«Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего».
Д.И. Менделеев
В современной педагогике, начиная с 80-х годов, существует проблема определения приоритетных целей образования, что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Большинство, конечно, соглашается с тем, что, безусловно, важнее воспитание и развитие личности ребенка, а знания - одно из средств достижения этой цели. Однако в реальной школьной практике воспитательные и развивающие возможности учебных предметов на сегодняшний день используются неэффективно, по-прежнему мы, говоря о качестве знаний, проверяя его, пользуемся количественным показателем, для большинства учителей лучший тот ученик, который больше знает по его предмету, на этот показатель рассчитаны наши контрольные задания, срезы и другие проверочные работы. Таким образом, очень часто за рамками современного урока остаются вопросы: что дала моим ученикам та учебная информация, которую они получили? Какие качества были приобретены учениками на моем уроке? Как способствовал мой урок развитию способностей учеников? И самое главное, как мой урок помог ученику в поиске ответов на жизненно важные для растущего человека вопросы: кто я? Для чего живу? В чем мое предназначение? Где мое место в жизни?
Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: «Non scholae, sed vitae discimus» - «мы учимся не для школы, а для жизни».
До недавнего времени содержание этого принципа в отечественной педагогике было ограничено искаженным представлением о конечном результате образования как о получении знаний, умений и навыков, а не развитии личности. Поэтому так часто можно услышать от учеников и их родителей: зачем нам учить химию или физику, или математику, они нам не пригодятся в жизни. Когда слышишь такие рассуждения, понимаешь, что учитель не смог раскрыть воспитательные и развивающие возможности своего предмета, не смог донести до учеников, что любая наука изучает, в конечном счете, человека, определенную сторону человеческой жизни, в любой науке заложен огромный нравственный гуманистический потенциал.
Анализ работы над данной проблемой показал нам, что, если учитель на уроке успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у учеников формируется гуманистическое мировоззрение, активная жизненная позиция.
С какими же нравственным объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке?
Прежде всего- это "другие люди". Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от его предметной принадлежности. Отношение к "другим людям" проявляется через:
- гуманность,
- товарищество,
- доброту,
- деликатность,
- вежливость,
- скромность,
- дисциплинированность,
- ответственность,
- честность.
Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его "я", отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как:
- гордость и скромность,
- требовательность к себе,
- чувство собственного достоинства,
- дисциплинированность,
- аккуратность,
- добросовестность,
- ответственность и честность.
Третий объект- общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как:
- чувство долга,
- ответственность,
- трудолюбие,
- добросовестность,
- честность,
- озабоченность неудачами товарищей,
- радость сопереживания их успехам - все это проявляет отношения школьников к коллективу, к классу.
Бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке - в этом ученик проявляет себя как член общества.
Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке, является труд. Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами:
- ответственное выполнение домашних заданий,
- подготовка своего рабочего места,
- дисциплинированность и собранность,
- честность
- усердие.
Все это подвластно влиянию учителя на уроке.
И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в:
- добросовестности и ответственности,
- в чувстве гордости за ее успехи,
- в озабоченности ее трудностями,
- в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу,
- в общем отношении к учению и своему учебному труду.
Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с Родиной и все время развивал ее у ребят
- учить анализировать,
- учить выделять главное,
- учить сравнивать,
- учить строить аналогии,
- обобщать и систематизировать,
- доказывать и опровергать,
- определять и объяснять понятия,
- ставить и разрешать проблемы.
Таким образом, в результате целенаправленной и систематической работы в данном направлении у ребят воспитывается ответственность за развитие собственной личности, формируется установка на непрерывное самообразование, на приобретение навыков планирования собственной жизни.
Методический островок.
Патриотическое воспитание на уроках химии в 9 классе.
Направление. |
Тема урока. |
Достопримечательности России. 1. Алмазный фонд. 2. Царь – пушка. Царь – колокол. |
1. Углерод. Аллотропные видоизменения углерода. 2. Железо. Сплавы железа. |
Выдающиеся химики России, их вклад в науку. 1. И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский - гидратация ионов. Д.И. Менделеев – гидратная теория растворов. 2. В.А. Чернов, А.Д. Зеленский, М.С. Цвет – теория ионного обмена. 3. М.Е. Вольпин, В.Б. Шур, А.Е. Шилов – биологическая фиксация азота. 4. А.А. Мусин – Пушкин – получение аллотропной видоизменений фосфора – фосфора фиолетового. 5. Д.Н. Прянишников – основоположник химизации отечественного сельского хозяйства. 6. Б.В. Дерягин, Б.В. Спицын – получение впервые в мире алмазов при низких давлениях. 7. М.В. Ломоносов – основоположник научного подхода к производству стеклянных изделий в России. 8. П.П. Аносов – впервые опубликовал научное обоснование получения стали. |
1. Электролитическая диссоциация. 2. Реакции ионного обмена. 3. Азот. Общая характеристика. 4. Фосфор. Общая характеристика. 5. Минеральные удобрения. 6. Углерод. Аллотропные видоизменения углерода. 7. Силикатная промышленность. Производство стекла. 8. Получение сплавов железа. |
Предприятия Брянска и Брянской области. 1. Брянский завод ирригационных машин. 2. Дятьковский хрустальный завод. Чернытинский стекольный завод. Завод «Литий» 3. Брянский сталелитейный завод. 4. Фокинский цементный завод. 5. Брянский фосфоритный завод. 6. Брянский химический завод. 7. Брянский хладокомбинат. 8. Брянский хлебозавод. 9. Брянский камвольный комбинат. 10. Бумажная фабрика. 11. Тепличное хозяйство п. Добрунь. |
1. Получение кислорода. 2. Силикатная промышленность. Производство стекла. 3. Получение сплавов железа. 4. Силикатная промышленность. Получение цемента. 5. Минеральные удобрения. 6. Углеводороды. 7. Белки. 8. Углеводы. 9. Волокна. 10. Полимеры. Целлюлоза. 11. Минеральные удобрения. |
Народные промыслы России. 1. Каменное зодчество. Керамика (гжель, дымковская игрушка). 2. Художественная обработка металла (финифть, филигрань). 3. Декоративная роспись на металле и лаковая живопись (жостовские подносы, палежская лаковая живопись). |
1. Силикатная промышленность. 2. Металлы. Обработка металлов. 3. Металлы. Обработка металлов. |
Неделя химии, посвящённая Дню Победы.
