Цели:
- Создать условия для формирования понятия “разделительный мягкий знак.
- Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать интерес и любовь к русскому языку, трудолюбие, аккуратность в работе.
Оборудование:
- Магнитная доска
- Опора “Разделительный мягкий знак”
- Таблицы со словами, со звуками.
- Карточки с буквами и звуками.
- Кроссворд.
- В. В. Волина “Весёлая грамматика”
- Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Учебник “Русский язык для 2-го класса начальной школы”
Ход урока
І. Организационный момент.
Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по теме “Звуки и буквы”. А какая буква нас интересует больше всего, вы догадайтесь сами. Дополните четверостишие Е.Тарлапан:
Белка хвостик изогнула,
У пенёчка отдохнула.
Распушила хвост,
Да так —
Стал похож на ______________!
Дети . На мягкий знак!
( Учитель тему урока не называет, дети будут формулировать её сами).
ІІ. Актуализация опорных знаний.
У. Ребята! Давайте вспомним, что вы знаете о букве ь.
1. Весёлые рифмы.
Дети.
Буква Р перевернулась —
Мягким знаком обернулась.
( В.Степанов )Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит —
Слово мягко прозвучит.
( А.Шибаев )
2. Задание.
У. Сейчас проведём игру “ Третий лишний” .
На доске слова: белка, дочка, пень
У. Какое слово лишнее? Почему?
Д. Лишнее слово—пень, в нём 4 буквы, а звуков – 3, т.к. мягкий знак звука не обозначает.
У. А какую работу он выполняет?
Д. Он обозначает мягкость согласного звука [ н ']
На доске слова: осень, кольцо, цепь.
У. Какое слово лишнее?
Д. Кольцо. В этом слове мягкий знак стоит в середине слова.
На доске слова: яблоко, пятно, пляска.
У. Какое слово лишнее?
Д. Лишнее слово — яблоко, т.к. в этом слове я обозначает два звука [й а].
На доске слова: новые, вместе, плед.
Д. Лишнее слово новые , т.к. е стоит после гласной и обозначает два звука.
На доске буквы: а, у, ё.
Д. Лишняя буква ё, т.к. она может обозначать два звука.
У. Какие гласные могут обозначать два звука?
Д. е, ё, ю, я могут обозначать два звука, когда стоят в начале слова или после гласных.
У. Приведите примеры.
Д.
Юла – в начале слова слышим [ й у ].
Якорь – в начале слова [ й а ].
Ёлка – в начале слова [ й о ].
Енот – в начале слова [ й э ].
У. Итак, что мы повторили о мягком знаке и гласных буквах е, ё, ю, я ?
Д. Мягкий знак звука не обозначает, а обозначает мягкость согласного звука, который стоит впереди. Гласные буквы обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласных букв.
У. Эти выводы нам понадобятся для открытия нового знания.
ІІІ. Постановка проблемы.
(Для постановки проблемы использую “яркое пятно”. Предлагаю сказку “О мягком Знаке и его брате” )
В стране Грамматике жил дед Всевед, и было у него два внука, два брата-близнеца. Одного знали просто Мягкий Знак, а другого - Разделительный Мягкий Знак. Они были ужасными шалунами и все время спорили, кто из них главнее. –Я! - говорил Мягкий Знак, обозначающий мягкость согласных на письме. –Подумаешь, я тоже обозначаю мягкость согласных. А еще я показываю, что...
( Волина В. “Весёлая грамматика”)
У. Как вы думаете, ребята, что показывает разделительный мягкий знак?
ІV. “Открытие” нового знания.
1. Поиск решения.
( Для открытия нового знания использую подводящий диалог).
Рисунок1
У. Вот мальчик Коля. Он несёт заострённые палочки – колья.
На доске написаны слова: Коля колья
У. Прочитайте пару слов. Чем похожи слова?
Д. В словах одинаковые согласные и гласные буквы.
У. Чем отличаются эти слова?
Д. В одном слове есть мягкий знак, а в другом нет.
