Цели:
- воспитывать у учащихся любовь к малой родине и всему живому на Земле;
- формировать умение сравнивать и сопоставлять;
- развивать наблюдательность;
- формировать ответственность за свои действия и поступки.
Задачи:
- познакомить учащихся с растениями и животными, занесенными в Красную книгу; узнать о Красной книге Краснодарского края;
- учить работать с картой нашего края;
- рассказать о Кавказском государственном биосферном заповеднике;
- составить самим правила поведения на природе.
Оборудование:
- раздаточные карточки для правильных ответов учащихся;
- рабочая тетрадь учащихся;
- карта Краснодарского края;
- фотографии и картинки с изображением животных и растений, в том числе занесенных в Красную книгу;
- Красная книга Кубани;
- аудиокассета со звучанием голосов птиц наших лесов;
- «Знаки охраны природы»;
- «Вредные советы Незнайки».
План урока:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
3. Сообщение темы урока.
4. Бережное отношение к природе.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление темы. Творческая работа
учащихся.
7. Итог урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Включить кассету с голосами птиц леса.
2. Введение в тему
– Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о природе нашего края, и вы сможете собрать коллекцию редких растений и животных. А начнем мы со стихотворения нашего туапсинского поэта С.Е. Лившица «Лесные фантазии».
Мы вчера ходили в лес –
Обалдели от чудес!..
Отыскав надежный сук,
Натянул гамак паук, (показ фото)
Солнце плюхнулось в гамак
И не вылезет никак.
Мы и рады бы помочь,
Только это нам невмочь...
А потом раздался стук:
«Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!»
Кто-то весело, в охотку,
Приколачивал подметку
Или, может быть, каблук...
Мы пошли на этот звук.
Оказалось, это дятел (показ фото)
Белкам хатку конопатил,
Чтобы в щели не текло,
Чтобы стало в ней тепло...
– О каких животных и птицах говорится в этом
стихотворении?
– А каких обитателей нашего леса вы еще знаете?
– Откроем карту нашего края.
Работа с картой.Дети называют животное – картинка вывешивается на доску.
– Откроем теперь свою рабочую тетрадь
Работа с тетрадью.
– Назовите животных, которые здесь изображены. (Рысь,
бабочка «парусник», ящерица)
– А знаете ли вы, ребята, как человек влияет на
природу, на все то, что нас окружает? (Ответы
детей.)
– А как вы думаете, почему здесь изображена
книга? (Ответы детей.)
3. Сообщение темы урока
– Многие растения и животные занесены в Красную книгу. А названа она так потому, что красный цвет – это знак тревоги, знак опасности, знак, призывающий нас обратить внимание на что-то очень важное. А это те растения и животные, которые нуждаются в помощи и защите человека. И поэтому мы сегодня поговорим о том, что нужно бережно относиться к природе, как надо защищать и оберегать растения, птиц и животных, чтобы они не попали в такую Красную книгу.
4. Бережное отношение к природе
– У каждого человека есть свой дом. И свой дом
он защищает от недругов. Как? (Ответы детей.)
– И у зверей и птиц тоже есть свой дом.
Работа в тетрадях.
– Рассмотрите рисунки животных и назовите его
жилище. Соединяем линиями название животного с
его местом обитания.
– А как вы думаете, ребята, животные защищают
свои жилища? Как? (Ответы детей.)
– Но все равно, тот, кто сильнее может разрушить
этот дом, и тогда животное, птица, насекомое или
растение погибает. И таких случаев по вине людей,
к сожалению, становится все больше и больше.
В нашем крае 157 видов растений и 100 видов животных
занесены в Красную книгу.
(Показать Красную книгу Кубани.)
Здесь находятся хорошо известные вам растения,
такие, как пион лесной (Кавахский), подснежник
кавказский, цикламен, иглица понтийская. Среди
животных сюда попали тур, серна, кавказский
олень, зубр.
На склонах Главного Кавказского хребта (показать
на карте) расположен Кавказский
государственный биосферный заповедник.
– Ребята, как вы думаете, что такое заповедник? (Ответы
детей.)
