Цели урока:
- обобщить и закрепить знания о треугольниках, их свойствах, построение треугольников;
- способствовать развитию памяти, внимания, воображения, повышение мотивации обучения;
- воспитывать уважение друг к другу, взаимопонимание, уверенность в себе.
Оборудование: магниты, поле квадратное 3х3,Жетоны в виде треугольников, на которых написано “талант”, чертёжные инструменты, конус высказывания, пословицы, стих, конверты с заданиями, (они могут быть выполнены в виде слайдов, если использовать компьютер), “чёрный ящик”, обод на голову “Я - гений”.
Один ученик может самостоятельно выполнить задание прикладного характера, другой - творческого уровня, а третий – лишь с заданиями репродуктивного уровня. Важный стимул для ученика – элемент соревнования, т. к. проявляется активность и воля к победе.
За каждый правильный ответ ученик получает треугольник с надписью “талант”. В конце урока, по количеству “талантов” присуждается звание “Я – гений”. Оценивание учащихся производится по полученным “талантам”, в конце урока собираются тетради , где тоже можно оценить ребёнка.
Ход урока:
На доске записаны пословицы и высказывания:
“Без муки нет науки”.
“Была бы охота – заладится всякая работа”.
“Набирайся ума в учении, а храбрости в сражении”.
“Математика – гимнастика ума”.
“Величие человека в его способности мыслить”.
Ученикам предлагается прочитать и выбрать понравившуюся.Некоторые учащиеся зачитывают и объясняют: почему выбрали именно эту и как они её понимают. Каждый записывает в тетрадь ,ему понравившуюся.Она и станет его девизом урока .А для учителя предлагаю девизом древневосточную притчу: “Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, вовлеки и я научусь!”
Поле игры состоит из 9 клеток. Первая клетка с заданием открывается по жребию представителя от ряда в классе (Соревнование можно проводить по рядам в классе, командам.).У нас 2 ряда парт. Каждое следующее задание открывает те, у кого на ряду получено больше “талантов”.
“ А ну-ка, рассмотри!” | “Измеряй, но проверяй!” | “7 раз измерь!” |
Эрудит | “Восстанови” | “Блиц” |
“Чёрный ящик” | SOS | “Вспомни” |
Использованная клетка закрывается либо Х либо 0. Х, если больше “талантов” у ребят из 1 ряда, 0 – у ребят из 2 ряда.
Содержание заданий:
1.” А ну-ка, рассмотри!” (устно. Смотри ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
2. “Измеряй, но проверяй!”(стр. 38 №120 или № из стр. 41 учебника).
3. “7 раз измерь!” (практическое задание. Каждому ученику выдаётся треугольник. Задание: Проведя соответствующие измерения , постройте треугольник. Предполагается, что ученики выполнят задание, используя изученные способы построения: по 3 сторонам, по стороне и 2 углам, по 2 сторонам и углу. Трое учеников показывают способы на доске.)
4.Эрудит. (Треугольник Рело, сообщение. Газета “Математика”, № 3 2006 г. Стр. 21).
5.”Восстанови” (шуточные теоремы: - Если в школе тепло, то углы при основании равнобедренного треугольника равны.
- Если в треугольнике углы при основании равны, то вечером будем играть с друзьями в лапту.)
6. “Блиц”. (Категории вопросов: треугольники и их элементы; cоотношения между сторонами и углами Треугольника; признаки равенства треугольников)
Вопросы:
- В треугольнике CDE отрезок CD провели так, что угол DME прямой. Как называется отрезок DM?
- Могут ли биссектрисы двух углов треугольника быть взаимно перпендикулярными?
-Один из углов треугольника тупой Каковы два остальные?
-Можно ли из проволоки 20 см согнуть треугольник, одна сторона которого 10 см ?
- Стороны одного треугольника 30 см, 40 см, 0,5 м .Стороны другого треугольника 3 дм, 4 дм, 5 дм. Равны ли эти треугольники и почему?
- Сколько пар равных углов нужно найти, доказывая равенство треугольников
А) по определению (3)
Б) по первому признаку (1)
В) по 2 признаку (2)
Г) по 3 признаку (ни одной)
7. “Чёрный ящик” (отгадай, что за предмет лежит в “чёрном ящике”?Это предмет, который состоит из: отдельная игровая партия (КОН) + множество роговых пластин (УС). ИТОГ- КОНУС.)
8.SOS.(можно предложить тест на заполнение пропусков в утверждениях и формулировках определений.
1) Сумма углов треугольника равна….
2) В треугольнике против большей стороны лежит… угол
3) Внешний угол треугольника равен сумме двух углов треугольника,… с ним.
4) Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30 градусов , равен…
5)Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла, называется…
Заданий можно добавить по усмотрению учителя.
9. “Вспомни”. (Приложение 2)
ИТОГ УРОКА: подсчитываются “таланты”, присуждается звание “Я-ГЕНИЙ”. Здесь же выясняют, чей ряд учеников победил по количеству, полученных жетонов. Спросить у учеников, что интересного было на уроке. Попросить начать со слов: “Я знаю, что…”, “Я хорошо знаю, что…”.
Урок закончить словами С. Я. Маршака:
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Вы в поход отправляйтесь смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Вы не бойтесь, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.