Химическая викторина «Элементы таблицы Д. И. Менделеева на защите Родины».
Конкурс на лучшую стенгазету «Химические элементы – на войне».
Политинформация «Шаги саженьи химической науки и промышленности в годы Великой Отечественной войны».
Вечер «Вклад химиков в победу в Великой Отечественной войне».
Вопросы для викторины:
- Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда?
- Как используется магний в военном деле?
- Почему хранилища с жидким горючим окрашивают белой краской или серебрянкой?
- Как использовалось стекло на войне?
- Атом на службе мира и войны.
- Какой металл называют воплощением надежд и тревог?
- В чем секрет самурайских мечей?
- Какой элемент называют «светоносцем» и почему?
- Какой металл может «болеть чумой»?
- Какой металл и почему называют крылатым?
- Каков состав танковой брони?
- Какая разница в составе бездымного и черного пороха?
- Элемент углерод на полях войны.
- Какое вещество люди использовали 100 лет в качестве желтой краски для шелка и шерсти, пока не узнали его врывчатые свойства?
- Как используется азотная кислота в военных целях?
Экологическое воспитание на уроках химии.
VIII КЛАСС
Введение. Взаимосвязь экологии и химии. Создание экологически безопасных технологий.
Первоначальные химические понятия. Вещества-загрязнители и их источники.
Демонстрационный опыт «Очистка поверхности воды от загрязнителей (масла, нефть)».
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Понятие о биогенных элементах, их положение в периодической системе. Распространенность химических элементов в приводе, содержание в живых организмах, степень проявления токсичности, возможность биологической взаимозаменяемости. Изотопы. Проблемы радиоактивного загрязнения природной среды: причины, последствия, возможные пути решения.
Демонстрационный опыт «Роль биогенных элементов в жизни растений»:
1) замена в питательной среде магния - важнейшего элемента пигмента хлорофилла - на кальций (имитация процесса биологической взаимозаменяемости элементов);
2) участие углекислого газа в процессе фотосинтеза растений (биогенный элемент углерод) и угнетающее действие соединений свинца - ядов».
Химическая связь. Зависимость биологических функций веществ от их состава, строения, видов связи, типов кристаллических решеток, химических свойств.
Кислород. Масштабы использования кислорода в промышленности, быту, энергетике. Продукты полного и неполного сгорания веществ как загрязнители окружающей среды. Роль зеленых растений в поддержании постоянного состава атмосферного воздуха. Приемы поддержания чистоты воздуха в помещениях.
Водород. Водород как источник экологически чистой тепловой энергии в будущем. Гидриды металлов - источники водородного топлива для автомобилей сегодня.
Кислоты. Соли. Роль кислот и солей в организме человека. Закисление организма - одна из причин быстрого и преждевременного старения. Кислотные дожди: причины, последствия и пути предупреждения. Засоление почвы и воды как фактор ухудшения качества природной среды.
Демонстрационный опыт «Влияние кислотности почв и воды на рост и развитие растений (имитационный опыт)».
Лабораторные опыты: «Определение кислотности образца почвы», «Известкование как способ понижения кислотности среды (взаимодействие карбоната кальция и соляной кислоты)».
Вода. Основания. Растворы. Химический состав природных вод. Основные источники загрязнения водных бассейнов. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, и их эффективность. Внедрение бессточных процессов, работающих по замкнутому циклу. Охрана природных вод.
Демонстрационный опыт «Очистка воды от содержащихся в ней солей и примесей».
Лабораторный опыт «Сравнение чистой и загрязненной воды по запаху, цвету, прозрачности, рН, наличию осадка после отстаивания».
Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ. Неорганические вещества в быту, промышленности, медицине. Экологические требования к качеству производимой продукции. Техногенные источники веществ - загрязнителей биосферы. Важнейшие природоохранные меры.
