Цели:
- развивать умение коллективного творчества;
- повторить знание геометрических фигур, видов животных (домашние, дикие);
- развивать умение составлять узор из геометрических фигур;
- учить складывать из бумаги фигурки животных и располагать их по направлению движения карусели;
- расширить словарный запас;
- закрепить/повторить правила работы с ножницами;
- познакомить с произведениями С.Маршака, М. Львовского.
Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, шаблоны геометрических фигур, инструкция по изготовлению фигур животных, заготовка панно, стихи, слова для справок, иллюстрации карусели.
Примечание: данный урок проводился совместно в двух классах (2 и 3 кл.), задания дети выполняли соответственно возрасту.
Ход урока
1. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь со всеми кто пришёл сегодня к нам на урок. Садитесь. У нас сегодня необычный урок труда: второй и третий классы будут выполнять совместную работу.
Посмотрите на свои рабочие места. У вас есть ножницы, клей, цветная бумага. Это вам потребуется на уроке, но до начала основной работы вы ничего не трогайте. Будьте внимательны на уроке, тогда вы много узнаете и в итоге получите отличный результат.
2. Сообщение темы урока.
Посмотрите на доску. Мы попали в парк аттракционов. Какие аттракционы вы можете назвать? (на доске иллюстрации с изображением различных аттракционов).
Сегодня на уроке мы сделаем панно «Карусель».
3. Рассмотрение образца.
Прежде, чем перейти к работе давайте познакомимся со стихотворением С.Я. Маршака «Карусель»
(стихотворение читают учителя 2-го и 3-его классов и ученица 3 класса)
Под шатром широким кругом
Мчатся кони друг за другом,
Стройные, точёные,
Сбруи золочёные.Едут девочки в санях,
Руки в муфты прячут.
А мальчишки на конях
За санями скачут.Едут девочки в санях
Лаковых, узорных,
А мальчишки – на конях
Серых или чёрных.- Вот я шпоры дам коню,
Ваши санки догоню!
- Не гоните вы коня,
Не догоните меня!В блеске пёстрых фонарей,
В удалой погоне
Пролетают всё быстрей
Всадники и кони.А кругом бегут дома,
Тумбы и панели.
Площадь движется сама
Вроде карусели…
- кто катается на карусели?
- какое время года в стихотворении?
- объясните, как вы определили, что это зима.
Прочитаем ещё раз первые две строки стихотворения.
- назовите из чего состоят карусели (шатёр, лошадки, санки, платформа)
- Что такое «шатёр»? (сначала выслушиваются ответы детей, после читаем справку
из словаря на карточке:
Шатёр – большая палатка, крытая обычно тканью высокая пирамидальная четырёхгранная или восьмигранная крыша.)
Вывод: это большая палатка, крытая обычно тканью.
- Что означают слова «мчатся кони друг за другом?
Вывод: карусель вертится по часовой стрелке и все «лошадки», «санки» тоже движутся по часовой стрелке.
Мы сегодня изготовим не про карусель из бумаги, а панно «Карусель».
- Кто-нибудь знает смысл слова «панно»? (после ответов учащихся, читаем справку на карточке:
Панно – обрамлённая часть поверхности стены, потолка, украшенная живописным или скульптурным изображением или орнаментом.)
Посмотрите, как может выглядеть панно «Карусель». У нас на уроке должно получиться похожее панно, а может быть даже лучше.
4. Объяснение хода выполнения работы.
Мы распределим нашу работу между двумя классами. Ученики 2-го класса будут оформлять заготовленный шатёр узором из геометрических фигур, делать его красивым, и прикрепят верёвочки для качелей. Ученики 3-го класса сделают из бумаги фигурки животных, которые и будут качелями. Потом соединим работы – получим красивое панно.
Учитель 2-го класса проводит беседу со всеми детьми о геометрических фигурах, предлагает детям выложить на парте перед собой варианты орнамента из геометрических фигур (данная работа проводится в основном с учащимися 2-го класса, другие ученики в роли помощников).
Другой учитель: ребятам 3-го класса для работы понадобятся рисунки с изображением животных и инструкция по его изготовлению из бумаги, но прежде, чем я вам их раздам, послушайте стихотворение и определите, каких животных будут конструировать некоторые из вас.
Марк Львовский «Детская карусель»
Я катался на лошадке,
Это было в детстве, в парке,
Взял билет на карусели
И другие дети сели!Кто катался на слоне,
Словно белка в колесе,
Кто-то прямо на верблюде,
На оленях едут люди!Так я весело катался,
Праздник долго продолжался,
В парке те же карусели,
Только дети повзрослели!
- На каких «животных» катались дети?
Это только некоторые из животных, которых соберут из бумаги дети 3-го класса, других мы увидим по окончанию работы.
Вот ребята ваши задания: изображения животных и инструкции по их изготовлению.
Физминутка. Мы уже близки к началу работы, для начала давайте разомнемся. Встаньте аккуратно рядом с партой.
Раз – поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
5. Самостоятельное выполнение работы.
Сейчас оба класса приступят к изготовлению панно «Карусель». Для безопасной работы повторим правила работы с ножницами. У каждого из вас есть карточка, прочитаем и запомним:
- при работе с ножницами держи их кольцами к себе, острием от себя;
- когда режешь, широко раскрывай ножницы;
- передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед;
- при работе не держи ножницы концами вверх;
- не оставляй ножницы в раскрытом виде;
- работай ножницами только на своем рабочем месте.
Учителя подходят к своим классам, контролируют работу учащихся и помогают им, если требуется. Когда детали будут готовы: у 2-го класса – шатёр, у 3-го – фигурки животных, их соединяют в одно панно.
6. Оценка работы и подведение итога урока.
Учитель словесно даёт оценку учащимся за их работу, отмечает аккуратно и правильно выполненные детали «Карусели».
- Все ребята молодцы. Посмотрите, какое красивое панно у нас получилось. Вы довольны своей работой? Наше панно мы повесим в рекреации на стенд «Наше творчество», чтобы все учащиеся и учителя школы могли любоваться вашей работой.