Цель урока:
- в процессе групповой работы над проектами, определить территориально-производственную структуру нефтяной промышленности России на современном этапе.
Задачи урока:
- образовательная: сформировать знания о
территориально-производственной структуре нефтяной промышленности РФ; создать
электронный материал по данной теме;
- развивающая:
развивать умения работать самостоятельно с разными источниками географических знаний, анализировать данные, аргументировать свою точку зрения, развивать самообразовательные навыки посредством активных методов обучения, готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, прививать познавательный интерес к предмету география;- воспитательная:
воспитывать в процессе работы на уроке чувство коллективизма и ответственности, толерантности – терпимости к чужому мнению, внимательному отношению к ответам и рассказам других детей.
Тип урока: изучение нового материала (рассчитан на два урока).
Методы: частично-поисковый, учебного проекта.
Виды работы учащихся: групповая
Оборудование:
- карты атласа (9 кл.)
- учебник «География. Население и хозяйство России» В.П.Дронов, В.Я.Ром. 9 класс.
- журнал «География в школе» № 7, 2005
- журнал «География в школе» № 1, 2002
- компьютерная программа PowerPoint
- интернет - ресурсы
- экран, мультимедийный проектор
Базовые знания: умение работать с разными источниками информации и географическими картами, с компьютерной программой PowerPoint.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие, психологический настрой учеников и учителя.
II. Мотивационный этап.
Учитель:
Человечество использует всё новые виды энергии: атомную и геотермальную, ветровую и солнечную. Но главным её источником было и остаётся топливо. Его добыче и переработкой занимается топливная промышленность. Одной из ведущих отраслей ТЭК и всего хозяйства страны является нефтяная промышленность.
Учитель задаёт наводящие вопросы, направляя учеников на самостоятельное определение цели урока.
Итак, на этом уроке вы самостоятельно, работая в группах (учитель – консультант и координатор) должны будете рассмотреть территориально-производственную структуру нефтяной промышленности России (рассмотреть этапы становления, определить основные нефтяные базы, выявить перспективные районы добычи и переработки).
Перед учащимися ставится задача: после сбора информации, обсуждения в группах собранного материала, оформить проект в виде компьютерной презентации.
Работа проходит следующим образом: из предложенных тем (список тем представлен на экране с помощью мультимедийного проектора) учащиеся выбирают наиболее интересную для себя и объединяются в проектные группы.
Темы проектов:
- История развития нефтяной промышленности в России.
- Основной район нефтедобычи – Западная Сибирь.
- Поволжье.
- Уральский и северный экономический районы.
- Запасы нефти на шельфах морей, основные нефтепроводы, проблемы нефтяной промышленности.
III. Изучение новой темы. Осуществление учебного проекта.
Работа над проектом состоит из четырёх этапов (ученикам выдаются памятки «Этапы выполнения проекта» и карточки с заданиями):
Памятка «Этапы выполнения проекта».
1. Подготовительный этап
- выбор учащимися темы проекта и формирование мотивации (постановка проблемы) по выполнению проекта;
- определение необходимого объёма знаний, умений и навыков у учащихся для выполнения проекта;
- составление учащимися совместно с учителем задач и этапов работы по выполнению проекта;
2. Конструктивный этап
- рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта и отбор наиболее оптимального варианта;
- сбор и обработка требуемой информации, изучение необходимой литературы, источников информации;
- распределение обязанностей (для коллективного и группового проектов).
3. Технологический этап
- выполнение проекта с использованием компьютерной программы PowerPoint, текущий контроль и корректировка деятельности.
4. Заключительный этап.
- защита проекта (презентация)
- самооценка качества выполненной работы;
Подготовительный и конструктивный этапы.
Задание № 1 (для 1 проектной группы): изучив литературу, выделить основные этапы становления и развития нефтяной промышленности в России, подготовить сообщение по данной теме.
Задание № 2 (для 2 проектной группы): используя карты атласа, изучив литературу, выявить основные месторождения нефти, определить, где размещены НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы), подготовить сообщение по данной теме.
Задание № 3 (для 3 проектной группы): используя карты атласа, изучив литературу, выявить основные месторождения нефти, определить, где размещены НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы), подготовить сообщение по данной теме.
Задание № 4 (для 4 проектной группы): используя карты атласа, изучив литературу, выявить основные месторождения нефти, определить, где размещены НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы), подготовить сообщение по данной теме.
Задание № 5 (для 5 проектной группы): используя карты атласа, изучив литературу, выявить, на шельфах каких морей, омывающих берега России, разведаны и используются месторождения, определить, где проложены нефтепроводы, обозначить проблемы и перспективы нефтяной промышленности, подготовить сообщение по данной теме.
Проектные группы работают над выполнением заданий по своей теме, готовят сообщения и затем представители каждой группы выступают с этими сообщениями (Приложение 1). Участники остальных проектных групп записывают основную информацию, прослушивая доклады соклассников. Эта информация потребуется им в дальнейшем при выполнении компьютерных презентаций.
Технологический этап (выполнение проекта с использованием компьютерной программы PowerPoint).
IV. Этап усвоения и проверки новых знаний. Презентация работ проектных групп (Приложение 2).
Презентуя продукт своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как (рефлексия деятельности учащихся).
V. Подведение итогов урока.
Подведение итогов проводится после обсуждения за круглым столом участниками всех групп презентаций проектов (рефлексия). На экране высвечиваются критерии, по которым будут оценены проекты:
- самостоятельность работы над проектом;
- полнота раскрытия темы;
- оригинальность решения проблем;
- раскрытие содержания проекта на презентации (убедительность презентации);
- ответы на вопросы.
VI. Этап информации о домашнем задании.
Используя записи в тетрадях, компьютерные презентации, на контурной карте обозначить основные районы добычи нефти, подписать крупнейшие месторождения, выделите цветом районы, разрабатываемые сейчас и перспективные, нанести основные нефтепроводы.