Родительский клуб как средство формирования дружеских отношений в классе

Разделы: Работа с родителями


Обоснование актуальности и проблема выбранной темы:

Начало нового учебного года всегда очень сложный и важный процесс для ребенка, а для первоклассника в особенности. С приходом в школу ребенок коренным образом меняет свой ритм жизни, свои уже какие-то выработавшиеся привычки и устои, ведь в один класс очень часто попадают ребята, прежде совсем незнакомые друг с другом. Незнакомы не только дети, но и их родители, семьи. Сплотить ребят и их родителей порой трудная задача, но крайне важная для классного руководителя. Ведь оттого, насколько грамотно будут выстроены взаимоотношения в классе между ребятами, между родителями, классным руководителем и школой зависит очень многое.

В нашем классе сложилась такая ситуация, что малыши, пришедшие в первый класс, обладали разными уровнями сформированности норм межличностных отношений. Результатом чего явились детские конфликты, обиды друг на друга, ссоры. Беседы с родителями не дали нужного результата, тогда я решила взглянуть на ситуацию иначе. Нужно вовлечь родителей в жизнь класса, сделать полноправными участниками учебного и воспитательного процесса в школе и выполнить это можно, если объединить родителей и детей в общую организацию - родительский клуб “Моя семья”.

Проблема поиска контакта с родителями в работе начальной школы является сложной, но очень важной необходимостью в организации воспитательной работы. Можно отметить, что большинство родителей стремятся оказать помощь в самых разнообразных формах. Организация работы в классе – каждодневный труд учителя и родителей. К сожалению, в любом классе остается группа родителей, проявляющих недостаточный интерес к работе детского коллектива и воспитанию своего ребенка. Думаю, что многообразные шаги, поиски контакта с родителями, практикуемые в нашем классе, станут попыткой не потерять к 5 классу интерес к воспитанию своего ребенка, а, наоборот, расширят педагогические знания родителей и их стремление сотрудничать со школой. Только в совместной работе учителя с родителями, семей класса друг с другом, можно искать источники дальнейшего становления коллектива и личности.

Такие формы работы содействуют повышению авторитета родителей в семье, самооценки учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе. Все вместе, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.

Объект проекта:

сотрудничество семьи и школы через организацию родительского клуба “Моя семья”

Предмет проекта:

характер отношений между детьми и родителями

Стратегическая цель:

создание среды, где отсутствуют межличностные конфликты среди взрослых и детей

Тактические цели:

-опробирование разных форм общения: диспуты, дискуссии, ролевые игры;
-создание родительского клуба;
-разработка положения о родительском клубе;
-разработка программы родительского клуба;
-оформление и разрешение конструктивных конфликтов.

Сроки реализации проекта:

Сентябрь-май 2006/2007г.г.

Место реализации проекта:

Территория школы №1

Критерии эффективности проекта:

-стремление семей взаимодействовать со школой (досуговую среду берут на себя родители);
-благополучный психологический климат в классе (спокойный, уравновешенный тон общения детей);
-такие формы общения как диспут, дебаты, диалоги входят в норму общения детей и в учебный процесс (в классе у ребенка появляется выбор форм представления своего результата).

Ожидаемые результаты:

Со стороны детей:

1) разработка норм жизни школьного коллектива в детских договорах- соглашениях (н-р: приветствие и прощание друг с другом);
2) умение проявлять и высказывать положительные эмоции и скрывать негативные эмоции (дети сочувствуют друг другу, радуются успехам товарищей).

Со стороны родителей:

1) выработка положения о клубе;
2) выработка программы деятельности клуба;
3) разработка норм общения родителей и классного руководителя, школьной администрации в договорах - соглашениях о сотрудничестве родителей и школы;
4) согласование норм общения в школе и семье (родитель эмоционально сдержан относительно другого человека)

Этапы реализации:

Название мероприятия Форма Обеспечение
1 Организационный этап.
  • диагностика детского коллектива на начало учебного года;
  • актуализация идеи клуба в родительской среде;
  • принятие родителями активной позиции в организации работы клуба.
Родительские собрания, круглый стол -Методическая литература;

-обработка результатов анкетирования, тестирования при помощи компьютера.

2 Аналитический этап.
  • соглашение о совете клуба;
  • выбор руководства клуба;
  • выработка положения о родительском клубе;
  • изучение запросов и пожеланий членов клуба;
  • разработка примерного плана работы клуба., программы деятельности клуба.
Круглый стол с родителями, детьми Психолог. и педагогич. литература

Риски проекта:

-неактивная позиция детей;
-перекладывание всей ответственности учителя за организацию учебного процесса на родительский клуб.

Проект реализовывался в следующих направлениях:

  1. Выстраивание взаимодействий семьями класса
  2. Организация исследования родителей, детей класса.
  3. Мониторинг результатов тестирования анкетирования на начало года и конец года.
  1. Отбор подходящих семей для помощи в создании родительского клуба.
  2. Организация и проведение собраний клуба.
  3. Выработка положения клуба.

Положение о родительском клубе “Моя семья” при школе №1 г. Енисейска

1. Клуб “Моя семья” является родительским клубом, добровольно объединяющим семьи 1 класса.

2. В своей деятельности клуб опирается на разные формы работы: беседы, лекции, встречи с интересными людьми.

3. Организационная структура:

а) членом клуба может быть любой член семей класса;
б) вся деятельность клуба проводится на добровольных началах;
в) руководство клубом и контроль за его деятельностью осуществляется президентом клуба и его заместителем;
г) клуб имеет свой девиз “Отдыхая - познавай!”

4. Совет клуба. Клуб проводит раз в год общее собрание его постоянных членов, на котором обсуждаются итоги работы за год, избирается совет клуба (5-6 человек), поощряются наиболее активные его участники.

Совет осуществляет практическое руководство деятельностью клуба, изучает запросы и пожелания членов клуба, вносит предложения по улучшению деятельности клуба.

Программа деятельности клуба “ Моя семья”

1. Совместные акции и дела

1.2 Первое собрание клуба. Тема “ Увлечения, хобби, интересы семей класса”:

- выставка увлечений и достижений детей (поделки, коллекции. фото);
- изготовление семейных фотоколлажей и рассказ каждой семьи о своих увлечениях, отдыхе;
- выставка семейных стендов, сопровождаемая рассказом родителей (увлечение фотографией, вышивкой, шитьем, рисунками и пр.);
- создание коллективного коллажа пожеланий от каждой семьи другим семьям;
- чаепитие.

1.2. Второе собрание клуба Тема “Генеалогическое древо нашего класса”

- выступление председателя клуба по итогам работы за год;
- поздравления семьям , в которых появился новорожденный;
- вручение благодарностей самым активным членам клуба;
- создание генеалогического древа класса ( семья –веточка дерева, семья представлена маленьким отдельным фото каждого члена семьи, сопровождаемым пояснением);
- чаепитие.

2. Психолого-педагогическая подготовка родителей

2.1.консультации родителей у школьного психолога.
2.2.выступление психолога на родительских собраниях на темы “Воспитание в семье и школе”, “ Психологический комфорт в семье и школе”

3. Мониторинг динамики отношений детей и родителей

- диагностика детского коллектива на начало учебного года;
- диагностика способностей и возможностей родителей для оказания помощи организационного, обучающего и воспитательного характера;
- индивидуальные собеседования, беседы с родителями в классе;
- анализ проекта и его результатов, выделение позитивного опыта:
- диагностика детского коллектива на конец учебного года.