ИКТ не освобождают от какой-либо
деятельности,
а оптимизируют эту деятельность.
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Современный период развития общества определяется как этап информатизации. Информатизация общества предполагает всестороннее и массовое внедрение методов и средств сбора, анализа, обработки, передачи, архивного хранения больших объемов информации на базе компьютерной техники, а также разнообразных устройств передачи данных, включая телекоммуникационные сети.
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.
Современное компьютерное образование является составной частью становления ученика-личности – ее развития, образования, воспитания, оно призвано формировать у подрастающего поколения собственное социальное основание, внутренний импульс развития – высокий уровень совести, духовности, культуры. Следовательно, компьютерное образование становится личностно ориентированным, его цель – поиск и отыскание смыслов, создание новой системы ценностей, саморазвитие и самореализация в компьютерной среде.
Концепция модернизации образования, проект “Информатизация системы образования” и, наконец, технический прогресс ставят перед образованием задачу формирования ИКТ-компетентной личности, способной применять знания и умения в практической жизни для успешной социализации в современном мире.
Информатизация образования – это комплексное системное внедрение информационных технологий во все виды и формы образовательной деятельности.
Создание единой информационной образовательной среды необходимо для обеспечения согласованного доступа к информации и эффективной работы с ней всеми участниками образовательного процесса (администрацией, педагогами, учениками, родителями).
Единое информационное пространство школы – это совокупность информационных образовательных ресурсов, средств их хранения и передачи, которая обеспечивает любому пользователю возможность полного информационного обеспечения своей деятельности, получения любых образовательных услуг, а также возможность обмена между пользователями (приложение №1).
Идея информатизации школы была выдвинута еще в 1991 году. Решением Министерства народного образования Республики Коми в школе с 01.01.1992 г.по 31.05.1994 г. работала экспериментальная площадка по теме “Новые информационные технологии в образовании”. В концептуальную основу проекта были положены принципы общегуманитарной значимости информатизации образования и общеобразовательное значение курса информатики. Результаты эксперимента:
- более раннее обучение информатике в школе (в ходе эксперимента разработан и апробирован курс “Знакомство с компьютером” для 2-3 классов);
- специализированная курсовая подготовка учителей в Ярославском РЦ НИТ по информационным технологиям;
- накопление учителями-предметниками опыта по применению компьютеров на уроках, для подготовки учебно-методических
- материалов, ведения школьной документации;
- создание большого банка программных ресурсов для компьютеров КУВТ и IBM PS.
Положительные результаты эксперимента легли в основу дальнейшей информатизации школы.
В рамках проекта “Компьютеризация городских и поселковых школ” наша школа получила 2 компьютерных класса (в 2002 г. 11 компьютеров Helios, в 2005 г. 11 компьютеров ИВК), и комплект программного обеспечения (стандартная поставка электронных изданий). Часть учебных материалов на электронных носителях педагоги приобретали самостоятельно. В 2004 г. творческая группа учителей школы участвовала в конкурсе “Кубышка медиа-уроков”, проводимом компанией “Кирилл и Мефодий” для учителей, использующих информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебном процессе. Участие в конкурсе дало возможность получить в пользование информационно-компьютерную среду (ИКС) “Начальная школа” и электронные библиотеки наглядных пособий (ЭБНП) по предмету “Биология”. На средства спонсоров было приобретено следующее оборудование: струйный принтер Canon i350, лазерный принтер HP1020, сканер, копировальные аппараты, видеомагнитофон, DVD-плеер, цифровой фотоаппарат.
Оснащенность компьютерной техникой
Год | 1992-1995 | 1995-2001 | 2002-2004 | 2005-2006 |
Количество учащихся на 1 компьютер | 42,7 | 37,3 | 16,9 | 14,4 |
На сегодняшний день в школе 2 кабинета информатики, объединенных локальной сетью. Современными компьютерами оснащены: библиотека, методический кабинет, кабинеты директора и социального педагога. В кабинетах химии, физики, математики и истории установлены компьютеры с операционной системой Windows 95.
Ресурсное обеспечение реализации программы
№ кабинета | Название кабинета | Кол-во компьютеров, оргтехники | Цели использования |
38 | Информатика | АРМ учителя, 8 ученических мест, проектор, экран |
Уроки информатики, других
учебных дисциплин. Индивидуальная работа учителей, просмотр учебных видеофильмов, уроки с проектором, классные часы, методические объединения учителей. |
39 | Информатика | АРМ учителя, 7 ученических мест |
Уроки информатики, других учебных дисциплин. |
26 | Химия | 1 компьютер ПЭВМ АМД |
Хранение и размножение дидактического и методического материала по химии. |
24 | Физика | 1 компьютер ПЭВМ АМД |
Хранение и размножение дидактического и методического материала по физике, индивидуальные консультации учащихся, подготовка к ЕГЭ. |
9 | Математика | 1 компьютер ПЭВМ АМД |
Хранение и размножение дидактического и методического материала по математике, индивидуальные консультации учащихся, подготовка к ЕГЭ. |
43 | Школьный музей “Истоки” | 1 компьютер ПЭВМ АМД |
Хранение материалов экспонатов в цифровом виде. |
Библиотека | 1 компьютер Helios, 1 компьютер ПЭВМ АМД | Выдача и учет выданных книг и методических материалов, ведение каталога имеющихся изданий, списание книг, представление информационных ресурсов на электронных носителях, создание банка педагогической информации на электронных носителях, просмотр электронных версий педагогических изданий. | |
25 | Приемная | 1 компьютер, МФУ, ксерокс |
Делопроизводство |
Директор | 1 компьютер ИВК | Администрирование | |
37 | Заместителя директора по ТБиЖ | 1 компьютер ПЭВМ АМД |
Администрирование |
32 | Методический кабинет | 2 компьютера Helios, 2 принтера, ксерокс, цифровой фотоаппарат |
Методическая работа с учителями (анализ программного обеспечения, оказание помощи учителям в подготовке и проведении уроков). |
33 | Социальный педагог, психолог | 1 компьютер ИВК, 1 компьютерПЭВМ АМД, принтер |
Сбор и обработка информации о детях различных групп, изучение психолого-педагогических особенностей личности, компьютерная диагностика профессионального самоопределения учащихся. |
Информатика в школе преподается со 2 класса. Большинство выпускников школы обладают хорошей осведомленностью в области информатики, что подтверждают результаты учебы наших выпускников на первых курсах в вузах. В школе проводятся компьютерные уроки по различным предметам (математика, русский язык, окружающий мир, биология, физика, музыка, литература), наблюдается стремление к внедрению компьютерных технологий в учебную и воспитательную работу, психологический мониторинг, новые методы обучения и интеллектуального развития.
