Управление обучением в школе направлено на изучение качества образовательного процесса, повышение его результативности. Информационной основой и одновременно средством управления может стать технологическая карта учителя. Представленная технологическая карта направлена на формирование компетентностного подхода к изучению химии. Новым в ней является то, что кроме темы и целей урока:
- определена система учебных целей и целей развития;
- намечено содержание учебного материала;
- указаны формируемые общеучебные умения и навыки;
- определен объем и тип домашнего задания.
Разработанная технологическая карта является одной из форм тематического планирования, отражает проектирование хода образовательного процесса в классе. Сформулированные общеучебные умения и навыки позволяют учителю формировать у учащихся умение учиться. Она позволяет составить график диагностики базовых знаний и умений учащихся, общеучебных умений и навыков учащихся. Наибольшее внимание при работе по технологической карте необходимо уделять заданиям практического, практико-ориентированного характера. Домашнее задание направлено на отработку следующих умений учащихся: составлять формулы веществ и уравнения химических реакций, решать и составлять расчетные задачи, прогнозировать и определять свойств веществ. Обучение осуществляется по учебнику О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. В данной работе представлен только один раздел учебной программы “Соединения химических элементов”, на изучение которого отводится 12 часов учебного времени.
ТЕМА 3. СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (12 ч)
Должны знать:
- Понятие о степени окисления. Номенклатуру химических соединений на примере бинарных. Понятие об оксидах. Номенклатуру оксидов.
- Важнейшие представители оксидов в природе и жизни человека.
- Важнейшие представители оснований в природе и жизни человека.
- Состав, название, классификация и представители класса кислот. Сложные ионы на примере ионов кислотных остатков кислородных кислот. Различия между зарядом иона и с.о. элементов. Индикаторы. Общие черты и различия в свойствах веществ, относящихся к разным классам.
- Состав и названия солей. Генетические ряды металла и неметалла в статике (без реакций). Раскрывать известные причины многообразия веществ в природе.
- Межмолекулярное взаимодействии и молекулярная кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом решетки. Свойства веществ с разными типами кристаллических решеток, их принадлежность к разным классам соединений. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи.
- Чистые вещества и смеси. Значение смесей в природе и жизни человека. Способы разделения смесей.
- Понятие “доля”. Относить понятие “доля” к химическим веществам. Разновидности понятия “доля”: доля химического элемента в веществе, доля компонента в смеси, доля примеси.
- Алгоритмы решения задач и упражнений на расчет доли и нахождение массы компонента смеси.
Должны уметь:
- Уметь находить степени окисления по формуле вещества и составлять формулы бинарных соединений по степени окисления, записывать формулы оксидов по степени окисления и, наоборот, определять степень окисления по формуле. Производить расчеты с использованием формул оксидов.
- Уметь составлять формулы бинарных соединений, названия. Вести расчеты по формулам, характеризовать важнейшие соединения.
- Составлять формулы оснований, кислот, солей. Называть их, классифицировать. Вести расчеты по формулам кислот. Определять сложные ионы кислот, различать заряд ионов и степень окисления.
- Различать типы кристаллических решеток и виды химической связи, устанавливать их взаимосвязь, формулировать и интерпретировать закон постоянства состава.
- Разделять смеси веществ, различными способами.
- Рассчитывать долю химического элемента в веществе, долю компонента в смеси, долю примеси.
№ | Тема занятий и содержание | Изучаемые вопросы | Ведущие дидактические цели | Цели развития | Домашнее задание | |
Должны знать | Должны уметь | |||||
1 | Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. | Сформировать понятие о степени окисления. Познакомить с началами номенклатуры химических соединений на примере бинарных. Дать понятие об оксидах. Закрепить на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений | Понятие о степени окисления. Номенклатура химических соединений на примере бинарных. Понятие об оксидах. Номенклатура оксидов. | Уметь находить степени окисления по формуле вещества и составлять формулы бинарных соединений по степени окисления, записывать формулы оксидов по степени окисления и, наоборот, определять степень окисления по формуле. Производить расчеты с использованием формул оксидов | Развивать умение сравнивать, выявлять основу для классификации и классифицировать химические объекты; формировать умение объяснять последовательность действий при составлении формул | №17, упр.1,2 Составить формулы веществ по названию, назвать вещества |
2 | Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды, летучие водородные соединения | Показать значение важнейших представителей оксидов в природе и жизни человека | Важнейшие представители оксидов в природе и жизни человека | Уметь составлять формулы бинарных соединений, названия. Вести расчеты по формулам, характеризовать важнейшие соединения | Совершенствовать умения осуществлять умственные операции анализ и синтез на простейших объектах, наблюдать и объяснять; формировать умение объяснять последовательность действий при составлении химических формул | №18, упр.1-6 Подгото-вить задание соседу по парте, привести примеры веществ |
3 | Основания | Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса оснований. Продолжить формирование знаний об ионах на примере сложных ионов. Показать различие между зарядами ионов и с.о. Дать представление о качественных реакциях на примере щелочей | Важнейшие представители оснований в природе и жизни человека | Уметь составлять формулы оснований, называть их, классифицировать. Вести расчеты по формулам оснований | Совершенствовать умения сравнивать вещества, выявлять общие черты и различия в составе оснований; умение проводить сравнение, формулировать вопросы | №19, упр.1-6 Составить формулы веществ, назвать вещества |
4 | Кислоты | Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот. Продолжить знакомство со сложными ионами на примере ионов кислотных остатков кислородных кислот. Продолжить формирование знаний о различиях между зарядом иона и с.о. элементов, об индикаторах | Состав, название, классификация и
представители класса кислот. Сложные ионы на
примере ионов кислотных остатков кислородных
кислот. Различия между зарядом иона и с.о.
