В соответствии с основными реформами общеобразовательной школы с целью улучшения знаний учащихся, развития их разносторонних интересов и способностей, выбора профессии, подготовки выпускников к поступлению в ВУЗы особенно актуальным является формирование у учащихся общеучебных знаний, умений, навыков.
Довольно часто учителя встречаются с ситуацией, когда учащиеся, имея в целом положительную установку на учение, не проявляют в достаточной степени самостоятельную познавательную активность.
В связи с тем, что у многих учащихся в силу ряда объективных причин исчезло стремление к получению образования, возросло чувство собственного достоинства и самосознания, у учителей возникает желание отойти от скучных, шаблонных приёмов преподавания, от сковывающих учебный процесс рамок инструкций, найти новые методы обучения и воспитания, созвучные сегодняшнему дню, побуждающие учащихся к активности, зажигающие интерес к знаниям.
В течение всей работы у меня возникали такие вопросы.
1. Как вызвать, закрепить и сделать естественным желание детей учиться?
2. Как построить учебно-воспитательный процесс, чтобы реализовать это желание?
3. Какой должна быть роль ученика и роль учителя в процессе обучения?
Мы часто говорим, что урок – основная форма организации обучения. При этом мы чётко знаем, что нужно дать на уроке, ведь перед нами всегда программа и учебник. И поэтому всё чаще задумываемся не над тем, что изучать, а как преподнести учащимся материал.
Постепенно я пришла к выводу, что центральной фигурой на уроке является учащийся, то есть учащий сам себя, а учитель – только помощник. Значит, надо сделать так, чтобы ребёнок стал учить сам себя и помогать учиться своим товарищам. А основной путь обучения, ведущий к успеху – сотрудничество и сотворчество учителя с учениками. К знаниям нужно идти через интерес, нужно учить работать, учить поиску, исследованиям. В выборе методов, я думаю, надо отталкиваться от ученика; иметь в виду: то, что нравится учителям, детям часто неинтересно.
Урок, во-первых, должен быть продуман во всех деталях, чтобы они логично следовали друг за другом, а учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на занятии.
Во-вторых, всё, что учитель говорит, желательно воплощать в какие – то зримые образы, поэтому полезно придерживаться принципа: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
В-третьих, учащихся надо подготовить к пониманию и осознанию темы урока, а не писать её на доске заранее. Целесообразность изучения материала должна осознаваться постепенно, а не навязываться в начале урока, когда дети к восприятию её не готовы.
В-четвёртых, на уроке должно быть интересно, ведь без эмоций, без переживаний ум не напрягается. Интерес возникает там, где учителю удаётся заразить своей эмоциональностью, подобранным дидактическим материалом и умением его преподнести. Поэтому девизом моей работы в результате 30- летней педагогической деятельности стали слова:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Вовлеки – и я пойму.»
Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. В своей работе я на это и опираюсь. Значит, в основе моей работы лежит идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, идея дифференциации и индивидуализации обучения.
Для воспитания и развития интереса к предмету я начинаю реализацию идеи учения без принуждения с 5 – 6 класса, в которых внимание учащихся нестойкое. Именно там возникает необходимость переключаться с одного вида деятельности на другой, именно в этом возрасте надо учиться интересно.
Главная задача урока: обеспечить развитие каждого ребёнка, создав условия для ученического труда с максимально возможной производительностью для каждого из сидящих в классе. Думаю, важно, чтобы ученик знал, в чём должен заключаться его собственный конечный результат обучения на данном уроке, и видел, как его можно достичь. А это невозможно без интереса к делу, без разнообразия форм урока и видов работы на уроке, без их связи с жизнью.
Учение непременно должно быть активным: ученик умеет привлечь к делу собственную любознательность, своё желание во всём найти смысл.
