Тема: «Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными».
Цель урока: продолжать работу над запоминанием слов с удвоенными согласными: научить правильно переносить эти слова.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
II. Чистописание
– Откройте тетради и напишите число и Классная
работа. Уделите несколько минут чистописанию и
спешите с доски буквы – близнецы.
бб жж кк лл мм нн пп
сс
III. Тема урока
– На одной красивой клумбе живут очень дружные жители. Догадались? – Это удвоенные согласные. На этой волшебной клумбе живут слова с удвоенными согласными. А кто может назвать слова с удвоенными согласными, которые вы помните, как их правильно писать?
Класс, шоссе, суббота, Анна, коллектив, рассказ и т.д.
– Я понимаю, что вам хочется узнать, кто посадил эту клумбу? А это вы узнаете в конце урока.
IV. Творческая работа
– Ребята, посмотрите на доску. Я вас прошу составить из слов предложения, написать и озаглавить рассказ.
в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за город
кассе, купили, в, билеты, они, подошёл, перрону,
к, поезд, пассажиры, вагоны, быстро, в, вошли
вагона, из, окна, смотреть, приятно
– Как озаглавить рассказ? («За город!»,
«Путешествие», «Экскурсия».)
– Кто причитает рассказ (Один из учеников
читает свой рассказ.)
– Какие слова с удвоенными согласными
встретились в этом рассказе?
– Разберем первое предложение по частям речи
и по членам предложения.
пр сущ. сущ. сущ. гл. пр. сущ.
В воскресенье группа ребят поехала за город.
Грамматическая основа предложения –
группа поехала
группа (кого?) ребят
поехала (когда?) в воскресенье
поехала (куда?) за город
V. Физкультминутка.
– Ребята, однажды жители волшебной клумбы поссорились. Буквы-близнецы разошлись. Они не хотели жить друг с другом. Да, не хотели ссориться и тогда решили….
На доске:
Эти буквы – близнецы
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку,
А с другой её начни.
– А теперь откройте учебник и почитайте правило о переносе слов с удвоенными согласными. При переносе слов двойные согласные разделяются:
рус-ский, колон-на, телеграм-ма.
– Ребята, разделите слова для переноса, которые живут рядом с волшебной клумбой. (тен-нис, бас-сейн, хок-кей, юн-наты, юнна-ты, кол-лектив, коллек-тив)
VI. Игра
– Найдите корни слов: рассказ, осенний, классный.
Классный – имя прил., окончание – ый, основа слова – классн, значит корень – класс, суффикс – н.
Рассказ – имя сущ. окончание нулевое , основа – рассказ, корень – сказ , приставка – рас.
Осенний – имя прил, окончание – ий , основа – осенн, корень – осен, суффикс – н.
– А теперь посмотрите на доску и скажите, кто посадил волшебную клумбу?
VII. Итог урока
– Какие буквы живут на клумбе?
– А что надо делать, чтобы они не ссорились?
VIII. Домашнее задание
– Вспомните и запишите слова с удвоенными согласными. Разделите их для переноса.
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемены ждут ребят,
Поиграть, попрыгать надо!
– Урок окончен, желаю всем успехов!