Река и речная система

Разделы: География


Цель:

  • формирование знаний о поверхностных водах

Задачи:

  1. Начать работу по формированию понятий река и речная система.
  2. Начать формирование знаний о наиболее крупных речных системах мира.
  3. Познакомить учащихся с нормами написания и произношения названий крупных рек Земли.
  4. Развитие патриотических чувств через величие и красоту рек России.

Тип урока:

  • урок усвоения новых знаний

Оборудование:

  • физическая карта полушарий,
  • физическая карта России,
  • атлас,
  • к/к,
  • учебник,
  • модель “Водораздел”,
  • иллюстрации “Реки России”.

Ход урока

Изучая гидросферу, вы приступили к изучению вод суши. Какие воды относятся к водам суши? (подземные и поверхностные) На прошлом уроке вы изучили подземные воды, сегодня мы начнем изучение поверхностных вод суши. Какие воды относят к поверхностным? (реки, озера, ледники)

Тема нашего урока: “Река и речная система”.

Сегодня мы, используя карту, познакомимся с новыми понятиями, научимся находить, показывать, произносить и правильно писать названия крупнейших рек мира, сформируем первоначальные знания о крупнейших речных системах мира.

Через село Бородино протекает река Кокса, по-хакасски Коксуг, что означает “голубая река”. Что такое река? Дайте определение понятия река.

Река – это постоянный поток воды, текущий в естественном углублении, называемом руслом.

На столе у вас лежат карточки. Давайте прочитаем, что там написано, обратите внимание на ударение. Читаем по цепочке. Что это вы прочитали? (названия крупнейших рек мира) Приложение 1

На доске высказывание.

“Текущая река – это сама жизнь”

П.П. Семенов-Тян-Шанский

Как вы понимаете это высказывание? Почему он так сказал?

Реки нашей планеты можно сравнить с кровеносной системой. Вода в реках поистине живая, она движется. В сказках живая вода возвращает к жизни мертвого богатыря, а в реальности реки дают жизнь полям, городам, странам. Реки соединяли людей, на берегах возникали города, происходили величайшие битвы, свершались важнейшие исторические события. О них складывались песни, легенды. Сегодня реки тоже играют большую роль для человечества, хотя многие находятся на грани экологической катастрофы.

Откуда в реке появляется вода?

Дождевые и талые воды не только испаряются, просачиваются, но и стекаются, образуя ручейки, малые реки, которые, соединяясь, образуют реки.

У реки есть начало? Как называется начало реки? (исток) Название происходит от глагола “истекать”.

Как называют место, где река окончила свой бег? (устье)

Почему текут реки? Рельеф земной поверхности не ровный, поэтому вода течет оттуда, где выше, туда, где ниже.

Перед вами схема речной системы, рассмотрите ее и дайте понятие “речная система” Приложение 2

Речная система – это главная река со всеми притоками.

Покажите на схеме исток, устье, направление течения, притоки: правый и левый. Как распознать правый и левый притоки?

Нужно представить, что вы стоите лицом к устью главной реки. Если приток впадает в главную реку справа – он правый, если слева – левый.

Давайте, используя карту, подтвердим полученные знания. Откройте учебник на стр.154, здесь даны задания. Для выполнения этих заданий вам понадобится в атласе физическая карта полушарий и физическая карта России.

Выполняем задание №1.(работаем группами по 4 чел.) Первый ряд сравнивают Енисей и Ангару, второй ряд Миссисипи и Миссури, третий – Инд и Ганг.

  1. Исток. Енисея в горах Саянах, Ангары – озеро Байкал.
  2. Миссисипи на возвышенности, Миссури – в горах Кордильеры
  3. Инд – Тибет, Ганг – Гималаи.

Что такое исток? Что может служить истоком? (горы, возвышенность или озеро)

Для выполнения задания №2 и №3 разделимся на две группы. Одна группа выполняет задание №2, другая - №3.

№2 Амазонка исток в Андах, течет с запада на восток, устье Атлантический океан. Крупных правых притоков больше, чем левых.

№3 Енисей исток в горах Саяны, протекает с юга на север, устье –Карское море. Правые притоки Енисея: Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска.

Река Абакан не обозначена на карте, она является притоком Енисея. Как вы думаете, какой это приток: правый или левый?

Выполняем задание №4.

  1. Иртыш для Оби – левый приток.
  2. Тобол для Иртыша – левый приток.
  3. Кама для Волги – левый приток
  4. Ока для Волги – правый приток.

