Урок-игра (расследование) в начальной школе. Тема: "Проверка орфограммы с непроизносимой согласной в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цель: алгоритм проверки орфограммы с непроизносимой согласной в корне слова.

1. Организационный момент.

- Сегодня я предлагаю вам провести необычный урок. Давайте устроим охоту на приведения

2. Создание ситуации успеха.

- Можете ли вы сказать, какой звук обозначает та или иная буква? (да)
- Хорошо, давайте поиграем в игру “Охота на звуки”. Я буду показывать вам букву в слове, а вы будете называть звук, который я буду показывать:

КОТЫ (показываю на одну букву) (буква О обозначает звук (а))
БРОВЬ (буква В обозначает (ф))
СДЕЛАТЬ (буква С обозначает (з))
ЛЁД (буква Д обозначает (т))
ГРУСТНЫЙ (буква Т не обозначает никакого звука)

3. Ситуация затруднения.

- Нет звука, а буква есть? Может, это ошибка? Как вы думаете?

(Это ошибка. Если звук не слышим , а буква есть надо как-то проверить. Чтобы проверить, надо проговорить этот звук в слове)

4. Постановка учебной задачи.

- Какой вопрос у вас возник? Надо ли писать букву, если звук не слышен и как это узнать? Как проверить эту странную орфограмму?

Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
И как писать – не ясно нам.

- Будем охотиться за приведениями!

5. Работа в группах.

- Попробуйте найти такой способ, при помощи которого можно проверить эту орфограмму, но сначала вспомните, что обозначает буква в слове. (Учатся работать в группах. Далее следует обсуждение, в ходе которого дети приходят к выводу).

Если в корне родственных слов есть такая фонема, значит, её нужно обозначать буквой и там, где она не слышится.

6. Проверка правильности версии.

Может быть, это только одно слово в русском языке, где есть звук – призрак? От данных слов образуйте слова, называющие признаки предмета:

область – областной
несчастье – несчастный
гигант – гигантский

- Запишите, произнесите, послушайте – есть ли во втором слове звуки – приведения? (Есть). В русском языке могут встречаться три гласных звука рядом. Некоторые звуки произносить подряд неудобно, поэтому один звук исчезает – не произносится. Их называют непроизносимыми согласными.

7. Способ проверки непроизносимых согласных.

- Кто знает секрет приведения? Как проверить слова с непроизносимой согласной? (Для этого нужно найти сильную позицию непроизносимого звука. Надо подобрать такие родственные слова, в которых у этого звука появляются другие соседи, и он слышится).

8. Тренировочные упражнения.

- Охотники за приведениями не могут обойтись без карты. Посмотрите, сразу в нескольких частях города появились сигналы о приведениях. Проверьте и отыщите непроизносимые согласные.

Звё(зн)ый
Се(рц)е
Че(сн)ый
Ле(сн)ой
Радо(сн)ый
Хру(сн)уло

Выполните задание.

Проверка: найдите слова с такими значениями.

Имеющий отношение к звёздам;
Весёлый;
Центральный орган кровообращения;
Небесное светило;
Добросовестность;
Затрещать

- Какое слово осталось? (Лесной)
- Есть ли в нём непроизносимая согласная? (Нет)
- Призраки решили поиграть с вами в прядки. Замените слово, называющее признак, словом-синонимом. Выполнить проверку.

Здешний житель – местный
Пасмурный день – ненастный
Печальная картина – Грустная
Правдивый ответ – честный

9. Итог урока.

- Найдите в тексте слова с непроизносимыми согласными:

У нас сегодня праздник. Мы победили неизвестные привидения.

- Как проверить эти непроизносимые согласные? Все ли из них можно проверить? ( Нельзя проверить орфограмму в слове ПРАЗДНИК). Как же проверяются орфограммы непроизносимой согласной? (Найти надо сильную позицию этой фонемы в родственных словах или посмотреть это слово в словаре)

_ Но самое главное - научиться находить орфограммы, в этом мы потренируемся на следующем уроке.