Обоснование актуальности и проблема выбранной темы:
Начало нового учебного года всегда очень сложный и важный процесс для ребенка, а для первоклассника в особенности. С приходом в школу ребенок коренным образом меняет свой ритм жизни, свои уже какие-то выработавшиеся привычки и устои, ведь в один класс очень часто попадают ребята, прежде совсем незнакомые друг с другом. Незнакомы не только дети, но и их родители, семьи. Сплотить ребят и их родителей порой трудная задача, но крайне важная для классного руководителя. Ведь оттого, насколько грамотно будут выстроены взаимоотношения в классе между ребятами, между родителями, классным руководителем и школой зависит очень многое.
В нашем классе сложилась такая ситуация, что малыши, пришедшие в первый класс, обладали разными уровнями сформированности норм межличностных отношений. Результатом чего явились детские конфликты, обиды друг на друга, ссоры. Беседы с родителями не дали нужного результата, тогда я решила взглянуть на ситуацию иначе. Нужно вовлечь родителей в жизнь класса, сделать полноправными участниками учебного и воспитательного процесса в школе и выполнить это можно, если объединить родителей и детей в общую организацию - родительский клуб “Моя семья”.
Проблема поиска контакта с родителями в работе начальной школы является сложной, но очень важной необходимостью в организации воспитательной работы. Можно отметить, что большинство родителей стремятся оказать помощь в самых разнообразных формах. Организация работы в классе – каждодневный труд учителя и родителей. К сожалению, в любом классе остается группа родителей, проявляющих недостаточный интерес к работе детского коллектива и воспитанию своего ребенка. Думаю, что многообразные шаги, поиски контакта с родителями, практикуемые в нашем классе, станут попыткой не потерять к 5 классу интерес к воспитанию своего ребенка, а, наоборот, расширят педагогические знания родителей и их стремление сотрудничать со школой. Только в совместной работе учителя с родителями, семей класса друг с другом, можно искать источники дальнейшего становления коллектива и личности.
Такие формы работы содействуют повышению авторитета родителей в семье, самооценки учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе. Все вместе, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.
Объект проекта:
сотрудничество семьи и школы через организацию родительского клуба “Моя семья”
Предмет проекта:
характер отношений между детьми и родителями
Стратегическая цель:
создание среды, где отсутствуют межличностные конфликты среди взрослых и детей
Тактические цели:
-опробирование разных форм общения: диспуты,
дискуссии, ролевые игры;
-создание родительского клуба;
-разработка положения о родительском клубе;
-разработка программы родительского клуба;
-оформление и разрешение конструктивных
конфликтов.
Сроки реализации проекта:
Сентябрь-май 2006/2007г.г.
Место реализации проекта:
Территория школы №1
Критерии эффективности проекта:
-стремление семей взаимодействовать со
школой (досуговую среду берут на себя родители);
-благополучный психологический климат в классе
(спокойный, уравновешенный тон общения детей);
-такие формы общения как диспут, дебаты, диалоги
входят в норму общения детей и в учебный процесс
(в классе у ребенка появляется выбор форм
представления своего результата).
Ожидаемые результаты:
Со стороны детей:
1) разработка норм жизни школьного коллектива в
детских договорах- соглашениях (н-р: приветствие
и прощание друг с другом);
2) умение проявлять и высказывать положительные
эмоции и скрывать негативные эмоции (дети
сочувствуют друг другу, радуются успехам
товарищей).
Со стороны родителей:
1) выработка положения о клубе;
2) выработка программы деятельности клуба;
3) разработка норм общения родителей и классного
руководителя, школьной администрации в
договорах - соглашениях о сотрудничестве
родителей и школы;
4) согласование норм общения в школе и семье
(родитель эмоционально сдержан относительно
другого человека)
Этапы реализации:
№ | Название мероприятия | Форма | Обеспечение |
1 | Организационный этап.
|
Родительские собрания, круглый стол | -Методическая литература; -обработка результатов анкетирования, тестирования при помощи компьютера. |
2 | Аналитический этап.
|
Круглый стол с родителями, детьми | Психолог. и педагогич. литература |
Риски проекта:
-неактивная позиция детей;
-перекладывание всей ответственности учителя за
организацию учебного процесса на родительский
клуб.
Проект реализовывался в следующих направлениях:
|
|
Положение о родительском клубе “Моя семья” при школе №1 г. Енисейска
1. Клуб “Моя семья” является родительским клубом, добровольно объединяющим семьи 1 класса.
2. В своей деятельности клуб опирается на разные формы работы: беседы, лекции, встречи с интересными людьми.
3. Организационная структура:
а) членом клуба может быть любой член семей
класса;
б) вся деятельность клуба проводится на
добровольных началах;
в) руководство клубом и контроль за его
деятельностью осуществляется президентом клуба
и его заместителем;
г) клуб имеет свой девиз “Отдыхая - познавай!”
4. Совет клуба. Клуб проводит раз в год общее собрание его постоянных членов, на котором обсуждаются итоги работы за год, избирается совет клуба (5-6 человек), поощряются наиболее активные его участники.
Совет осуществляет практическое руководство деятельностью клуба, изучает запросы и пожелания членов клуба, вносит предложения по улучшению деятельности клуба.
Программа деятельности клуба “ Моя семья”
1. Совместные акции и дела
1.2 Первое собрание клуба. Тема “ Увлечения, хобби, интересы семей класса”:
- выставка увлечений и достижений детей
(поделки, коллекции. фото);
- изготовление семейных фотоколлажей и рассказ
каждой семьи о своих увлечениях, отдыхе;
- выставка семейных стендов, сопровождаемая
рассказом родителей (увлечение фотографией,
вышивкой, шитьем, рисунками и пр.);
- создание коллективного коллажа пожеланий от
каждой семьи другим семьям;
- чаепитие.
1.2. Второе собрание клуба Тема “Генеалогическое древо нашего класса”
- выступление председателя клуба по итогам
работы за год;
- поздравления семьям , в которых появился
новорожденный;
- вручение благодарностей самым активным членам
клуба;
- создание генеалогического древа класса ( семья
–веточка дерева, семья представлена маленьким
отдельным фото каждого члена семьи,
сопровождаемым пояснением);
- чаепитие.
2. Психолого-педагогическая подготовка родителей
2.1.консультации родителей у школьного
психолога.
2.2.выступление психолога на родительских
собраниях на темы “Воспитание в семье и школе”,
“ Психологический комфорт в семье и школе”
3. Мониторинг динамики отношений детей и родителей
- диагностика детского коллектива на начало
учебного года;
- диагностика способностей и возможностей
родителей для оказания помощи организационного,
обучающего и воспитательного характера;
- индивидуальные собеседования, беседы с
родителями в классе;
- анализ проекта и его результатов, выделение
позитивного опыта:
- диагностика детского коллектива на конец
учебного года.