Руководствуясь принципами личностно – ориентированного обучения, учитываю способности и интересы учащихся, стараюсь развить творческие способности и в конечном итоге научить каждого. При этом важно определить «зону актуального развития» ученика и умело осуществить его перевод в «зону ближайшего развития». Моя педагогическая задача – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью; помочь ему найти своё индивидуальное место в жизни. Поэтому на всех занятиях уделяю внимание созданию атмосферы доброжелательности и комфортности, уважительного отношения к личности воспитанника. Создаются условия, когда каждый имеет собственный взгляд на проблему, высказывает свои гипотезы, не боясь ошибиться. Поощряю в детях нестандартность мыслей, стремление знать больше, серьёзное отношение к учебному труду. В своей работе я использую проблемные ситуации в исследовательской деятельности учащихся, так как это позволяет формировать у учащихся представление о характере и логике научного поиска, его трудностях и закономерностях. Они также дают возможность формировать опыт соответствующей деятельности, что будет способствовать развитию интуиции, воображения, умения нестандартно мыслить на основе системы научных знаний.
Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся [6].
Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. Исходя из своего опыта, я сделала вывод, что данная форма урока направлена как на всестороннее развитие учащихся в процессе обучения, так и на развитие самого педагога.
Занимаясь 2,5 года в творческой лаборатории «Современные педагогические технологии», тщательно изучив теорию организации мастерской в условиях классной системы обучения общеобразовательной школы, накопив достаточно большой опыт работы проведения уроков в технологии мастерских, я пришла к пониманию необходимости применения на практике своих знаний и умений.
В школе уроки проводятся в течение пяти учебных дней в неделю, поэтому в один из дней в каждом классе по расписанию сдвоенные уроки и очень удобно проводить их в данной технологии хотя бы один раз в месяц.
Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии [6] знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением .Создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика – способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.
Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.
В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.
Основные принципы данной технологии [7].
Идея нового способа организации познавательной деятельности.
Любая мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют познавательную деятельность школьника, но внутри каждого задания ученики свободны в отборе средств и методов работы.
Обязательный этап мастерской – осознание конфликта в себе и разрешение его через преодоление, поэтому одним из ключевых её элементов являются проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это ситуация интеллектуального затруднения, которая побуждает ученика к решению проблемы, требует поиска новых знаний и новых способов получения знаний. Проблемная ситуация должна быть доступна, интересна ученику, но в то же время достаточно сложна и находиться в зоне ближайшего развития ученика.
В своей деятельности ученики исходят из своих возможностей, способностей, интересов, своего субъектного опыта. Главный закон мастерской : делай по – своему, исходя из своих способностей, интересов, корректируй себя сам. Особенно большие возможности открываются в индивидуализации заданий, которая предполагает разный объём самостоятельной деятельности учащихся.
Исходя из своих потенциальных возможностей, они выбирают задания различной степени сложности, приёмы деятельности и темп работы. Занятия строятся с учётом педагогической поддержки ученика.
Мастерская основывается на включении в познавательный процесс эмоциональной сферы ученика, активизации его чувств, что позволяет повысить личную заинтересованность процессом обучения.
Мастер не передаёт свои знания и умения незнающему ученику, а лишь создаёт алгоритм действий, который стимулирует творческий процесс, участвуют в котором и ученики и учитель – мастер.
Все действия участников мастерской оцениваются с положительной установкой.
Соблюдается доверительное отношение с детьми. Дети должны видеть в педагоге и учителя, и наставника и партнёра в творчестве, а педагог в каждом ребёнке видит человека. Принцип учителя: все дети талантливы, талант нужно раскрыть.
В общении с детьми педагог доброжелателен, а действия ребёнка безотметочны. Если учитель начинает критиковать работу ребёнка, это приводит к закрытости, неприятию. Педагог – адвокат в любых случаях держит сторону ребёнка, защищает интересы учащегося [4].
Таким образом, мастерская – событие в жизни учителя и учеников, где в организованном пространстве люди конструируют знания, а ученики вводятся в процесс познания, в поиск знаний. Она направлена на развитие личности ученика в учебном процессе, организованном в соответствии с учебными целями.
