1. 900 - утренняя зарядка (Проводится в игровой зоне на ковре).
- Доброе утро! Давайте поприветствуем друг друга. Я рада вас всех видеть! Наш новый день начнем с зарядки.
Первоклассник! Не ленись!
На зарядку становись! (ходьба на месте)
Дружно скажет первый класс:
«Все на месте шагом марш!» (ходьба на месте)
Чтобы в школу не проспать,
Нам часы помогут встать. (приседания)
Чтобы силу прибавлять,
Штангу будем поднимать. (руки к плечам – круговые движения)
Паровозик ту-ту-ту
Его слышно за версту.
Я без дела не могу,
Дровосеку помогу. (наклоны туловища в стороны)
На опушке под сосной
Зайка прыгает косой. (прыжки на двух ногах)
Мы здоровы – это значит
Можем прыгать мы как мячик. (прыжки на правой ноге)
Будем прыгать мы вприпрыжку,
Как веселый воробьишка. (прыжки на левой ноге)
Много сил набрали мы,
Подышать теперь должны. (потягивание)
Вы трудиться не боитесь,
И поэтому садитесь. (сесть на места)
2. 9 05 Урок 1. Математика.
Планирование дня.
- Я знаю, что вы все способны думать, чувствовать, действовать разумно и самостоятельно. Я знаю, что вы еще не все знаете и не все умеете. Я убеждена, что вы уже достаточно взрослые, чтобы всему научиться. В трудном деле учения вы никогда не будете одиноки. Вам всегда помогут и ваши учителя, и одноклассники. В такой надежной компании можно пускаться в неведомое.
- Наш день будет называться сегодня: «Если вместе, если дружно». Я уверена, что у нас получится делать все вместе и дружно.
- Первое, что мы сегодня сделаем вместе – это попробуем составить план на день, который проживем вместе в школе.
- Предложите, что может быть первым в нашем плане? Что мы уже сегодня сделали? (Зарядка.)
- Что еще вы хотите, чтобы сегодня произошло, что нового узнать? (Прогулка, игры, завтрак…)
Что еще важное нужно нам сделать в конце дня? (Обсудить, как прошел день, попрощаться с одноклассниками, продолжить выращивать «дерево настроения»)
От чего будет зависеть план дня? (Ответы детей фиксируются на доске, составляется один общий план)
Урок математики (фрагмент).
(Учебник для 1 класса 4-х-летней начальной школы. / Под ред. И.И. Аргинской. – М., 2000)
Задание 1.
- Посмотрите вокруг себя, на сидящих за партой одноклассников. Не считая, скажите, сколько детей в классе? (много) Сколько мальчиков? Сколько девочек? (сложно сказать) Как думаете, кого больше мальчиков или девочек?
- Посмотрите на иллюстрацию. Кого в классе меньше – мальчиков или девочек? Как это узнать, не считая? (мальчиков больше, чем девочек)
Нарисуй красный квадрат справа от рисунка, если в классе больше мальчиков, и синий круг, если больше девочек.
Д | М | М | Д |
М | М | Д | М |
Д | М | Д | М |
Задание 2.
- Обведи рамки с одинаковыми рисунками. (Сравнить пять иллюстраций и обвести рамки с одинаковыми рисунками)
Физкультминутка.
- Так как у нас урок математики, проведем математическую физминутку. Повторяйте за мной движения.
Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – руки вверх и потянуться.
Три – согнуться, разогнуться.
Четыре – снова все начать.
Пять – поглубже всем вздохнуть.
Шесть – на пояс руки ставим.
Семь – повороты туловища начинаем.
Восемь – столько раз присядем.
Девять – потягиваемся и отдыхаем.
Десять – и урок наш начинаем.
Задание 3.
- Где груш больше – слева или справа? Где их меньше?
- Сколько груш на тарелке? Поставь столько же точек в квадрате слева. Сколько груш в корзине? Если можешь, поставь столько же точек в квадрате справа.
3. 9 40 – 950 Перемена.
- После длительной статической нагрузки необходимо организовать подвижный отдых детей на перемене. Предлагаем провести подвижную игру «Ручеек». Игра проводится со всем классом, что позволит обеспечить двигательную активность детей и их безопасность на перемене.