У. В слове колья произнесите второй слог. Слитно или раздельно он произносится с предыдущим слогом?
Д. Он произносится раздельно.
У. Так на что показывает мягкий знак в этом слове?
Д. Мягкий знак показывает на раздельное произношение звуков.
У. Скажите, сколько букв и звуков в слове Коля?
Д. В этом слове 4 буквы и 4 звука.
У. А в слове колья сколько букв и звуков ?
Д. В слове 5 букв и 5 звуков?
У. Почему в этом слове поровну звуков и букв, ведь мягкий знак звука не обозначает?
Д. Да, мягкий знак звука не обозначает, но он разделяет два согласных звука – [ й ] и предыдущий мягкий согласный звук.
У. Итак, какова тема нашего урока?
Дети формулируют тему урока “Разделительный мягкий знак”
2. Работа с учебником.
С. 137
У. Давайте прочитаем вывод о разделительном мягком знаке в учебнике на странице 137, 139.
Д. Мягкий знак в слове [кол'йа] — это разделительный мягкий знак. Он показывает, что следую щая за мягким согласным [ л' ] буква я обозначает два звука [ йа ].
Д. Разделительный мягкий знак показывает, что следующие за ним в слове гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йи], [йу], [йа].
На доске таблица:
У. Ребята, что вы ещё новое открыли для себя?
Д. Буква и в слове соловьи обозначает два звука – [ й' и ]
Физкультминутка
V. Первичное закрепление.
1. С. 137 упр. 183 устно
2. С. 137 упр. 184 с комментированием
Делаем вывод, перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак
На доску вывешивается опора:
Разделительный мягкий знак
Ученик читает рифмовку
Перед е, ё, и, ю, я,
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё —
Перед я, ю, и, е, ё.
Каменья, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.
3. С. 139 упр. 187
У. На какие две группы можно разделить эти слова?
Д. В одну группу запишем слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласного звука, а в другую – слова с разделительным мягким знаком.
У. Произнесите слова первой группы.
Д. Коньки, мельница, деньки, реченька, редька, яблонька, резьба.
У. Назовите слова с разделительным мягким знаком.
Д. Вязанье, Наталья, Илья, варенье, чутьё, ладья, барьер, вьюнок.
У. Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните гласные, которые следуют за мягким знаком. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак?
Д. Разделительный мягкий знак пишется перед гласными: е, ё, и, ю, я.
У. Допишите слова с буквой и. Какие слова можно дописать?
Д. Ручьи, воробьи, ульи.
4. У. Послушайте стихи. Может быть, они помогут вам справиться со следующим заданием.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал бы хором,
Колья – Колей никогда.
У. А теперь выполните следующее задание. Вставьте нужную букву в слова
Моя сем…я – сем… одуванчика.
Пол…ёт птиц – пол…ёт дождь.
Д. Если слышим звук [ й' ], то надо писать в слове букву ь.
У. Действительно, звук [й'] – подсказчик.
VІ. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
1. С. 137 упр.184.
2. Работа в парах.
Впишите в кроссворд слова с разделительным мягким знаком:
- Снежная буря.
- Домики для пчёл.
- Мать, отец, дети.
- Животное.
- Ягоды, сваренные в сахаре.
( Ответы: вьюга, улья, семья, обезьяна, варенье )
VІІ. Итог урока.
У. Какую тему мы сегодня изучали?
Какую работу может выполнить буква ь?
Что показывает разделительный мягкий знак?
Что было трудно, что интересно?
VІІІ. Задание на дом:
С.138 упр.186
Творческие задания на выбор:
- Придумать рифмовку, загадку по теме урока..
- Составить кроссворд.
Литература
- Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение . – М.: Просвещение, 1991.
- Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: учебник для 2 класса начальной школы. В2-х ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2006.
- Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. “Школа 2100” . Образовательная программа и пути её реализации. Выпуск 3. М.: Баласс, 1999, с. 85-93