При подготовке к уроку я обдумываю цели урока, план проведения урока, последовательность действий, операций, которые буду производить совместно с учениками, предполагаемый и ожидаемый результат и составляю технологическую карту, в которой указываю тему урока, тип урока, варианты целеполагания в трёх уровнях, номера этапов, время, деятельность учителя и деятельность учащихся.
Мастерские конструируются по определённому алгоритму.
Основные этапы мастерской [7].
(см. Приложения 1, 2, 3, 4)
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Технология мастерских имеет ряд положительных черт с точки зрения психологии, дидактики, коллектива, нравственного развития учащихся, направлена на личностное ориентирование.
1. Коллективная творческая деятельность.
Благодаря случайному выбору при формировании групп, происходит более тесное взаимодействие между членами коллектива. Учащиеся, которые ранее не были склонны к общению друг с другом, имеют возможность в процессе совместной деятельности устанавливать контакты, наладить общение.
На уроке у каждого учащегося появляется возможность показать свои знания и навыки товарищам, тем самым повлиять на мнение коллектива о себе не только как об однокласснике, но
и как о личности. На этапах реконструкции и социализации происходит усвоение учащимися навыков адекватной самооценки и взаимооценивания, развитие навыков общения в малом коллективе (микрогруппе), навыков общения с членами других малых коллективов и межколлективного взаимодействия. Дети в группе разбирают задание вместе без распределения обязанностей и функций. Принятие на себя учащимися активной роли в учебно – познавательной деятельности – залог не только результативности обучения, но и более высокого уровня интеллектуального развития, формирования исследовательских навыков.
Групповая работа предусматривает облегчение выполнения исследовательской работы и решения нестандартной задачи, способствует созданию адаптивной образовательной среды, учит общаться, дискутировать, развивает кругозор, даёт возможность проявить личные качества, развивает фантазию, логику. Дети учатся играть в команде, сравнивать свой уровень знаний с уровнем других, имеют возможность понять, какие области знаний ещё ими не изучены в достаточной степени.
2. Психологическое развитие.
На уроке происходит
- воздействие на разные виды восприятия: слуховое (материал проговаривается несколько раз: сначала в группе, потом у доски), зрительное восприятие (наличие наглядных средств, раздаточного материала);
- задействованы разные способы запоминания: наглядность, проговаривание, фиксирование материала в тетрадь;
- создание проблемных ситуаций способствует развитию мышления учащихся, навыков применения определённого алгоритма разрешения задачи, основываясь на ранее полученных знаниях и на интуиции учащихся по отношению к предмету;
- развитие творческих способностей;
- реализация ученика как личности в процессе обучения;
- развитие логического мышления: усвоение навыков логичного изложения своих мыслей, анализа и обобщения.
3. Дидактические особенности.
Технология мастерских предполагает нетрадиционную форму урока, что способствует проявлению большего интереса со стороны учащихся. Благодаря исключению элемента «принуждения», информация путём самостоятельного додумывания усваивается легче и надолго фиксируется в памяти. Исходя из интересов учащихся, в ход урока вводятся игровые ситуации, обширное использование разнообразного оборудования. Познание математики через игры прививает к ней любовь, переходящую иногда в потребность заниматься этой наукой серьёзно.
На уроке создаётся определённая атмосфера, вовлекающая в общий ход работы каждого ученика. Для сохранения учебной ситуации используются формы фиксирования информации, свойственные стандартному уроку: запись в тетрадь, работа с доской, оценивание учителем самостоятельной работы. Работу на уроке учитель не оценивает, что позволяет каждому ученику не только почувствовать себя свободно, но и не бояться ошибок, свободно высказывать своё мнение.
На таких уроках учитель не информатор, а помощник; на основе общепринятых технологий он имеет возможность использовать новые приёмы подачи материала. Данная форма урока не исключает постепенного перехода от простых заданий к более сложным.
Этап рефлексии даёт возможность каждому ученику оценить урок, высказать своё мнение о проделанной работе.
4. Нравственное развитие.
В процессе работы ученики помогают друг другу, поддерживают своих одногруппников. Воспитывается уважение не только к своему мнению, но и к мнению товарища, развивается ответственность у учащихся, каждый ученик ответственен не только за себя, но и за всю группу.
