"Сказка мыслить помогает" – закрепление изученных приемов сложения и вычитания

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Закрепить навык изученных приёмов сложения и вычитания,
  2. Повторить решение уравнений,
  3. Повторить решение задач в два действия.
  4. Развивать вычислительные навыки учащихся.
  5. Воспитывать чувство взаимопомощи.
  6. Развивать активность и внимание обучающихся.

Оборудование:

  • схема маршрута (на доске),
  • рисунки (Иван-царевич, Елена Прекрасная, Баба-Яга, Кащей Бессмертный, ступа, избушка на курьих ножках, дворец Кащея),
  • задания на карточках для устного счёта.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сейчас у нас урок математики. Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь, тем самым вы пожелаете друг другу хорошего настроения на уроке.

2. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: “Закрепление изученных знаний”. Сегодня мы должны будем повторить изученные приёмы сложения и вычитания, повторить решение уравнений, решение задач в два действия.

А чтобы успеть всё это сделать на уроке, я вам предлагаю отправиться в сказку.

Вы готовы к работе?

ДЕТИ: Да!!!

УЧИТЕЛЬ: Тогда сказка начинается.

3 Устный счёт.

В некотором царстве, некотором государстве жил-был Иван-царевич. И была у него невеста - Елена Прекрасная. Однажды они гуляли в роще, и вдруг, налетел вихрь и унёс Елену. Опечалился Иван-Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А берёзка над ним шелестит: “Не плачь, добрый молодец, найдёшь ты свою невесту у Кащея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики.

4. Отправился Иван-царевич в далёкий путь. Долго ли, коротко ли шёл он – на пути встретилась река, а моста нет. Только верёвка с одного берега на другой протянута, а на верёвке той задания. Справится с ними Иван, значит, удержится на верёвке и перейдёт на ту сторону реки. Поможем Ивану-царевичу?

Но на этих ёлочках задания уже выполнены. Вам нужно проверить их. Если задание выполнено верно, то вы хлопаете в ладоши, а если неверно, то топаете ножками. (Один из обучающихся поясняет, почему этот пример решён неверно).

С вашей помощью Иван-царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. Куда идти дальше, царевич не знает. Вдруг, слышит он речка ему говорит: “Ступай, царевич, вон по этой тропке, она то тебя и приведёт к дремучему лесу, а в том лесу есть избушка, эта избушка стоит задом наперёд. В той избушке есть старушка, бабушка-Яга живёт. Нос крючком, глаза большие, словно угольки горят. Эта бабушка из сказки, дыбом волосы торчат.

Ну что ж, привела лесная тропинка Ивана к избушке на курьих ножках. Вошёл он в избу и видит: сидит на лавке Баба-Яга с учебником математики в руках. Увидела царевича и говорит: “Знаю, зачем пришёл, но сначала помоги мне разобраться с примерами. Не знаю, как их можно решить удобным способом”.

Весь класс У доски 1 человек 2 человек
45 + 38 + 5 +2 = 90 6 + 27 + 14 + 3 = 50 12+19+8+1=40

5. “Вот теперь, говорит Баба-Яга, могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кащею…”. “Нет”, - говорит Иван-царевич, - мне надо скорее. Дай мне лучше ступу”. “Что ж, бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если решишь задачу правильно – взлетишь. Слушай задачу”.

В моём саду растёт яблоня с золотыми и серебряными яблоками. Золотых- 25, а серебряных на 12 меньше. Скажи, сколько всего яблок?

На доске краткая запись. (Задачу решают самостоятельно).

Золотых – 25 яблок.

Серебряных - ? (на 12 яблок меньше)

Посмотрите, к этой задаче даны 2 выражения. Что обозначает каждое из них?

25 – 12 = 13 25 – 12 + 25 = 38

6. “Молодец, Иван-царевич. Открою тебе 2 секрета Кащея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. Открыть ту шкатулку можно решив задание, на котором много цветных кнопок. Как с ними справиться – зашифровано на трёх карточках”.

Раздаю перфокарты ребятам, предварительно разделив их на три группы.

1 группа

67-24=43 н
47-35=12 а
94-61=33 ж
57-45=12 а
68-42=26 т
85-33=52 ь

Ключ к шифру:

52 – ь
43 – н
12 – а
26 – т
33 - ж

2 группа

37-23= ж
64-22= ё
89-65 = л
28-15 = т
58-23 = у
96-42 = ю

Ключ к шифру:

54 – ю
35 – у
13 – т
14 – ё
24 - л

3 группа

15+5 = к
17 + 81 = н
60+ 23 = о
20+ 36 = п
10+ 20 = к
52 + 35 = у

Ключ к шифру:

30- к
87 – у
56 – п
83 – о
98 - н

Нажать жёлтую кнопку.

7. Поблагодарил Иван Бабу-Ягу и через полминуты приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог.

Встал Иван-царевич и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на поляне написаны два выражения. Понял он, что их надо сравнить и идти в ту сторону, куда укажет стрелка.

37+8 42+2

Обрадовался Иван, что нашёл нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кащею, решил он немножечко размяться.

8. Физминутка (проводит учитель)

9. Решение задачи.

Долго ли шёл Иван-царевич, коротко ли, наконец видит он: прямо перед ним стоит дворец Кащея. Увидел Кащей Бессмертный, что идёт к нему Иван-царевич и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое! Тем временем Иван-царевич справился с шифровками, которые ему дала Баба-Яга, и разгадал секрет замка: нажать жёлтую кнопку.

Наш герой появился перед Кащеем, а тот говорит ему так ласково: “За невестой пришёл, добрый молодец? Давай мирно договоримся: задам я тебе всего одну задачу. Решишь её – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой”. Делать нечего, согласился Иван.

Говорит Кащей: “По дороге от Бабы Яги ко мне бежало 9 моих верных слуг, ак навстречу им ещё четверо. Сколько верных слуг бежало ко мне?”

10. Решение уравнений.

Решил Иван задачу но не захотел Кащей выполнять своё обещание. Выхватил тогда Иван меч и стали они сражаться. Шаг за шагом, всё ближе подбирается Иван к трону. Вот уже схватил он шкатулку с иглой. А на шкатулке – уравнения.

Работа по вариантам, потом взаимопроверка.

Х – 20 = 7 Х – 20 = 25

Один обучающийся работает у доски: Х – 9 = 4

Решил Иван-царевич уравнения, в тот же миг шкатулка открылась. Взял Иван в руки иглу и переломил её. Кащей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь и Вышла Елена Прекрасная.

11. Итог урока.

Стал Иван-царевич рассказывать Елене Прекрасной о своиз приключениях, о том, с какими трудностями ему пришлось встретиться на пути к ней. Похвалила его Елена и отправились они домой в своё царство, сыграли свадьбу, и стали жить в мире и согласии.

Вот и сказке конец, а кто хорошо работал на уроке – молодец!!!

- Понравилась вам сказка?

- Чему она учит? /Добро побеждает зло/

Вот так и в жизни бывает. Мы с вами живём на огромной планете, которая называется Земля. Покуда на ней есть добро и зло, значит люди будут совершать и добрые и злые поступки. Мы с вами должны стремиться делать как можно больше добрых поступков, и тогда капельки добра образуют ручей, ручей – реку, а река – целое море добра. Только так можно бороться со злом.

- А урок математики вам понравился?

У каждого из вас на столе лежит по три цветочка. Если у вас на уроке было хорошее настроение прилепите на доску красный цветочек, если не очень – зелёный, если плохое – жёлтый.

Посмотрите, какой красивый букет у нас получился.

Оценки за урок.