элементов. Индикаторы. Указывать общие черты и различия в свойствах веществ, относящихся к разным классам |
Уметь составлять формулы кислот, называть их, классифицировать. Вести расчеты по формулам кислот. Определять сложные ионы кислот, различать заряд ионов и степень окисления | Развивать умение связно и доказательно излагать учебный материал в устной и письменной речи, совершенствовать умение выявлять общие черты и различия в составе кислот | №20, упр.1-5 Найди ошибки в предложенных вариантах |
5 | Соли как производные кислот и оснований | Познакомить учащихся с составом и названиями солей. Начать знакомить учащихся с генетическими рядами металла и неметалла в статике (без реакций) | Состав и названия солей. Генетические ряды металла и неметалла в статике (без реакций). Раскрывать известные причины многообразия веществ в природе | Уметь составлять формулы солей, вести расчеты по формулам солей. Различать и обозначать на письме заряды ионов и степени окисления элементов | Развивать умение классифицировать вещества, аргументировано излагать учебный материал, раскрывать причинно-следственные связи. | №21, упр.1-3 Составить формулы веществ, назвать вещества |
6 | Соли как производные кислот и оснований | Познакомить учащихся с составом и названиями солей. Начать знакомить учащихся с генетическими рядами металла и неметалла в статике (без реакций). | Состав и названия солей. Генетические ряды металла и неметалла в статике (без реакций). | Уметь составлять формулы солей, вести расчеты по формулам солей. Различать и обозначать на письме заряды ионов и степени окисления элементов. | Развивать умение выявлять общие черты и различия в составе солей | №21, упр.1-3 Подгото-вить задание соседу по парте, привести примеры веществ |
7 | Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Молекулярные кристаллические решетки. Ионные, атомные и металлические кристал-лические решетки | Дать понятие о межмолекулярном взаимодействии и молекулярной кристаллической решетке. Свойства веществ с этим типом решетки. Свойства веществ с разными типами кристаллических решеток, их принадлежность к разным классам соединений. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи | Межмолекулярное взаимодействии и молекулярная кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом решетки. Свойства веществ с разными типами кристаллических решеток, их принадлежность к разным классам соединений. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи | Уметь различать типы кристаллических решеток и виды химической связи , устанавливать их взаимосвязь, формулировать и интерпретировать закон постоянства состава | Совершенствовать умение осуществлять умственные операции анализа и синтеза, связывать свойства веществ с типом кристаллической решетки | №22, упр.1,4,5 Исходя из свойств определить тип кристаллической решетки |
8 | Чистые вещества и смеси | Дать понятие о чистом веществе и смесях. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека. Познакомить со способами разделения смесей | Чистые вещества и смеси. Значение смесей в природе и жизни человека. Способы разделения смесей | Уметь разделять смеси веществ, различными способами | Развивать умение формулировать определения и разъяснять смысл изученных понятий | №23, упр.2 Предложи способы разделения смеси |
9 | Массовая и объемная доля компонентов смеси, доля примесей | На основе сформированного в математике понятия “часть от целого” сформировать универсальное расчетное понятие “доля”. Отнести понятие “доля” к химическим веществам и рассмотреть такие разновидности его, как доля химического элемента в веществе, доля компонента в смеси, доля примеси | Понятие “доля”. Относить понятие “доля” к химическим веществам. Разновидности понятия “доля”: доля химического элемента в веществе, доля компонента в смеси, доля примеси | Уметь рассчитывать долю химического элемента в веществе, долю компонента в смеси, долю примеси | Развивать умение объяснять смысл понятий массовая и объемная доля компонентов смеси, доля примесей и проводить расчеты с использованием величин: доля химического элемента в веществе, доля компонента в смеси, доля примеси | №24, упр.1-3 Найди долю химическо-го элемента в веществе, составь задачу |
10 | Расчеты, связанные с понятием “доля” | Решение задачи упражнений на расчет доли и нахождение массы компонента смеси. | Алгоритмы решения задач и упражнений на расчет доли и нахождение массы компонента смеси. | Уметь рассчитывать долю химического элемента в веществе, долю компонента в смеси, долю примеси. | Развивать умение проводить расчеты с использованием величин: доля химического элемента в веществе, доля компонента в смеси, доля примеси; умение выражать одни переменные через другие | №24, упр.4-7 Найди долю компонен-тов в смеси, составь задачу |
11 | Расчеты, связанные с понятием “доля” |
Решение задачи упражнений на расчет доли и нахождение массы компонента смеси. | Алгоритмы решения задач и упражнений на расчет доли и нахождение массы компонента смеси. | Уметь рассчитывать долю химического элемента в веществе, долю компонента в смеси, долю примеси. | Развивать умение проводить расчеты с использованием величин: доля химического элемента в веществе, доля компонента в смеси, доля примеси; умения самостоятельно выполнять упражнения | №24, упр.4-7 Найди долю компонен-тов в смеси, составь задачу |
12 | Контрольная работа 3 | Осуществить контроль полученных знаний | Развивать умение организовывать свою учебную деятельность, контролировать и корректировать свою работу, культуру письменной речи |