5. Личностное ориентирование.
Технология мастерских позволяет обеспечить усвоение материала каждым учеником. Данная форма урока даёт возможность учителю уделить особое внимание более слабым ученикам, отвечая на все их вопросы.
6. Речевое развитие.
Интеллектуальное развитие непосредственным образом связано с развитием речи. Поэтому важным принципом работы является внимание к речевому развитию: учащиеся в классе должны много говорить и записывать, задавать вопросы. Они объясняют свои действия, вслух разъясняют свои мысли, ссылаются на известные правила, факты, высказывают догадки, задают вопросы. Необходимо их к этому приучать, чаще задавать вопросы «Почему?», «Как можно объяснить?», «Как ты думаешь?».На таких уроках дети учатся [2] отвечать на вопросы различного характера, ставить вопросы к тексту, рассказу учителя, ответу ученика, вести диалог на материале несложных учебных тем с использованием средств наглядности или без них.
Учебно-воспитательные задачи конкретной мастерской качественно и эффективно можно решить, только пользуясь совокупностью различных материальных и педагогических средств, так как каждое из них обладает своими недостатками и достоинствами, поэтому дидактические недостатки одних компенсируются достоинствами других. Совершенствование форм проведения мастерской невозможно без разумного использования учебного оборудования. Применение их в значительной степени экономит время на уроке, повышает интерес учащихся к предмету, способствует активизации их творческой мысли. Изготовление различной наглядности и дидактического материала требует много временных и материальных затрат, но это даёт хороший конечный результат.
Итак, во всей своей работе я ставлю одну большую цель: уточнить, закрепить все разрозненные сведения, которые учащиеся знают по предмету, возбудить в ребятах интерес к занятиям математикой, охоту самостоятельно пополнять свои знания. Я пользуюсь основными программами, уделяю большое внимание тому, чтобы вызвать интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества и сотворчества учителя и ученика. Применяя чьи-то находки, составляя различные задания сама, придумывая различные дифференцированные задания, я обратила внимание на то, что у учащихся постепенно изменяется отношение к предмету, заметно улучшились знания, усилился интерес к математике.
Уроки в технологии мастерских дают положительные результаты в работе. Все они проходят организованно, живо, интересно. Я стараюсь привлечь как произвольное, так и непроизвольное внимание. Так как даются задания, требующие анализа, сравнения, наблюдательности, обобщения, действия в изменённых ситуациях, я заметила, что ребята постепенно увеличивают темп работы, лучше рассуждают, легче ориентируются в материале.
Работа в технологии мастерских процесс не только увлекательный, но требующий затрат времени, сил, широкого научного кругозора, богатства педагогической и методической культуры, и, самое главное, большой заинтересованности. А это быстро понимают дети и с лихвой отдают дань учителю, радуя его знаниями и интересом к предмету.
Список приложений.
1. Приложение. Конспект урока по математике в 5 классе по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» (мастерская).
2. Приложение. Конспект урока по математике в 6 классе по теме «Координатная плоскость» (мастерская).
3. Приложение. Конспект урока по математике в 6 классе по теме «Умножение обыкновенных дробей» (мастерская).
4. Приложение. Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме «Свойства функции» (мастерская).
Литература:
- МанвеловС.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.
- Мошарова Т.В.Педагогические теории, системы и технологии обучения. Киров: ВГПУ,1999.
- Мошарова Т.В.Использование личностно – ориентированных технологий в образовании.- Киров: ВГПУ, 2001.
- Образовательные технологии нового поколения: опыт, проблемы, перспективы. Методический сборник.- Киров: МОУ «Лицей естественных наук г. Кирова», 2005.
- Учителю математики об адаптивной системе обучения. Учебно – методическое пособие для учителей математики. - Киров: Кировский областной ИУУ, 2000.
- Современные педагогические технологии в практике обучения математике. Методический сборник.- Киров: Кировский областной ИУУ, 2003.
- Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.