Основные приемы формирования понятий

Разделы: Информатика


Цель: дать учащимся представление об основных логических приемах формирования понятия - анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении.

Основные понятия:

  • анализ
  • синтез
  • сравнение
  • абстрагирование
  • обобщение

Особенности изложения содержания темы данного урока.

I. Разминка.

1.1 Жил в Амстердаме золотых дел мастер Николя Беншотен. Это был очень искусный мастер, и его изделия не залеживались в мастерской. С тех пор прошло 4 века. В каком веке это было? (17)

1.2 По соседству от дома Николя жил скупой человек по имени Ранселье. Анита – дочь этого человека – проводила все дни за пяльцами, вышивая на ткани чудесные узоры. По понедельникам Анита работала по 4 часа, по вторникам на 1 час больше, а по средам – ровно половину от часов взятых вместе за понедельник и вторник. Сколько часов работала Анита по средам? (4,5)

1.3 Николя видел, как плакала Анита, когда игла больно колола ее руки. Он долго думал о том, как помочь девушке. И вот однажды… В дом отца Аниты принесли золотой колпачок, который должен был прикрывать палец девушки во время вышивания. Так появился наперсток.
Через несколько дней о колпачке-помощнике узнали другие девушки и к Николя посыпались заказы. Во второй день заказали 17 наперстков – это на 6 штук больше заказанного в первый день. В третий день заказали в два раза больше, чем в первые два дня. Сколько наперстков заказали на третий день? (84)

II. Теоретический материал этого урока можно минимизировать и как можно шире подкрепить всевозможными примерами.

Основное задачей нашего урока является вывести определения для таких форм мышления как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Это основные формы мышления и этими приемами мы пользуемся при решении различных задач, что сегодня на уроке мы и увидим (Приложение 1).

1. Формулировка определения “анализа” (слайд 2)
(вопросы на слайде)

Из каких фигур построен этот домик?

Сколько геометрических фигур изображено на рисунке? (на слайде присутствуют анимационные эффекты)

Что мысленно мы сделали с изображением? (разложили на части, выделили основные геометрические фигуры).

Действие, когда необходимо мысленно разложить предмет на составные части, мысленно выделив признаки – называют анализом. Анализ производится для выделения ряда признаков предмета. Напомним, что признаки – это то, в чем предметы сходны между собой или отличны друг от друга. Признаками являются свойства (“сладкий”, “красный”, “холодный”) и отношения (“выше”, “раньше”, “левее”).

Вспомните, в каких ситуациях вы сталкиваетесь с анализом на уроке русского языка, математики, технологии?

Сделайте вывод, что такое анализ?

2. Формулировка определения “синтеза” (слайд 3)

Очень часто в процессе решения какой либо задачи нам приходится собирать из отдельных частей целый предмет, т.е. проводим исследование обратное анализу – такое действие называют синтезом. Мысленному синтезу предшествует практическая сборка частей предмета в единое целое с учетом их правильного взаимного расположения.

Вспомните, в каких ситуациях вы используете прием синтеза на уроках технологии? в жизни?

Задание со слайда 3. Помоги мастеру найти нужную деталь, т.е. осуществить синтез.

Слайд 4.

Межпланетный корабль

Придумал Незнайка корабль межпланетный,
Чертил чертежи в обстановке секретной,
Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,
Чертил на отдельных листах все детали.
А ты рассмотри все его чертежи
И полный чертеж из деталей сложи.
Его с кораблем межпланетным сравни:
Хватает деталей? Подходят они?
Все надо заметить, все надо учесть,
Быть может, ненужные, лишние есть?

Попробуйте своими словами сформулировать определение понятия синтез.

Вывод: синтез – это мысленное образование единого целого предмета из его частей или признаков, полученных в процессе анализа.

В качестве практических заданий для закрепления данного определения можно предложить учащимся работы по сборке целого из отдельных частей, например, пазлы.

3. Формулировка определения “сравнения” (слайд 5)

Одним из основных приемов формирования понятия является сравнение.

(слайд 5) Найди для каждой рыбки (А и В) из аквариума таких же среди обозначенных под номерами 1 – 8.
(слайд 6) Какие из предметов изображены на картинке дважды, т.е. нарисованы вокруг ведерка и в нем?
(слайд 7) Помоги мальчику найти два одинаковых шарика.
(слайд 8) Рассмотри изображения на картинке: сначала верхний рисунок, а потом нижний. Расскажи, что на них нарисовано. Найди различия между картинками.

Подведите итог, что такое сравнение?

Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

4. Формулировка определения “абстрагирование”

(слайд 9) Отвлекаясь от размера и цвета, выделите лишь форму рисунка, сосчитайте, сколько нарисовано сердец.

Часто задача состоит в выделении существенных признаков при этом на несущественные признаки мы стараемся на обращать внимание, такой прием называют абстрагированием.

Сделайте вывод, что такое абстрагирование?

Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других.

5. Формулировка определения “обобщение”

(слайд 10) Найди одинаковых по цвету и форме цыплят.
(слайд 11) Найди два одинаковых вертолета.

Обобщение – мысленное объединение однородных предметов в некоторый класс (например, в класс деревьев, в класс зайцев, в класс геометрических фигур: треугольников, квадратов, окружностей, кругов, ромбов и т.д.).

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с основными формами логического мышления, мы узнали, что для решения задачи можно разложить предмет на части и выделить основные признаки – это? …. (анализ), можно из отдельных частей собрать предмет – это? … (синтез), когда мы устанавливаем сходство предметов по существенным признакам или ищем различия – это? …(сравнение), и когда нам приходиться собирать предметы в группы по одинаковым признакам – это? … (обобщение).

III. Практическая работа может тоже содержать приемы мышления, рассмотренные на уроке:

1. Работа в текстовом редакторе Word

1.1. Рассмотрите каждую строчку со словами и найдите и удалите лишнее (см. Приложение 2)::

Какую форму мышления мы использовали? (обобщение)

1.2. Переставьте слова местами так, чтобы получилось название известной детской сказки (см. Приложение 3):

Какую форму мышления мы использовали? (синтез)

2. Работа в графическом редакторе Paint.

Используя операции перемещения, поворот, отражение соберите из имеющихся фигур домик (копировать фигуры нельзя) (см. Рисунок 1). Должно получиться следующее (Рисунок 2):

Какую форму мышления мы использовали? (синтез)

Литература

  1. Босова Л. Л. Уроки информатики в 5–6 классах: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2004.
  2. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  3. Гетманова А. Д. Занимательная логика для школьников: Ч. 1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  4. Тур С. Н., Бокучава Т. П. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 5-6 классов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.