IX КЛАСС
Электролитическая диссоциация веществ. Применение электролитов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Механизм закисления почв, воды. Понятие о буферных системах и их роли в самоочищении водоемов. Окислительно-восстановительные реакции как источники появления токсичных веществ в природной среде.
Подгруппа кислорода. Озон - сильнейший окислитель. Сера как элемент, входящий в состав веществ - загрязнителей природной среды. Сероводород и оксиды серы как загрязнители природной среды. Последствия образования сернокислотных дождей (влияние на водоемы, хвойные породы деревьев). Промышленные способы обезвреживания оксидов серы и сероводорода.
Демонстрационный опыт «Моделирование сернокислотных дождей».
Исследование «Влияние диоксида серы на рост и развитие растений».
Подгруппа азота. Применение жидкого азота для утилизации вышедшей из употребления продукции. Аммиак как загрязнитель окружающей среды. Положительное и отрицательное воздействие аммиака и его соединений на живые организмы. Производство аммиака как примере экологически чистой технологии. Проблемы накопления оксидов азота в атмосфере, их участие в фотохимическом смоге, образовании кислотных дождей. Химические методы очистки газообразных выбросов, содержащих оксиды азота.
Лабораторные опыты: «Обезвреживание оксидов азота методом адсорбции с использованием растворов аммиака и карбоната аммония», «Обнаружение нитратов в овощах фруктах, продуктах питания».
Подгруппа углерода. Адсорбция как один из методов улавливания отравляющих веществ. Оксиды углерода - загрязнители атмосферы. Влияние углекислого газа на жизнедеятельность организмов; снижение фотосинтеза у растений и ухудшение дыхания у животных, человека. Отравляющее действие угарного газа. Парниковый эффект: причины возникновения, возможные последствия и пути их предотвращения. Соединения кремния как загрязнители среды обитания живых организмов.
Демонстрационный опыт: «Адсорбция углем различных веществ (красителей, газов)».
Лабораторный опыт: «Моделирование действия кислотных дождей на скорлупу яиц птиц».
Общие свойства металлов. Двойственная роль ионов металлов в природе в зависимости от их концентрации. Коррозия - фактор загрязнения окружающей среды. Влияние продуктов коррозии на обитателей водоемов.
Демонстрационные опыты: «Действие ионов тяжелых металлов на развитие растений», «Действие продуктов коррозии металлов на развитие водных растений».
Металлы I-Ш групп. Кальций, магний - макроэлементы, входящие в состав животных и растительных организмов. Загрязнение среды обитания замена кальция на стронций в организмах человека и животных. Влияние алюминия на нервную система человека. Отрицательное действие алюминии на дыхательную систему рыб.
Железо. Соединения железа. Общетоксическое действие солей двухвалентного железа на организм человека.
Металлургия. Основные природоохранные мероприятия, предусмотренные в доменном производстве. Внедрение на металлургических предприятиях прогрессивного метода получения стали прямым восстановлением железа из руды - путь к сохранению природной среды. Понятие о безотходном производстве.
X КЛАСС
Введение. Проблема загрязнения окружающей среды органическими веществами, не свойственными живой природе. Некоторые пути ее решения.
Предельные углеводороды. Двойственная роль метана в биосфере: источник углерода для метанокисляющих бактерий и загрязнитель-разрушитель озонового слоя Земли. Фреоны - загрязнители окружающей среды.
Непредельные углеводороды. Полиэтилен и полипропилен как примеры стойких загрязнителей природной среды.
Ароматические углеводороды. Влияние ядохимикатов на наследственность человека. Биологические способы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур и сорняками.
Природные источники углеводорода. Загрязнение биосферы продуктами сгорания природного газа, нефти, нефтепродуктов, угля. Парниковый эффект: пути решения проблемы.
Демонстрационный опыт: «Действие нефти на растения».
Кислородсодержащие органические соединения. Токсичность спиртов. Этанол - социальный токсин. Метанол - топливо будущего. Причины попадания фенолов в природную среду, их отрицательное действие на живые организмы.
Альдегиды. Карбоновые кислоты. Токсичность альдегидов. CMC как загрязнители природной среды. Способы нейтрализации CMC. Удаления их с поверхности воды.
Демонстрационные опыты: «Действие CMC на водную экосистему», «Способы очистки воды от CMC».
Жиры. Совершенствование способов утилизации отходов в производстве и переработке жиров.
Углеводы. Целлюлозно-бумажная промышленность и проблемы загрязнения воздуха, водоемов. Азотсодержащие органические вещества. Понятие о биотехнологии. Отходы биотехнологической промышленности как загрязнители окружающей среды.
Лабораторный опыт: «Действие солей тяжелых металлов на белок», «Действие кислот (минеральных и органических) и щелочей на белок».
XI КЛАСС
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Химический состав организма как отражение химического состава окружающей человека среды. Изменение качества среды обитания - причина экологического кризиса на планете.
Неметаллы. Примеры соединений неметаллов - основных загрязнителей биосферы.
Металлы. Двойственная роль металлов в отношении живой природы. Проблема «металлизации» окружающей среды.