, создание рабочего настроя.

1    
ЛИЧНОСТЬ
2 Основы самоорганизации личности. Цели, задачи, методы и приемы самостоятельной работы над собой, самовоспитание воли, характера, памяти и внимания. 1    
3 Самооценка и уровень притязаний. Я-концепция, пирамида уровней притязаний (Маслоу), виды самооценки 1 ПЗ – выявление уровня самооценки.

Элементы ТЗ "Свет мой, зеркальце, скажи".

1
4 Независимость Основные понятия: внушаемость, конформность, независимость, коллективизм, коллективистское самоопределение. 1 ПЗ – оценка отношений подростка с классом (диагностика) 1
6 Внушаемость Основные понятия внушаемости, действие религиозных сект, гипноз, жажда чуда, установки. 1 ТЗ – "Жажда чуда" (устное сочинение)

Тест "Поддаетесь ли вы чужому мнению?"

1
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
7 Дружба – школа любви Высшие нравственные ценности - товарищество и дружба. Моральные требования, препятствия. 1    
8 Любовь Любовь и влечение. Стороны чувства любви. Социальный характер любви. Стадии любви. Юношеская любовь. 1 ПЗ – дискуссия "Мнения о любви" 1
9 Выбор Идеал. Гипотезы эталона выбора. Синдром одиночества. Добрачные половые связи. 1 ПЗ – "Факторы риска"

Беседа о факторах, увеличивающих риск появления проблем между супругами в будущем.

1
БРАК И СЕМЬЯ
10 Готовность к браку Физическая зрелость вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность. 1 ПЗ – исследование установок и ожиданий от брака (диагностика) 1
11 Функции семьи Мотивы создания семьи. Специфические и неспецифические функции семьи. 1 ТЗ – фрагменты тренинга "Моя семья в настоящем и будущем" Предлагаются упражнения, направленные на улучшение навыков самонаблюдения. 1
12 Семейная система Структура семьи, классификации, основные черты семьи, нарушение структуры семьи, дисфункциональная структура. 1 ТЗ - фрагменты тренинга "Моя семья в настоящем и будущем. 1
13 Динамика семьи Стадии развития семьи, переходные периоды, модель развития семьи вокруг ребенка, особенности российской семьи. 1    
ОСНОВЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
14 Семейные роли Понятие семейной роли. Конвенционные и межличностные роли. Типы распределения семейных ролей. Структура семейных подсистем. 1 ПЗ – Психогимнастика. Предлагаются упражнения на формирование адекватного образа мужчины и женщины, осознание полоролевой идентификации 1
15 Качества семьянина Любовь к окружающим людям, направленность на другого человека, способность к браку. Адекватные брачно-семейные представления. 1 ПЗ – методика оценки старшеклассниками самих себя как будущих членов семьи. 1
16 Семейные правила Правила, заданные социумом и культурой. Уникальные семейные правила. Семейные мифы. 1 ПЗ – семейные ценности, традиции семьи. 1
17 Нарушения функционирования семейной системы Факторы и стрессоры, осложнения отношений: нарушение представлений о семье и ее членах, нарушение межличностной коммуникации, нарушение механизмов интеграции, структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи. 1 ТЗ – арттерапия "Идеальная семья" 1
СЕМЬЯ И ДЕТИ
18 Детско-родительские отношения Виды отношений: сотрудничество, паритет, соревнование, конкуренция, антагонизм.

Стили семейных отношений: попустительство, авторитаризм, демократия. Смысловая направленность отношений. Ответственность.

1 ТЗ – "Дети и родители" 3
СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
19 Семейный кодекс Рассмотрение основных положений Семейного Кодекса 1    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
20 Итоги курса     Форма и проведение занятия определяется учащимися.  
      19   15

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д: "Феникс", 2004.
  3. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  6. Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.
  7. Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 1988.
  9. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  10. Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005.
  11. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  12. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 1985.
  13. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

Примечание: для разработки уроков используются статьи из журналов "Школьный психолог", "Вопросы психологии", "Семья и школа", "Классный руководитель" и др.