Программа летнего отдыха детей

Разделы: Внеклассная работа


Какую загадку таит этот воздух
Как шелком ложится под ноги трава,
Как нежно звенят полуночные звезды,
Что кругом, что кругом идет голова!

В детстве все дороги ведут к счастью. Вспомните забытые тропинки вашего детства!

Шагая по ним, вы открывали огромный и прекрасный мир. В пути исследовали новое, неведомое, нужное. По дорогам детства вместе с вами шли мечта, тайна. Вот и мы решили вместе с детьми пройти по этим тропинкам и убедить Вас, что каждая тропинка детства – счастье. Вспомним себя в детстве. Отвлечемся от бытовой суеты, вглядимся в волшебный мир детей. Мы (дети): поэты, актёры, режиссёры… Каждый кусочек жизни, прожитый в детстве, значителен и неповторим. Мы хотим провести Вас только по одной тропинке сегодняшнего детства в удивительною страну «Лето!». Лето. Время активного, интересного отдыха, время каникул. Но в воспитании каникул и перерывов не бывает. Лето продолжает процесс воспитания, соответствующее его романтическому характеру, который придаёт солнце, воздух, лес, вода. Наша территория необычная. Место соответствует активному отдыху детей. Природные, лесные, естественные условия позволяют детям прекрасно отдохнуть.

Ынас-Тура (в переводе с хакасского – Анаш), расположен на правом берегу Красноярского водохранилища. Территория богата уникальными историческими, культурными и природными объектами. Здесь находятся:

- памятник природы «Анашенский сосновый бор»;
- рукотворный бор (посажен школьниками и жителями поселка Анаш в 1965 году);
- место падения метеорита «Палласово железо»;
- Аспагашенский асбестовый рудник;
- Гора Молебная: археологические раскопки стоянок древних людей;
- территория знаменита историческими событиями:

а) деревня Б. Тесь – родина К.У.Черненко,
б) п. Анаш – отбывали ссылку декабристы братья Крюковы,
в) места сражений во время гражданской войны.

Рядом с сосновым бором красуется двухэтажное здание – это школа. Хозяева этого здания любят свою школу и прилегающий к ней двор. Цветы на клумбах, фонтан и это все своими руками сотворили дети. Жители маленькой сельской школы очень общительны и умеют весело отдыхать, любят гостей.

На протяжении последних 10 лет мы изучали социальный состав семей. В результате анализа социального состава семей по различным категориям мы установили устойчивую тенденцию по увеличению количества малообеспеченных, неполных, многодетных, приемных, опекаемых семей и семей оказавшихся в социально опасном положении. Растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. (см. приложение №1)

Заканчивается учебный год, 5 % сельских ребят могут поехать в лагеря. Для оставшихся же, наступает самая горячая пора. 10 – 15 подростков могут заработать деньги и заодно привести в порядок свое село через ТОС (Трудовой отряд старшеклассников). Анализ полученной информации показывает, что у каждого 5 подростка отдых не организован. В условиях экономической, политической и социальной нестабильности (низкая заработная плата, безработица, факторы социального риска и т.д.) многие семьи оказываются в экстремальных условияхё время родителей уходит на добывание средств к существованию, дети не имеют возможности для полноценного отдыха. Подростки предоставлены сами себе, в результате они пьют, курят, совершают преступления. У этих ребят наблюдается заниженная самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, замкнутость, внутренняя агрессия, недоверчивость.

С 1997 года при школе стала работать летняя оздоровительная площадка «Лидер», куда принимают детей только работающих родителей. Дети оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях не охвачены отдыхом. У нас есть опыт организации летнего отдыха детей и их общение со сверстниками из других районов. Например: летом 2007 г. мы приглашали к себе на площадку детей, отдыхающих у бабушек и дедушек, в реализации школьного проекта « Туристскими тропами правобережья» принимали участие воспитанники социально- реабилитационного центра «Новосёлово» и группа детей из приемных семей и опекаемых Емельяновского района. (см. Приложение 2). Наша программа предлагает содружество со следующими регионами: Емельяновский район, Северо-Енисейский, город Красноярск, Новоселовский район (п. Новоселово, Кома, Кульчек), Курагинский район, Республика Хакассия и других регионов. Кроме того, в нашей школе обучаются приезжие дети из деревень: Тесь, Приморск, Куллог, Табажак, Тальцы.

Программа реализуется через модули, КТД и формирует бережное отношение к окружающей природной среде. Реализация данной программы предусматривает вдумчивое отношение к природе родного края, охране окружающей среды.

Модули программы предполагают развитие исследовательских компетенций (поиск исторической информации), а также коммуникативных компетенций (выступление перед публикой), социально-личностных компетенций (выпуск газеты и т.д.).

Целевые группы:

для разновозрастных групп детей из малообеспеченных семей, детей – сирот, детей из приёмных семей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей северных территорий, детей с девиантным поведением (возраст 7 – 16 лет). Программа рассчитана на 60 детей.