– Заповедник – это территория, находящаяся под
охраной, где запрещена охота на животных и птиц,
где нельзя собирать ни цветы, ни травы, запрещена
вырубка деревьев, где необходимо не нарушать
покой растений и животных. «Биосферный» – значит
все, что находится на этой территории: и воздух, и
земля, и вода, и лес, и животные. «Био» – жизнь,
«сфера» – круг, то есть все живое вокруг подлежит
строгой охране и защите.
Он был создан в 1924 году, чтобы сохранить природу
Западного Кавказа, восстановить численность
некоторых видов растений, животных и птиц.
Благодаря заботам ученых и работников
заповедников редкие виды животных и растений
сохраняются и продолжают жить и радовать людей.
– Как вы думаете, только ли этих животных и эти
растения надо охранять и почему? (Ответы детей.)
– Человек иногда забывает о бережном отношении к
природе. Он хочет слишком много от нее получить:
природные богатства, лес, ценный мех зверей, рыбу,
мясо животных и птиц, и никакой взамен
благодарности. А ведь в природе все
взаимосвязано. Загрязняя реки и озера, пруды,
море, лес и почву отходами, люди вредят всему
живому дому: и растениям, и животным, и самому
себе, т.к. он сам часть этой природы. Поэтому
многим растениям и животным угрожает опасность.
Человек, думая о своей выгоде, уничтожает то, что
необходимо сохранить, что создавалось природой
веками и тысячелетиями.
5. Физкультминутка
– Встали все из-за парт ровненько. Сейчас мы поиграем и вспомним тех животных, которые живут у нас на Кубани. Если это животное у нас встречается, – то хлопаем в ладоши, если нет – хлопать не надо.
белый медведь чайка
сова тюлень
дельфин тигр
барсук рысь
сойка полярная сова
слон кабан
зубр косуля
6. Закрепление темы. Творческая работа учащихся
– Ребята, от каждого из нас зависит, будет ли
жить на Земле такое разнообразие растений и
животных, потому что каждый из нас является
частью одного общего дома, одной семьи, имя
которой ПРИРОДА.
А как вы думаете, что надо для того, чтобы бережно
относиться к природе, чтобы ее охранять?
(Дети придумывают правила поведения в природе, учитель вывешивает таблички со знаками охраны природы.)
А вот Незнайка придумал свои правила поведения:
Эй, послушайте, друзья! На деревья лезу я!
Буду с белками играть, буду сучья я срубать!
Если вдруг найду гнездо – разорю я и его!
Будет мне на обед из яиц этих омлет.Ну а птицы – подождут, яйца новые снесут!
На своей тропинке встретил ты лягушку или жабу?
Бей ее скорей камнями и с дороги прогони!
Пусть страшилище уходит. Нечего ей больше делать!
От нее ведь мало проку: только квакать и скакать!В лес однажды я пошел и детеныша нашел.
Я домой его принес, чтобы он со мною рос.
Я ведь так его люблю! Я и маму заменю!
Ну и что, что ждут его! Проживут и без него!
Вырастет когда большой, в лес тогда и отпущу.
Пусть тогда он и увидит маму, братьев и сестер.На привале соберем ветки и иголки,
Палки, бревна принесем – заберем у волка.
Будем пламя разжигать, ставить кипятильник,
Ну а мусор мы кидать будем в муравейник.
Все бутылки раскидаем, банки к дереву поставим.
Пусть облизывают звери, что мы с вами не доели.
Нам не нужен мусор тут, пусть себе его берут!
– В чем у него ошибка? Исправьте его. (Ответы детей.)
7. Итог урока
– Итак, ребята, вы на уроке очень хорошо
поработали, смогли заработать себе столько
карточек с изображением редких животных и
растений нашего края. Поднимите руку у кого
получилась целая коллекция таких карточек. Это
значит, что вы – молодцы!
Сегодня мы с вами говорили о редких растениях и
животных, населяющих Кубань, о тех которые
занесены в Красную книгу, о том, что человек
должен заботиться обо всем том, что его окружает
– это лес, вода, почва, растения, птицы, животные,
это все – наша Родина. И я хочу закончить урок
стихотворением В. Орловой «Родное» (кассета
с голосами).
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня.
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо надо мною –
Это все мое, родное!