Цели:
- закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова,
- расширить словарный запас,
- развивать познавательную активность;
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать чувство коллективизма.
ХОД УРОКА
Звучит музыка.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну грамматику. Все вы знаете, что освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.
Выходят 3 ученика и читают стихи.
1. Грамматика, грамматика!
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравить.2. Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить.3. Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
В класс входит Незнайка. В руках у него учебник « Русский язык» и орфографический словарь.
Незнайка:
Дорогие мои ребятишки!
И я нынче взял в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знанья свои совершенствовать.
Учитель: Ребята, будем путешествовать с Незнайкой? А Незнайка посмотрит, как вы будете дружно и активно работать. Сейчас мы разделимся на две команды. Наша остановка в «Словарии». Из расставленных на доске слов выберите слова на звонкие и глухие согласные на конце слова и напишите их в столбики на темы «Школа» и «Люди».
1 команда – Школа»,
2 команда – «Люди».
Слова: дежурный, карандаш, класс, народ, рабочий, рассказ, ребята, солдат, космонавт, ученик.
– А сейчас проверим. От каждой команды отвечает
желающий.
– Ребята, что особенного заметили?
– Молодцы! Справились хорошо с этим заданием.
Незнайка:
Дорогие мои победители!
А в зоопарк не хотите ли?
Учитель: Будьте очень внимательны. Я буду называть слова, а вы поднимайте ваши сигнальные карточки с парными согласными. Итак, вы готовы?
Вот царь зверей могучий ле…(в,ф),
А тут жира… (в, ф) с длиннющей шеей.
Ушастый е…(ж, ш). Чем не хорош?
Ено…( д,т) – красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры…ь (з,с).
Плывет могучий бегемо… (т, д),
Медве…ь ( д,.т) над нерпою ревет.
И белый голу…ь ( б,п) там летает,
После трудов отдохнуть приглашает.
– Молодцы. Справились с этим заданием.
Незнайка: А теперь представьте себе, что вы попали на кухню. Ух, сколько здесь разных предметов!
Учитель: Я показываю вам предмет, а вы называете слово вместе с проверочным: чашка, ложка, лопатка, сковородка, крышка, мясорубка, нож.
Незнайка:
Назвали предметы все по порядку,
Теперь приглашаю всех на зарядку.
Физкультминутка:
Мелкие шажки – 1, 2, 3.,
Легкие прыжки – 1, 2, 3.
Вот и вся зарядка – 1, 2, 3.
Мягкая посадка – 1, 2, 3.
– Молодцы. Ребята, назовите из стихотворения слова с парными согласными.
Незнайка:
Внимание! Внимание!
Начинаем соревнование!
Учитель: Ребята, перед вами картина
Рассмотрите ее внимательно и назовите не меньше 10 слов с парными согласными. Подберите к ним проверочные слова (коллективно).
Учитель: А сейчас Незнайка вручит вам приглашения каждой команде свое (записаны на половинке ватмана).
– Вставьте пропущенные буквы. Устно назовите проверочное слово. Чья команда справится быстрее?
1 2
Промока_ка тетра_ка
Ле_кий мя_кий
Рома_ка доро_ка
Гла_кий ре_кий
Бере_ки ду_ки
Кни_ка обло_ка
Пиро_ки фла_ки
Голу_цы хле_цы
– Хорошо. Молодцы.
Входит Буратино.
Учитель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?
Буратино: Дорогие ребятки, отгадайте загадки.
Ждут меня, зовут,
А приду – все прочь бегут. (Дождь)Стоит Антошка на одной ножке,
Сам маленький, а шляпа большая. (Гриб)Под кустами, под елками
Катится клубок с иголками. (Ёж)Грибникам он очень нужен,
Без него не сваришь ужин,
На охоту не пойдешь,
Что же это? Это … (нож)
Буратино:
Ну и молодцы же вы, ребятки,
Быстро отгадали все загадки.
Учитель: А сейчас попробуем разгадать кроссворд «Цветок» (письменно, коллективно). Впишите в свободные клетки буквы так, чтобы получились 8 слов. Все они должны оканчиваться буквой « б», которая дана в центре, а начинаться с букв, указанных на лепестках.
– Хорошо. Справились с заданием.
Незнайка: Ребята, попробуйте отгадать вот такие загадки-шарадки.
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на просторе. (Колос – голос)С глухим согласным – я число,
Со звонким – вид железа. (Шесть – жесть)
– Что такое жесть? (Вид железа).
Учитель:
А сейчас давайте играть
Будем кукол мы одевать.
Девочки – куклу девочку,
Мальчики – куклу мальчика (одевают).
Учитель: Девочки наши добрые и ласковые, назовите ласкательные слова.
– Что есть у вашей куклы? (Глазки, бровки,
губки, ушки, ножки, зубки).
– Вот какая красавица ваша кукла.
– А что оденут мальчики на свою куклу? (Шубку,
сапожки, варежки, шапку, рубашку).
– Молодцы, ребята. А теперь отдохнем и посмотрим
танец. (Танцует ученик)
– Итак, наше путешествие подошло к концу. Чему мы учились? Как вы думаете, кто был самым активным, лучше всех отгадывал?
(Награждение).