Разделительный мягкий знак

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Создать условия для формирования понятия “разделительный мягкий знак.
  2. Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
  3. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку, трудолюбие, аккуратность в работе.

Оборудование:

  • Магнитная доска
  • Опора “Разделительный мягкий знак”
  • Таблицы со словами, со звуками.
  • Карточки с буквами и звуками.
  • Кроссворд.
  • В. В. Волина “Весёлая грамматика”
  • Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Учебник “Русский язык для 2-го класса начальной школы”

Ход урока

І. Организационный момент.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по теме “Звуки и буквы”. А какая буква нас интересует больше всего, вы догадайтесь сами. Дополните четверостишие Е.Тарлапан:

Белка хвостик изогнула,
У пенёчка отдохнула.
Распушила хвост,
Да так —
Стал похож на ______________!

Дети . На мягкий знак!

( Учитель тему урока не называет, дети будут формулировать её сами).

ІІ. Актуализация опорных знаний.

У. Ребята! Давайте вспомним, что вы знаете о букве ь.

1. Весёлые рифмы.

Дети.

Буква Р перевернулась —
Мягким знаком обернулась.
( В.Степанов )

Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит —
Слово мягко прозвучит.
( А.Шибаев )

2. Задание.

У. Сейчас проведём игру “ Третий лишний” .

На доске слова: белка, дочка, пень

У. Какое слово лишнее? Почему?

Д. Лишнее слово—пень, в нём 4 буквы, а звуков – 3, т.к. мягкий знак звука не обозначает.

У. А какую работу он выполняет?

Д. Он обозначает мягкость согласного звука [ н ']

На доске слова: осень, кольцо, цепь.

У. Какое слово лишнее?

Д. Кольцо. В этом слове мягкий знак стоит в середине слова.

На доске слова: яблоко, пятно, пляска.

У. Какое слово лишнее?

Д. Лишнее слово — яблоко, т.к. в этом слове я обозначает два звука [й а].

На доске слова: новые, вместе, плед.

Д. Лишнее слово новые , т.к. е стоит после гласной и обозначает два звука.

На доске буквы: а, у, ё.

Д. Лишняя буква ё, т.к. она может обозначать два звука.

У. Какие гласные могут обозначать два звука?

Д. е, ё, ю, я могут обозначать два звука, когда стоят в начале слова или после гласных.

У. Приведите примеры.

Д.

Юла – в начале слова слышим [ й у ].

Якорь – в начале слова [ й а ].

Ёлка – в начале слова [ й о ].

Енот – в начале слова [ й э ].

У. Итак, что мы повторили о мягком знаке и гласных буквах е, ё, ю, я ?

Д. Мягкий знак звука не обозначает, а обозначает мягкость согласного звука, который стоит впереди. Гласные буквы обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласных букв.

У. Эти выводы нам понадобятся для открытия нового знания.

ІІІ. Постановка проблемы.

(Для постановки проблемы использую “яркое пятно”. Предлагаю сказку “О мягком Знаке и его брате” )

В стране Грамматике жил дед Всевед, и было у него два внука, два брата-близнеца. Одного знали просто Мягкий Знак, а другого - Разделительный Мягкий Знак. Они были ужасными шалунами и все время спорили, кто из них главнее. –Я! - говорил Мягкий Знак, обозначающий мягкость согласных на письме. –Подумаешь, я тоже обозначаю мягкость согласных. А еще я показываю, что...

( Волина В. “Весёлая грамматика”)

У. Как вы думаете, ребята, что показывает разделительный мягкий знак?

ІV. “Открытие” нового знания.

1. Поиск решения.

( Для открытия нового знания использую подводящий диалог).

Рисунок1

У. Вот мальчик Коля. Он несёт заострённые палочки – колья.

На доске написаны слова: Коля колья

У. Прочитайте пару слов. Чем похожи слова?

Д. В словах одинаковые согласные и гласные буквы.

У. Чем отличаются эти слова?

Д. В одном слове есть мягкий знак, а в другом нет.