4. 950 - 1030 Урок 2. Интегрированный урок «Обучение грамоте» и «Письмо» (фрагмент).
(Букварь Часть А / Под ред. Нечаевой Н.В. – Самара, 1996)
Часть 1.
- Я хотела бы узнать, кто чему хочет научиться в школе? Для этого вам нужно назвать кто вы, что вы умеете и чему хотите научиться в школе?
Например:
«Я – мышка. Я умею пищать и собирать зерна. Я пришла в школу, чтобы научиться читать». (предложите детям быть кем-нибудь, например, феей, чтобы подтолкнуть к действию)
- Согласны ли вы с тем, что если бы вы никогда не ходили в школу, то не узнали о том, что умеете? В школе вы обнаруживаете, что вы уже знаете, и что вы уже умеете.
- Какая разница между знанием и умением?
- Чем похожи знания и умения?
- Бывает ли такое: вы не знаете, а умеете что-то делать?
- Говорить на своем родном языке – это одно из того, что вы умеете? Ходите ли вы в школу для того, чтобы узнать, что вы делаете, чтобы говорить на родном языке?
- Читать – это умение? Ходите ли вы в школу для того, чтобы узнать, как вы читаете и как вы можете читать лучше?
- Значит верно, что в школе вы узнаете о своих умениях?
Задание 1.
-Как вы думаете, всегда ли человек мог говорить? (В очень давние времена человек мог передавать свои мысли только жестами и отдельными звуками)
За человеком гонится хищное животное |
Человек что-то объясняет своим соплеменникам |
Попробуйте озвучить иллюстрации.
- Наконец человек додумался звуками обозначать все, что он узнавал и создавал сам. В этом величайший секрет речи. Знает этот секрет только человек, в том числе и вы, ребята. Какой же это секрет? (умение говорить).
- Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: «На что человечеству потребовалось сотни тысяч лет, а у вас заняло три года?» (научиться говорить)
Младенец Уа – Уа! |
Годовалый малыш с погремушкой. | Трехлетний ребенок рассказывает стихи. |
Первое домашнее задание. Попросите родителей рассказать вам, как вы сообщали родителям о свои желаниях, настроениях, когда были маленькими, как вы называли машину, собаку, качель …
Часть 2.
Задание 2. Написание имени и оценивание.
- Вы знаете, что в школе за каждую работу ставится оценка. Но в нашей школе оценки необычные. Мы научимся с вами оценивать работу с помощью линеечек. (у детей листочки)
- Пусть каждый напишет свое имя.
- Сначала оценим, красиво ли вы написали. Для этого есть линеечка «К» - красота.
Если считаете, что красиво написали, то ставите крестик на линеечке в самом верху.
Если считаете, что написано некрасиво, но бывает и хуже, то поставьте крестик так.
Куда поставить крестик, если написано красиво, но можно и лучше?
- Теперь нужно оценить, правильно ли написано? Для этого есть линеечка «П» - правильность.
Где поставить крестик на линеечке, если все буквы верно написаны?
Если считаете, что половина букв написана неверно, где поставить оценку?
- Поменяйтесь работами с соседом по парте. Сейчас вам нужно оценить, как написал свое имя ваш сосед по парте, ведь у нас дружный класс и нам важно знать мнение каждого из вас.
- Возьмите синий карандаш и поставьте свои оценки соседу на линеечках «красота» и «правильность». Ваши оценки могут не совпадать. А если совпадают, то просто обведите крестик в синий кружок.
Поменяйтесь обратно своими работами.
Задание 3. «Графический диктант».
- Сейчас мы будем рисовать разные узоры. А затем оценивать их красоту и правильность. (текст диктанта в приложении 1)
- Поставьте оценку напротив каждого узора в линеечке «красота».
- Сравните свои узоры с образцом (на доске) и поставьте оценку в линеечке «правильность» за каждый узор.
Учитель собирает на проверку (работы должны быть подписаны). Не исправляя узоров оценить, поставив свой красный крестик выше или ниже детского. Если оценка учителя и ученика совпадут, обведите в кружок детский крестик: это будет знак высшей похвалы для ученика, который умеет себя оценивать.
5. 10 30 – 1045 Столовая.
Перед посещением столовой необходимо повторить нормы поведения за столом, в столовой, передвижения по школе.
