Урок произношения в 1-м классе "Автоматизация звука ч"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Автоматизировать звук ч в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
  2. Познакомить учащихся с буквой Чч;
  3. Формировать умение употреблять уменьшительно – ласкательные суффиксы, закреплять звуко-слоговой анализ слов, навыки чтения;
  4. Развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к сказке, книге.

Ход урока

I. Оргмомент.

- Ребята, вы хотите попасть в сказку?

- Для того, чтобы попасть в сказку, надо выполнить несколько заданий. Вы готовы?

- И так начнём.

II. Артикуляционная гимнастика.

Проснулся язычок рано утром, посмотрел в круглое окошечко (8). Затем вышел во двор и лёг греться на солнышке (8). Полежал, отдохнул, захотелось ему поесть вкусного варенья. После обеда решил немного поработать, начал красить потолок (маляр). Поработал, теперь можно и отдохнуть, посидеть на улице под грибком (5), а затем и покачаться на качелях (вверх-вниз).

III. Упражнения на дыхание.

Вдох через нос, выдох через рот на счёт (8).

Вдох через нос, выдох через нос на счёт (8).

IV. Новый материал.

1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня утром гуляя по лесу, Красавица Белль услышала странные звуки: Ч-ч-ч-ч.

Эти странные звуки разлетались по всему лесу.

- Теперь вы попробуйте произнести этот звук.

2. Профиль.

Показ профиля (Губы округлены и вытянуты вперёд. Зубы приоткрыты. Кончик языка касается верхнего нёба. Спинка языка поднята. Голосовые связки отдыхают.)

3. Характеристика звука.

- Какой это звук? (согласный, глухой, всегда мягкий)

4. Работа над слогом.

- Дети, вы хотите узнать, откуда доносился этот звук?

- Этот звук доносился из замка злой Колдуньи. Красавица Белль решила узнать, что происходит, и подошла поближе к замку Колдуньи. Там она услышала:

ач-оч-уч
ча-чу-чо (рот учителя закрыт листком бумаги)
ча-чу-чи
уч-оч-ач

- Ребята, давайте все, вместе повторим то, что услышала Белль.

5. Работа над словом.

- Так Колдунья радовалась тому, что сделала.

- А сделала она вот что. Она украла звук ч из замка, где живёт доброе Чудовище и теперь обитатели этого замка и само Чудовище оказались заколдованными, а расколдовать их можно только в том случае, если Красавица Белль найдёт звук ч и вернёт обитателям замка.

- Ребята, поможем Белль найти звук ч и вернуть доброму Чудовищу?

- Если мы поможем Красавице, то отражение Чудовища появится в этом зеркале.

(Рисунок №1, рисунок появляется по частям, по мере выполнения заданий)

- А кто из вас знает, какой буквой обозначается звук ч?

- Отправляемся в путь! Сначала вернём звук ч обитателям замка.

а) Позиция звука.

- Вы должны правильно назвать все предметы и позицию звука ч.

(Рисунки №2, 3, 4, 5)

часы, чайник, свечка, чашка

- Жителей замка вы освободили, а вот вернуть звук ч в слово Чудовище будет сложнее. Но я думаю, мы и с этим справимся.

б) Звуко-буквенный анализ слов.

- За то, что вы помогли освободить жителей замка, Белль дарит вам слово,(дети ловят слово в ладошки) ч-а-с (шепчут слово учителю на ушко).

- Это слово нам ещё пригодится, запомните его. (час)

- Посмотрите, что происходит, чары Колдуньи начинают терять силу, но не стоит останавливаться, надо идти дальше.

- Прежде чем мы пойдём дальше, давайте отдохнем на этой замечательной поляне.

V. Музыкальная физминутка.

в) Кто лишний в этой компании?

- Посмотрите, кто к нам приближается?

(Рисунок №6)

Бабочка, филин, зайчик, птичка.

- Кто-то из них служит злой Колдунье. Попробуйте догадаться кто и почему?

г) Собери слово.

- Посмотрите, на поляне где мы отдыхали, распустились цветы. Их нужно поставить от меньшего к большему и тогда прочитаем слово. (р-о-з-а)

- От большего к меньшему. (л-и-с-т)

- Скажите ласково, чтобы появился звук ч .

роза – розочка

лист – листочек

д) Что попало под увеличительное стекло?

(Рисунок №7)

Зайчик, бабочка, розочка, листочек.

- Чары Колдуньи стали ещё слабее. Нам осталось совсем немного, чтобы освободить Чудовище.

6. Работа над словосочетанием.

- Красавица Белль говорит, что теперь мы должны правильно определить цвет данных предметов.

(У детей на столах конверты с картинками и полосками цветной бумаги).

Листочек – зелёный

Розочка – красная

Зайчик – белый

Бабочка – жёлтая

7. Работа над предложением.

(Рисунок №8)

Делу время, потехе …

- В это предложение мы должны вставить пропущенное слово.

- Вспомните, какое слово дарила вам Красавица Белль?

- Прочитайте, что у вас получилось?

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Мы с вами славно потрудились и чары злой Колдуньи потеряли свою силу. Кого мы видим в зеркале?

- Да это же наше доброе Чудовище! А вот они вместе с Белль. Теперь все в сборе, можно и повеселиться! (Рисунок №9)

- Но что это? К нам спешили герои из других сказок со своими подарками, но злая Колдунья перепутала все подарки и нам надо помочь сказочным героям.

(Дети вынимают предметы из посылки на ощупь. Золотой ключик, бочонок мёда, цветочек, корзиночка.)

У Буратино золотой ключик.

У медведя бочонок мёда.

У Дюймовочки красивый цветочек.

У Красной Шапочки маленькая корзиночка.

У почтальона Печкина большая посылка.

VI. Итог урока.

- Какой звук мы сегодня помогали искать Красавице Белль?

- Какой он?