Прочитайте задание №5. Что такое дельта? Что называется губой?

Дельта – это разветвленное русло реки в устье.

Губаэто узкий залив, через который впадает река в море. Такое название распространено на севере России. В мире такой залив называют эстуарий (от лат. aestuarium –“затопляемое устье реки”).

Найдите на модели “Водораздел” дельту и губу.

Выполните задание №6

  1. Волга – дельта, Северная Двина – губа.
  2. Печора и Енисей – губа.
  3. Енисей и Обь – губа.
  4. Волга и Лена – дельта.

В тексте учебника стр. 153, найдите определение понятий речной бассейн и водораздел.

Что такое речной бассейн? Что такое водораздел? Что служит водоразделом рек? (горы, возвышенности) Демонстрация модели “Водораздел”

Речной бассейн территория, с которой река собирает воду (водосбор).

Водораздел – граница между речными бассейнами.

В горах определить водораздел легче, на равнине труднее.

Задание №10

  1. Хуанхэ и Янцзы – бассейн Тихого океана
  2. Енисей и Лена – Северного Ледовитого
  3. Дунай и Днепр – Атлантического океана
  4. Инд и Ганг – Индийского океана
  5. Тигр и Евфрат – Индийского океана

Задание №11

Волга. Исток – Валдайская возвышенность. Устье – Каспийское море-озеро. Нет связи с Мировым океаном, поэтому принадлежит к бассейну внутреннего стока.

Реки можно сравнить между собой по длине, площади речного бассейна и по количеству приносимой в их руслах воды.

Давайте обозначим на контурной карте крупнейшие реки мира. Откройте контурную карту полушарий, возьмите простой карандаш и аккуратно, вдоль течения реки подпишите названия рек, которые я буду называть. Вашим помощником будет список крупнейших рек мира, помещенный в учебнике стр.153. Приготовились.

Нил – самая длинная река мира. Ее длина 6670 км. Это больше величины земного радиуса.

Амазонка – царица рек. Имеет самый большой речной бассейн. Самая полноводная река мира.

Конго – по обилию вод уступает только Амазонке. Он дважды пересекает экватор.

Миссисипи – великая американская река. Название ей дали индейцы, в переводе означает “отец вод”.

Ганг – священная индийская река.

Ни в одной стране мира нет такого количества рек, как в нашей. Если учитывать только те реки, длина которых превышает 10 тыс.км., то общая длина их составит более 3 млн.км.! Соединившись, наши реки могли бы несколько раз покрыть расстояние до Луны и обратно.

Посмотрите на иллюстрации крупных рек России. Обратите внимание на красоту этих рек.

Волга – великая русская река.

Енисей – могучий богатырь.

Ангара – дочь Байкала.

Лена – сибирская красавица.

Обь – свое имя получила от народа коми, что в переводе означает “бабушка”

(Волга – матушка, а Обь – бабушка)

Давайте подпишем на контурной карте крупные реки России.

Неповторима красота каждой реки, большой и малой. Нет такой меры, чтобы измерить радость, приносимую общению с рекой. Сколько песен, картин, прекрасных литературных произведений посвящено рекам.

Мне хочется, чтобы эта тема вам запомнилась, и я предлагаю вам выполнить дома творческую работу “Реки – чудесный дар природы”. Вы можете подобрать стихи или описания рек в литературных произведениях, сочинить сами стихи о реках, нарисовать рисунок, приготовить сообщение, придумать задания-загадки. Кроме этой работы выполните в учебнике на с.154-155 задание 2, 8, 12.

Теперь давайте проверим, как вы усвоили новые понятия.

Вопросы:

  1. Углубление, по которому течет река (русло)
  2. Начало реки (исток)
  3. Место впадения реки (устье)
  4. Река со всеми притоками (речная система)
  5. Площадь, с которой река с притоками собирает воду (речной бассейн)
  6. Граница, разделяющая бассейны рек (водораздел)

Оценивание работы учеников.

Древний философ Гераклит сказал: “Дважды не войти в один и тот же поток”. Почему он так сказал? (вода в реке движется, бежит)

Так и мы с вами тему сегодняшнего урока изучили, на следующем уроке вы продолжите изучение поверхностных вод. Урок будет уже другой, и такого урока, как сегодня, уже не будет.

Спасибо. Урок закончен, можете идти.