Технологическая карта. Химия, 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Управление обучением в школе направлено на изучение качества образовательного процесса, повышение его результативности. Информационной основой и одновременно средством управления может стать технологическая карта учителя. Представленная технологическая карта направлена на формирование компетентностного подхода к изучению химии. Новым в ней является то, что кроме темы и целей урока:

  • определена система учебных целей и целей развития;
  • намечено содержание учебного материала;
  • указаны формируемые общеучебные умения и навыки;
  • определен объем и тип домашнего задания.

Разработанная технологическая карта является одной из форм тематического планирования, отражает проектирование хода образовательного процесса в классе. Сформулированные общеучебные умения и навыки позволяют учителю формировать у учащихся умение учиться. Она позволяет составить график диагностики базовых знаний и умений учащихся, общеучебных умений и навыков учащихся. Наибольшее внимание при работе по технологической карте необходимо уделять заданиям практического, практико-ориентированного характера. Домашнее задание направлено на отработку следующих умений учащихся: составлять формулы веществ и уравнения химических реакций, решать и составлять расчетные задачи, прогнозировать и определять свойств веществ. Обучение осуществляется по учебнику О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. В данной работе представлен только один раздел учебной программы “Соединения химических элементов”, на изучение которого отводится 12 часов учебного времени.

ТЕМА 3. СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (12 ч)

Должны знать:

  1. Понятие о степени окисления. Номенклатуру химических соединений на примере бинарных. Понятие об оксидах. Номенклатуру оксидов.
  2. Важнейшие представители оксидов в природе и жизни человека.
  3. Важнейшие представители оснований в природе и жизни человека.
  4. Состав, название, классификация и представители класса кислот. Сложные ионы на примере ионов кислотных остатков кислородных кислот. Различия между зарядом иона и с.о. элементов. Индикаторы. Общие черты и различия в свойствах веществ, относящихся к разным классам.
  5. Состав и названия солей. Генетические ряды металла и неметалла в статике (без реакций). Раскрывать известные причины многообразия веществ в природе.
  6. Межмолекулярное взаимодействии и молекулярная кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом решетки. Свойства веществ с разными типами кристаллических решеток, их принадлежность к разным классам соединений. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи.
  7. Чистые вещества и смеси. Значение смесей в природе и жизни человека. Способы разделения смесей.
  8. Понятие “доля”. Относить понятие “доля” к химическим веществам. Разновидности понятия “доля”: доля химического элемента в веществе, доля компонента в смеси, доля примеси.
  9. Алгоритмы решения задач и упражнений на расчет доли и нахождение массы компонента смеси.

Должны уметь:

  1. Уметь находить степени окисления по формуле вещества и составлять формулы бинарных соединений по степени окисления, записывать формулы оксидов по степени окисления и, наоборот, определять степень окисления по формуле. Производить расчеты с использованием формул оксидов.
  2. Уметь составлять формулы бинарных соединений, названия. Вести расчеты по формулам, характеризовать важнейшие соединения.
  3. Составлять формулы оснований, кислот, солей. Называть их, классифицировать. Вести расчеты по формулам кислот. Определять сложные ионы кислот, различать заряд ионов и степень окисления.
  4. Различать типы кристаллических решеток и виды химической связи, устанавливать их взаимосвязь, формулировать и интерпретировать закон постоянства состава.
  5. Разделять смеси веществ, различными способами.
  6. Рассчитывать долю химического элемента в веществе, долю компонента в смеси, долю примеси.
Тема занятий и содержание Изучаемые вопросы Ведущие дидактические цели Цели развития Домашнее задание
Должны знать Должны уметь
1 Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Сформировать понятие о степени окисления. Познакомить с началами номенклатуры химических соединений на примере бинарных. Дать понятие об оксидах. Закрепить на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений Понятие о степени окисления. Номенклатура химических соединений на примере бинарных. Понятие об оксидах. Номенклатура оксидов. Уметь находить степени окисления по формуле вещества и составлять формулы бинарных соединений по степени окисления, записывать формулы оксидов по степени окисления и, наоборот, определять степень окисления по формуле. Производить расчеты с использованием формул оксидов Развивать умение сравнивать, выявлять основу для классификации и классифицировать химические объекты; формировать умение объяснять последовательность действий при составлении формул №17, упр.1,2

Составить формулы

веществ по названию, назвать вещества

2 Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды, летучие водородные соединения Показать значение важнейших представителей оксидов в природе и жизни человека Важнейшие представители оксидов в природе и жизни человека Уметь составлять формулы бинарных соединений, названия. Вести расчеты по формулам, характеризовать важнейшие соединения Совершенствовать умения осуществлять умственные операции анализ и синтез на простейших объектах, наблюдать и объяснять; формировать умение объяснять последовательность действий при составлении химических формул №18, упр.1-6

Подгото-вить задание соседу по парте, привести примеры веществ

3 Основания Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса оснований. Продолжить формирование знаний об ионах на примере сложных ионов. Показать различие между зарядами ионов и с.о. Дать представление о качественных реакциях на примере щелочей Важнейшие представители оснований в природе и жизни человека Уметь составлять формулы оснований, называть их, классифицировать. Вести расчеты по формулам оснований Совершенствовать умения сравнивать вещества, выявлять общие черты и различия в составе оснований; умение проводить сравнение, формулировать вопросы №19, упр.1-6

Составить формулы

веществ, назвать вещества

4 Кислоты Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот. Продолжить знакомство со сложными ионами на примере ионов кислотных остатков кислородных кислот. Продолжить формирование знаний о различиях между зарядом иона и с.о. элементов, об индикаторах Состав, название, классификация и представители класса кислот. Сложные ионы на примере ионов кислотных остатков кислородных кислот. Различия между зарядом иона и с.о. элементов. Индикаторы.