6. 1045 – 1125 Урок 3. Мы и окружающий мир (фрагмент).
(Дмитриева Н.Л., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 1 класса. Часть 1. – Самара, 2000)
Тема: Где мы живем?
Проводится на пришкольном участке, в парке; на свежем воздухе…
- Сегодня мы с вами начнем изучать новый предмет, вернее знакомиться с окружающим нас миром. Для этого мы и вышли на улицу. Первая тема будет называться «Где мы живем?» На первый взгляд на этот вопрос легко ответить. Где мы живем? (В городе, в квартире, на Земле, во Вселенной…)
- А как вы думаете, где живут звезды? (В небе)
Задание 1.
Сейчас я расскажу вам историю про маленькую звездочку, а вы послушайте внимательно и постарайтесь ответить на вопрос: «как мудрый старик сохранил изображение звездочки?» (вопрос написан на плакате). Рассказ в приложении 5 «Одинокая звезда».
Как мудрый старик сохранил изображение звездочки?
Почему он помог ей найти братьев и сестер?
Можешь ли ты описать, что почувствовала звездочка, когда нашла на небе много братьев и сестер?
С кем ты разговариваешь, когда тебе одиноко?
Замечаешь ли ты, когда в классе кто-то грустит?
Задание 2.
Обыграть ситуацию. Изобразить звездочку (группа из 10 человек). Руки, направленные в центр круга ощущают тепло звезды, а руки, направленные в другую сторону, излучают теплый свет и дарят его другим звездам, чтобы им не было одиноко.
Как вы уже сказали, звезды живут на небе, а мы с вами на земле.
Посмотрите вокруг. Что нас окружает? (дети перечисляют)
Что будет окружать нас дома?
Как одним словом назвать деревья, траву, птиц, корову… ?
(-Природа)
- Что вокруг нас сделано руками человека? Где люди трудятся?
Что они производят?
- Попробуйте сформулировать, что же такое окружающий мир?
(то, что окружает человека: природа, предметы созданные человеком)
Как можно сказать, что такое природа, зная, что такое
окружающий мир? (природа – то что нас окружает и не
создано руками человека)
Ряд иллюстраций расклассифицировать: на природу и предметы, сделанные руками человека (лес, море, трактор, трава, воробей, автобус, парта, лиса, тетрадь…)
7. 1235 – 1315 Время для подведения итогов дня.
Задание 1. Упражнение для расслабления «Дрожащее желе».
Задание 2. Подведение итогов дня.
Сидя в кругу на ковре. Закройте глаза, вспомните сегодняшний день, как мы его назвали, какой план составили утром, чем занимались на уроках, были ли дружными? Вы работали по одному. Вы работали всем классом, как один. Я хочу узнать, кому что больше понравилось. Кто хотел бы завтра работать один, поднимите 1 палец, вдвоем – 2 пальца, впятером – 5 пальцев, всем классом – сожмите кулак. Не опуская руки, откройте глаза. Видите, вы выбрали разное. Значит завтра мы будем работать по-разному: и самостоятельно, и всем классом, и группами.
На одном из уроков мы оценивали правильность и красоту узоров, которые нарисовали. Давайте и этот день оценим по линеечкам (на доске линеечки).
Если дети не спрашивают о критериях оценивания, то задать вопрос: «Что мы будем оценивать?»
Выслушать варианты детей:
дружно ли мы сегодня жили?
Интересно ли сегодня было?
Все ли было сегодня понятно?
Мы жили как в детском саду – мы жили по-школьному?
На каждой линеечка каждый ребенок ставит свою оценку (крестик) на общей линеечке на доске.
Видите, какие у всех разные оценки, и все они верные, потому что все вы разные.
Задание 3. Выращивание «Дерева настроения».
Теперь возьмите свои деревья и приклейте тот листочек, какое у вас было сегодня настроение.
Задание 4. Прощание.
Спасибо, что вы были сегодня вместе со мной, что были дружными и помогали друг другу узнавать новое.
Как вы думаете, за что можно поблагодарить сегодняшний день?
А за что можно поблагодарить своих одноклассников (одного, нескольких, всех)? Уходя, попрощайтесь и поблагодарите самых приятных тебе сегодня детей.
До встречи завтра.