План-конспект урока русского языка "Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными».

Цель урока:  продолжать работу над запоминанием слов с удвоенными согласными: научить правильно переносить эти слова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?

II. Чистописание

– Откройте тетради и напишите число и Классная работа. Уделите несколько минут чистописанию и спешите с доски буквы – близнецы.
бб  жж  кк  лл  мм  нн  пп  сс

III. Тема урока

– На одной красивой клумбе живут очень дружные жители. Догадались? – Это удвоенные согласные. На этой волшебной клумбе живут слова с удвоенными согласными. А кто может назвать слова с удвоенными согласными, которые вы помните, как их правильно писать?

Класс, шоссе, суббота, Анна, коллектив, рассказ и т.д.

– Я понимаю, что вам хочется узнать, кто посадил эту клумбу? А это вы узнаете в конце урока.

IV. Творческая работа

– Ребята, посмотрите на доску. Я вас прошу составить из слов предложения, написать и озаглавить рассказ.

в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за город
кассе, купили, в, билеты, они, подошёл, перрону,
к, поезд, пассажиры, вагоны, быстро, в,  вошли
вагона, из, окна, смотреть, приятно

– Как озаглавить рассказ? («За город!», «Путешествие», «Экскурсия».)
– Кто причитает рассказ (Один из учеников читает свой рассказ.)
– Какие слова с удвоенными согласными встретились в этом рассказе?
– Разберем первое предложение по частям  речи и по членам предложения.

 пр     сущ.                   сущ.       сущ.         гл.           пр.  сущ.
В воскресенье группа ребят поехала за город.

Грамматическая основа предложения –

группа        поехала
группа (кого?) ребят
поехала (когда?) в воскресенье
поехала (куда?) за город

V. Физкультминутка.

– Ребята, однажды жители волшебной клумбы поссорились. Буквы-близнецы разошлись.  Они не хотели жить друг с другом. Да, не хотели ссориться и тогда решили….

На доске:

Эти буквы – близнецы
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку,
А с другой её начни.

– А теперь откройте учебник и почитайте правило о переносе слов с удвоенными согласными. При переносе слов двойные согласные разделяются:

рус-ский, колон-на, телеграм-ма.

– Ребята, разделите слова для переноса, которые живут   рядом с волшебной клумбой. (тен-нис, бас-сейн, хок-кей, юн-наты, юнна-ты, кол-лектив, коллек-тив)

VI. Игра

– Найдите корни слов: рассказ, осенний, классный.

Классный – имя прил., окончание – ый, основа слова – классн, значит корень – класс, суффикс – н.
Рассказ – имя сущ. окончание нулевое    , основа – рассказ, корень – сказ , приставка – рас.
Осенний имя прил, окончание – ий , основа – осенн, корень – осен, суффикс – н.

– А теперь посмотрите на доску и скажите, кто посадил волшебную клумбу?

VII. Итог урока

– Какие буквы живут на клумбе?
– А что надо делать, чтобы они не ссорились?

VIII. Домашнее задание

– Вспомните и запишите слова с удвоенными согласными. Разделите их для переноса.

Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемены ждут ребят,
Поиграть, попрыгать надо!

– Урок окончен, желаю всем успехов!