Указывать общие черты и различия в свойствах веществ, относящихся к разным классам

Уметь составлять формулы кислот, называть их, классифицировать. Вести расчеты по формулам кислот. Определять сложные ионы кислот, различать заряд ионов и степень окисления Развивать умение связно и доказательно излагать учебный материал в устной и письменной речи, совершенствовать умение выявлять общие черты и различия в составе кислот №20, упр.1-5

Найди ошибки в предложенных вариантах

5 Соли как производные кислот и оснований Познакомить учащихся с составом и названиями солей. Начать знакомить учащихся с генетическими рядами металла и неметалла в статике (без реакций) Состав и названия солей. Генетические ряды металла и неметалла в статике (без реакций). Раскрывать известные причины многообразия веществ в природе Уметь составлять формулы солей, вести расчеты по формулам солей. Различать и обозначать на письме заряды ионов и степени окисления элементов Развивать умение классифицировать вещества, аргументировано излагать учебный материал, раскрывать причинно-следственные связи. №21, упр.1-3

Составить формулы

веществ, назвать вещества

6 Соли как производные кислот и оснований Познакомить учащихся с составом и названиями солей. Начать знакомить учащихся с генетическими рядами металла и неметалла в статике (без реакций). Состав и названия солей. Генетические ряды металла и неметалла в статике (без реакций). Уметь составлять формулы солей, вести расчеты по формулам солей. Различать и обозначать на письме заряды ионов и степени окисления элементов. Развивать умение выявлять общие черты и различия в составе солей №21, упр.1-3

Подгото-вить задание соседу по парте, привести примеры веществ

7 Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Молекулярные кристаллические решетки. Ионные, атомные и металлические кристал-лические решетки Дать понятие о межмолекулярном взаимодействии и молекулярной кристаллической решетке. Свойства веществ с этим типом решетки. Свойства веществ с разными типами кристаллических решеток, их принадлежность к разным классам соединений. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи Межмолекулярное взаимодействии и молекулярная кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом решетки. Свойства веществ с разными типами кристаллических решеток, их принадлежность к разным классам соединений. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи Уметь различать типы кристаллических решеток и виды химической связи , устанавливать их взаимосвязь, формулировать и интерпретировать закон постоянства состава Совершенствовать умение осуществлять умственные операции анализа и синтеза, связывать свойства веществ с типом кристаллической решетки №22, упр.1,4,5

Исходя из свойств определить тип кристаллической решетки

8 Чистые вещества и смеси Дать понятие о чистом веществе и смесях. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека. Познакомить со способами разделения смесей Чистые вещества и смеси. Значение смесей в природе и жизни человека. Способы разделения смесей Уметь разделять смеси веществ, различными способами Развивать умение формулировать определения и разъяснять смысл изученных понятий №23, упр.2

Предложи способы разделения смеси

9 Массовая и объемная доля компонентов смеси, доля примесей На основе сформированного в математике понятия “часть от целого” сформировать универсальное расчетное понятие “доля”. Отнести понятие “доля” к химическим веществам и рассмотреть такие разновидности его, как доля химического элемента в веществе, доля компонента в смеси, доля примеси Понятие “доля”. Относить понятие “доля” к химическим веществам. Разновидности понятия “доля”: доля химического элемента в веществе, доля компонента в смеси, доля примеси Уметь рассчитывать долю химического элемента в веществе, долю компонента в смеси, долю примеси Развивать умение объяснять смысл понятий массовая и объемная доля компонентов смеси, доля примесей и проводить расчеты с использованием величин: доля химического элемента в веществе, доля компонента в смеси, доля примеси №24, упр.1-3

Найди долю химическо-го элемента в веществе, составь задачу

10 Расчеты, связанные с понятием “доля” Решение задачи упражнений на расчет доли и нахождение массы компонента смеси. Алгоритмы решения задач и упражнений на расчет доли и нахождение массы компонента смеси. Уметь рассчитывать долю химического элемента в веществе, долю компонента в смеси, долю примеси. Развивать умение проводить расчеты с использованием величин: доля химического элемента в веществе, доля компонента в смеси, доля примеси; умение выражать одни переменные через другие №24, упр.4-7

Найди долю компонен-тов в смеси, составь задачу

11 Расчеты, связанные с понятием

“доля”

Решение задачи упражнений на расчет доли и нахождение массы компонента смеси. Алгоритмы решения задач и упражнений на расчет доли и нахождение массы компонента смеси. Уметь рассчитывать долю химического элемента в веществе, долю компонента в смеси, долю примеси. Развивать умение проводить расчеты с использованием величин: доля химического элемента в веществе, доля компонента в смеси, доля примеси; умения самостоятельно выполнять упражнения №24, упр.4-7

Найди долю компонен-тов в смеси, составь задачу

12 Контрольная работа 3 Осуществить контроль полученных знаний     Развивать умение организовывать свою учебную деятельность, контролировать и корректировать свою работу, культуру письменной речи