На сегодняшний день, несмотря на положительные результаты в области информатизации, имеется ряд ключевых проблем, которые необходимо решать для повышения эффективности работы школы в направлении информатизации:
- требование постоянной модернизации компьютерной техники;
- отсутствие сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса;
- отставание в использовании новых информационных технологий в управлении школы;
- недостаточное количество цифровых образовательных ресурсов;
- недостаточная ИКТ-компетентность педагогов.
Цель программы: повышение уровня образования через формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- приобретение оборудования для широкого использования информационных и интерактивных технологий;
- развитие информационных образовательных ресурсов;
- создание условий для развития ИКТ-компетентности учащихся, педагогических работников и администрации школы;
- интеграция компьютерных и Интернет-технологий в учебно-воспитательный процесс и в процесс управления школой;
- создание единой информационной образовательной среды школы.
НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЫ (Приложение №2)
- Совершенствование материально-технической базы.
- Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (курсы по основам информационно-коммуникационных технологий для начинающих, курсы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе).
- Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий и для компьютерной поддержки уроков; переход от эпизодического применения ИКТ учителями-предметниками к системе).
- Развитие информационно-управленческой системы (ведение школьной базы данных; внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания).
- Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, участие в телекоммуникационных проектах, создание и поддержка школьного сайта, ведение переписки с учителями и учащимися других школ).
- Организация досуга школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, участие в сетевых образовательных проектах).
- Организация доступа к средствам информационно-коммуникационных технологий и оказание помощи в их применении обучающимся и работникам школы, проведение и консультирование проектной деятельности учащихся, связанной с применением информационно-коммуникационных технологий.
- Внедрение компьютерных программ в психолого-педагогический мониторинг.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ “ИНФОРМАТИЗАЦИЯ “МОУ “СОШ №5”” (приложение №3)
Предполагаемые результаты реализации программы:
для школы:
- повышение качества образования;
- создание единой информационной системы, объединяющей информационными сетями все элементы образовательного процесса;
- автоматизация управления и организации учебно-воспитательного процесса;
- автоматизация системы документооборота и отчетности;
- открытость школьного информационного образовательного пространства;
для учителя:
- оптимизация рабочего времени;
- применение новых образовательных ресурсов, облегчающих проведение уроков, и возможности создания собственных учебных ресурсов;
- повышение ИКТ-компетентности и уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя;
- внедрение новых педагогических технологий, основанных на широком использовании ИКТ;
для ученика:
- повышение мотивации учения;
- расширение ресурсов для обучения;
- возможность более полного самовыражения,
- повышение ИКТ-компетентности и информационной культуры.
Механизм управления реализацией Программы информатизации школы
1. Разработка диагностических материалов,
используемых для определения уровня
ИКТ-компетентности педагогов (приложения
№4).
2. Мониторинг:
- повышения квалификации педагогических работников в области ИКТ – компетентности;
- критерии формирования и развития информационно-коммуникационных умений, навыков и способов деятельности школьников.
3. Контроль качества и эффективности процесса
информатизации.
4. Система совместной мыследеятельности
педагогов, учащихся и родителей для анализа,
планирования и коррекции путей реализации
Программы. Рефлексия всех субъектов
образовательного процесса (в малых группах,
рефлексивно-программирующих семинарах).
Критерии эффективности реализации программы (приложение №5)
Эффективность результатов реализации Программы информатизации школы предполагается отследить по следующим критериям:
- Интерактивность.
- Эффективность методов, используемых педагогами в процессе обучения.
- Эффективность организации процесса информатизации.
- Эффективность результатов обучения.
- Уровень готовности педагогов к профессиональной деятельности в условиях информатизации.
Программа составлена на основе документов:
- Закон РФ “Об образовании”.
- Федеральная целевая программа “Электронная Россия” 2002-2010 гг.
- Проект “Информатизация системы образования” 2005-2008 гг.
- Концепция модернизации российского образования до 2010 г.
- Национальный проект “Образование”.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
- Приказ МО от 03.12. 2001 г., №3926 “О единой организации и координации работ в области информатизации образования в России”.