У. В слове колья произнесите второй слог. Слитно или раздельно он произносится с предыдущим слогом?

Д. Он произносится раздельно.

У. Так на что показывает мягкий знак в этом слове?

Д. Мягкий знак показывает на раздельное произношение звуков.

У. Скажите, сколько букв и звуков в слове Коля?

Д. В этом слове 4 буквы и 4 звука.

У. А в слове колья сколько букв и звуков ?

Д. В слове 5 букв и 5 звуков?

У. Почему в этом слове поровну звуков и букв, ведь мягкий знак звука не обозначает?

Д. Да, мягкий знак звука не обозначает, но он разделяет два согласных звука – [ й ] и предыдущий мягкий согласный звук.

У. Итак, какова тема нашего урока?

Дети формулируют тему урока “Разделительный мягкий знак”

2. Работа с учебником.

С. 137

У. Давайте прочитаем вывод о разделительном мягком знаке в учебнике на странице 137, 139.

Д. Мягкий знак в слове [кол'йа] — это разделительный мягкий знак. Он показывает, что следую щая за мягким согласным [ л' ] буква я обозначает два звука [ йа ].

Д. Разделительный мягкий знак показывает, что следующие за ним в слове гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йи], [йу], [йа].

На доске таблица:

У. Ребята, что вы ещё новое открыли для себя?

Д. Буква и в слове соловьи обозначает два звука – [ й' и ]

Физкультминутка

V. Первичное закрепление.

1. С. 137 упр. 183 устно

2. С. 137 упр. 184 с комментированием

Делаем вывод, перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак

На доску вывешивается опора:

Разделительный мягкий знак

Ученик читает рифмовку

Перед е, ё, и, ю, я,
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё —
Перед я, ю, и, е, ё.
Каменья, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.

3. С. 139 упр. 187

У. На какие две группы можно разделить эти слова?

Д. В одну группу запишем слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласного звука, а в другую – слова с разделительным мягким знаком.

У. Произнесите слова первой группы.

Д. Коньки, мельница, деньки, реченька, редька, яблонька, резьба.

У. Назовите слова с разделительным мягким знаком.

Д. Вязанье, Наталья, Илья, варенье, чутьё, ладья, барьер, вьюнок.

У. Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните гласные, которые следуют за мягким знаком. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак?

Д. Разделительный мягкий знак пишется перед гласными: е, ё, и, ю, я.

У. Допишите слова с буквой и. Какие слова можно дописать?

Д. Ручьи, воробьи, ульи.

4. У. Послушайте стихи. Может быть, они помогут вам справиться со следующим заданием.

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал бы хором,
Колья – Колей никогда.

У. А теперь выполните следующее задание. Вставьте нужную букву в слова

Моя сем…я – сем… одуванчика.

Пол…ёт птиц – пол…ёт дождь.

Д. Если слышим звук [ й' ], то надо писать в слове букву ь.

У. Действительно, звук [й'] – подсказчик.

VІ. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

1. С. 137 упр.184.

2. Работа в парах.

Впишите в кроссворд слова с разделительным мягким знаком:

  1. Снежная буря.
  2. Домики для пчёл.
  3. Мать, отец, дети.
  4. Животное.
  5. Ягоды, сваренные в сахаре.

( Ответы: вьюга, улья, семья, обезьяна, варенье )

VІІ. Итог урока.

У. Какую тему мы сегодня изучали?

Какую работу может выполнить буква ь?

Что показывает разделительный мягкий знак?

Что было трудно, что интересно?

VІІІ. Задание на дом:

С.138 упр.186

Творческие задания на выбор:

  1. Придумать рифмовку, загадку по теме урока..
  2. Составить кроссворд.

Литература

  1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.
  2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение . – М.: Просвещение, 1991.
  3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: учебник для 2 класса начальной школы. В2-х ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. “Школа 2100” . Образовательная программа и пути её реализации. Выпуск 3. М.: Баласс, 1999, с. 85-93