Ожидаемые результаты:

- дети узнают:

а) важность роли труда и природы в жизни человека,
б) экономное и бережное отношение к природным материалам – один из способов охраны природы,
в) как взаимодействует человек и природа,
г) как заботиться о своем здоровье
д) познакомятся с историческими памятниками территории правобережья.

- дети научатся:

а) самостоятельно подбирать природные материалы, соблюдая правила охраны природы,
б) практически оказывать помощь по улучшению экологической обстановки,
в) практическим навыкам работы с историческим материалом.

- формируются:

- социально- личностные компетенции через вступление в дискуссию и выработку своего собственного мнения;
- коммуникативные компетенции через умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; умение дискутировать и защищать свою точку зрения;
- сотрудничество через умение принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты;
- организаторская деятельность через умение организовать свою работу;
- личностно-адаптивные компетенции формируются через умение придумывать новые решения.

Механизм отбора детей на модули.

При работе над проектом программы провели социологический опрос и предварительную презентацию модулей. Из 100 опрошенных респондентов 90% проголосовали за модули: «Сто к одному», «Лесные Робинзоны», «Цветик-семицветик», «Компьютерный художник», газета «Окно», «Лидер», «Сувенир», а также проект «Раз тропинка, два тропинка». Учитывая интересы детей, был составлен проект программы. Поэтому при выборе модулей мы надеемся, дети будут распределены равномерно. (Приложение №3)

День 1; 4; 7

11.00 – 11.20 Регистрация. Завтрак
11.20 – 11.50 Общий круг. Введение. Входная анкета
11.50 – 13.30 Инструктаж по технике безопасности. Модули
13.30 – 14.00 Обед
14.00 – 14.10 Рефлексия.
14.10 – 16.00 Экскурсия к морю для всех детей

День 2; 5; 8

11.00 – 11.20 Начало дня. Завтрак
11.20 – 13.30 Модули
13.30 – 14.00 Обед
14.00 – 14.10 Рефлексия. «Круглый стол».
14.10 – 16.00 Природоохранная экспедиция для всех детей

День 3; 6; 9

11.00 – 11.20 Завтрак
11.20 – 16.00 Раз тропинка, два тропинка (Экскурсия, для группы в 20 человек)
11.20 – 13.30 Модули
13.30 – 14.00 Обед
14.00 – 14.10 Рефлексия
14.10 – 16.00 Природоохранная экспедиция для всех детей

День 10

11.00 – 11.20 Начало дня. Завтрак
11.20 – 12.00 КТД «Подготовка к закрытию».
12.00 – 12.30 Встреча на лужайке (общая рефлексия)
13.30 – 14.00 Обед
14.00 – 16.00 Общий круг. Выходная анкета. Итоги.

Технологическое устройство программы представлено в виде проектно-модульной системы.

Модули:

  1. Образовательный модуль «Сто к одному», цель – сформировать навыки исследовательской деятельности.
  2. «Лесные Робинзоны»- повысить экологическую культуру детей.
  3. «Цветик-семицветик» - включить детей в практическую деятельность по декоративному оформлению территории пришкольного участка.
  4. «Компьютерный художник»- включить детей в деятельность по освоению графических редакторов.
  5. Газета «Окно» - образовательный модуль СМИ. Совершенствование навыков верстки газеты на компьютере.
  6. «Лидер» - образовательно-развивающий модуль. Развитие умений и навыков межличностного общения.
  7. «Сувенир» - включить детей в творческую деятельность
  8. Экскурсия по правобережью – «Раз тропинка, два тропинка». Цель – знакомство с достопримечательностями правобережья Новосёловского района.

Содержательно-технологическое описание модулей

Название модуля

Место проведения

1 день 2 день 3 день
1 Сто к одному Каб.1-04 Территория поселка  
2 Лесные Робинзоны Сосновый бор Сосновый бор Сосновый бор
3 Цветик-семицветик У фонтана Школьный двор Пришкольный участок
4 Компьютерный художник Комп. класс Комп. класс  
5 Газета «Окно» 1 - 05 Тер. поселка 1 – 05
6 «Лидер» 1 - 01 Школьный двор Актовый зал
7 Сувенир Кабинет труда Кабинет труда  

Система экспертного контроля на основе диагностики продуктивности деятельности детей.

Диагностика поможет решить задачи через оперативное получение информации, что позволит им определиться в выборе модуля.

Задачи:

  1. Получение информации о деятельности модулей
  2. Получение информации об интересов детей, для организации модульной ориентации.
  3. Выявление уровня сформированности экологического сознания.
  4. Получение информации об особенностях характера детей.

Инструмент диагностики:

- рисуночные тесты «несуществующее животное»;
- цветограмма «моя жизнь»;
- социометритрические методики;
- методика контактного взаимодействия Л.Б. Филонова;

Игры, упражнения для преодоления барьеров, снятие напряжения в общении, установление эмоциональных контактов между детьми, возникновение чувства «нам хорошо вместе», «снежный ком», «знакомства», «визитная карточка».