Цели:
- Автоматизировать звук ч в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
- Познакомить учащихся с буквой Чч;
- Формировать умение употреблять уменьшительно – ласкательные суффиксы, закреплять звуко-слоговой анализ слов, навыки чтения;
- Развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к сказке, книге.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Ребята, вы хотите попасть в сказку?
- Для того, чтобы попасть в сказку, надо выполнить несколько заданий. Вы готовы?
- И так начнём.
II. Артикуляционная гимнастика.
Проснулся язычок рано утром, посмотрел в круглое окошечко (8). Затем вышел во двор и лёг греться на солнышке (8). Полежал, отдохнул, захотелось ему поесть вкусного варенья. После обеда решил немного поработать, начал красить потолок (маляр). Поработал, теперь можно и отдохнуть, посидеть на улице под грибком (5), а затем и покачаться на качелях (вверх-вниз).
III. Упражнения на дыхание.
Вдох через нос, выдох через рот на счёт (8).
Вдох через нос, выдох через нос на счёт (8).
IV. Новый материал.
1. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня утром гуляя по лесу, Красавица Белль услышала странные звуки: Ч-ч-ч-ч.
Эти странные звуки разлетались по всему лесу.
- Теперь вы попробуйте произнести этот звук.
2. Профиль.
Показ профиля (Губы округлены и вытянуты вперёд. Зубы приоткрыты. Кончик языка касается верхнего нёба. Спинка языка поднята. Голосовые связки отдыхают.)
3. Характеристика звука.
- Какой это звук? (согласный, глухой, всегда мягкий)
4. Работа над слогом.
- Дети, вы хотите узнать, откуда доносился этот звук?
- Этот звук доносился из замка злой Колдуньи. Красавица Белль решила узнать, что происходит, и подошла поближе к замку Колдуньи. Там она услышала:
ач-оч-уч | |
ча-чу-чо | (рот учителя закрыт листком бумаги) |
ча-чу-чи | |
уч-оч-ач |
- Ребята, давайте все, вместе повторим то, что услышала Белль.
5. Работа над словом.
- Так Колдунья радовалась тому, что сделала.
- А сделала она вот что. Она украла звук ч из замка, где живёт доброе Чудовище и теперь обитатели этого замка и само Чудовище оказались заколдованными, а расколдовать их можно только в том случае, если Красавица Белль найдёт звук ч и вернёт обитателям замка.
- Ребята, поможем Белль найти звук ч и вернуть доброму Чудовищу?
- Если мы поможем Красавице, то отражение Чудовища появится в этом зеркале.
(Рисунок №1, рисунок появляется по частям, по мере выполнения заданий)
- А кто из вас знает, какой буквой обозначается звук ч?
- Отправляемся в путь! Сначала вернём звук ч обитателям замка.
а) Позиция звука.
- Вы должны правильно назвать все предметы и позицию звука ч.
(Рисунки №2, 3, 4, 5)
часы, чайник, свечка, чашка
- Жителей замка вы освободили, а вот вернуть звук ч в слово Чудовище будет сложнее. Но я думаю, мы и с этим справимся.
б) Звуко-буквенный анализ слов.
- За то, что вы помогли освободить жителей замка, Белль дарит вам слово,(дети ловят слово в ладошки) ч-а-с (шепчут слово учителю на ушко).
- Это слово нам ещё пригодится, запомните его. (час)
- Посмотрите, что происходит, чары Колдуньи начинают терять силу, но не стоит останавливаться, надо идти дальше.
- Прежде чем мы пойдём дальше, давайте отдохнем на этой замечательной поляне.
V. Музыкальная физминутка.
в) Кто лишний в этой компании?
- Посмотрите, кто к нам приближается?
(Рисунок №6)
Бабочка, филин, зайчик, птичка.
- Кто-то из них служит злой Колдунье. Попробуйте догадаться кто и почему?
г) Собери слово.
- Посмотрите, на поляне где мы отдыхали, распустились цветы. Их нужно поставить от меньшего к большему и тогда прочитаем слово. (р-о-з-а)
- От большего к меньшему. (л-и-с-т)
- Скажите ласково, чтобы появился звук ч .
роза – розочка
лист – листочек
д) Что попало под увеличительное стекло?
(Рисунок №7)
Зайчик, бабочка, розочка, листочек.
- Чары Колдуньи стали ещё слабее. Нам осталось совсем немного, чтобы освободить Чудовище.
6. Работа над словосочетанием.
- Красавица Белль говорит, что теперь мы должны правильно определить цвет данных предметов.
(У детей на столах конверты с картинками и полосками цветной бумаги).
Листочек – зелёный
Розочка – красная
Зайчик – белый
Бабочка – жёлтая
7. Работа над предложением.
(Рисунок №8)
Делу время, потехе …
- В это предложение мы должны вставить пропущенное слово.
- Вспомните, какое слово дарила вам Красавица Белль?
- Прочитайте, что у вас получилось?
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Мы с вами славно потрудились и чары злой Колдуньи потеряли свою силу. Кого мы видим в зеркале?
- Да это же наше доброе Чудовище! А вот они вместе с Белль. Теперь все в сборе, можно и повеселиться! (Рисунок №9)
- Но что это? К нам спешили герои из других сказок со своими подарками, но злая Колдунья перепутала все подарки и нам надо помочь сказочным героям.
(Дети вынимают предметы из посылки на ощупь. Золотой ключик, бочонок мёда, цветочек, корзиночка.)
У Буратино золотой ключик.
У медведя бочонок мёда.
У Дюймовочки красивый цветочек.
У Красной Шапочки маленькая корзиночка.
У почтальона Печкина большая посылка.
VI. Итог урока.
- Какой звук мы сегодня помогали искать Красавице Белль?
- Какой он?