Урок-путешествие в мир химии "Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами"

Разделы: Химия


Задачи:

  • провести первоначальное знакомство с кабинетом химии школы, с химическим оборудованием, химическими веществами.
  • через химические опыты расширить представление о химии, как о науке.
  • эстетическое воспитание, основанное на приведенных примерах в стихах.
  • пробудить познавательный интерес к науке химии.

Оборудование: В зависимости от выбранных учителем занимательных опытов.

Ведущие: учащиеся 10-х классов – 3 человека.

Ход мероприятия

Ведущий: Дорогие ребята, сегодня вы впервые вошли в кабинет химии. Мы пригласили вас в химический кабинет школы по нескольким причинам. Во-первых, эта неделя в школе посвящена предметам химии, физики, и биологии. Эти предметы можно объединить одним понятием – естественные науки, то есть науки, которые изучают мир живой и неживой природы, процессы и явления, происходящие в нем. Следовательно, вторая причина присутствия вас здесь – это первое знакомство с наукой химией, которая в школе изучается с 8-го класса. Эта наука помогает человеку создавать лекарства, изготавливать различные виды тканей для одежды, заменять металлические детали на пластмассовые, натуральные продукты на искусственные и многое другое.
Пригласив вас в гости на час занимательной химии, мы хотим показать вам интересные химические эксперименты, которые осуществят для вас ребята10-х классов.

Что же это за наука – химия. Ее знают повсюду: на заводах и фабриках, стройках и медицинских учреждениях, на книжных полках и в быту. Она помогает создавать машины и станки, свехпрочные металлы и стекло, выращивать высокие урожаи. Она хозяйкой вошла в наш дом, одела нас в красивую, нарядную одежду.

Всюду она творит чудеса.

Ученик 1. В чудесах химических я уже остер,
Без огня, без спичек разведу костер.
Возьму в руку палочку, к горелке прикоснусь,
Пламя вдруг появится, гори, раз я хочу!

(1-2 г. KMO4 растереть в ступке, прилить несколько капель концентрированной H2SO4, размешать стеклянной палочкой. Прикасаться по очереди к трем спиртовкам.)

Ученик 2. Улыбнитесь поскорей, улыбнитесь веселей.
Мы, сегодня открываем наше фотоателье.
Мы готовы приступить к непростой работе –
Моментально получить можем ваше фото.

Вот на этот чистый лист посмотри внимательно –
Веселее улыбнись – это замечательно.

(Направляет объектив фотоаппарата на вызванного по желанию к доске ученика.)

Этот снимок проявить, мы сумеем запросто,
Сбрызнем фотографию из пульверизатора.

(На предварительно нарисованную фенолфталеином и высушенную фильтровальную бумагу, брызгает раствором NaOH из пульверизатора)

Ученик 3.Вот еще одно развлечение:
Кто даст руку на отсечение?
Жалко руку на отсечение?
Тогда нужен больной для лечения.

(подходит больной ученик)

Оперируем без боли, правда, будет очень много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.
Помогите ассистент, дайте йод.

Ассистент: Один момент.

(Подает колбу с раствором FeCl3, 100 мл, 3% - ного раствора)

Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно.

(Смачивает вату в “йоде” и мажет руку ученику)

Ученик 3. Не вертитесь пациент,
Нож подайте, ассистент!

(Берет тупой нож, смачивает его в колбе с раствором роданида аммония или калия и “режет” тупой стороной ножа по руке)

Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода
Но сейчас я вытру руку – от разреза – ни следа.

(Кровь смыть ватным тампоном, смоченным в растворе фторида натрия)

Ученик 1. А сейчас друзья для вас по истории рассказ.
Рано утром, на рассвете спали горожане,
Вдруг из кратера вулкана показалось пламя.
Гул и грохот. Через жерло льют потоки лавы.
Так под лавой и пол пеплом погиб город славный.
Покажу вам, как сумею гибель города Помпеи.

( Вулкан. В колбу (100 мл) с отпиленным горлышком насыпать20-30г. (NH4)2Cr2O7. Обмотать асбестом или песком в виде конуса. Нагревать снизу горелкой (замаскировать)

Ученик 2. А хотите вы увидеть бурю?
Сказку про “двенадцать месяцев” помните вы все?
Кто напомнит нам сюжет?…

(Ребята рассказывают, что за короткое время сменилось 4 времени года.)

Вот и мы сейчас совершим такое чудо.

Ученик 3. А вот еще один фокус.
Дайте, ребята платок носовой.
Зажгу я его, погорит он немного.
А потом я верну его целиком.

(Платочек смочить незаметно в воде, отжать, затем в спирте, отжать. Взять щипцами, зажечь от спиртовки)

Ученик 1. Жарко здесь, хочу я пить.
У кого б воды спросить?
Вот водичка, а вот молоко,
Получилось очень ловко,

(В стакан с раствором соли серной кислоты прилить раствор соли содержащий ионы бария)

А секрет узнать легко,
Когда познакомитесь с химией.

(Подает стакан с “молоком” ассистенту)

Стоп, не пейте, погодите, чтобы не было беды,
В этом странном кабинете, есть серьезные запреты.
Все запомните друзья, здесь ни пить, ни есть нельзя.

Ученик 2. Еще у нас есть чудо - дивное.
На первый взгляд обычные веревочки отличные,
А как только друг к дружке их поднести,
Начинают они туман плести.

( Веревочки лежат в чашках с небольшим количеством растворов NH4OH (конц) и HCl (конц). Берем веревочки двумя щипцами и сближаем на 1 см.)

Ведущий: Наше время истекло. Но мы вам показали не все, что умеем. Этому всему и вы научитесь в будущем, если с увлечением будете изучать самую интересную науку – химию.

Вот и закончился наш занимательный час. Интересные секреты скрыты в этом кабинете. Когда-то людей, которые занимались химией, называли волшебниками, чернокнижниками. В наш век любые чудеса может объяснить химия.

Будем химию учить,
Будем химию любить,
Потому, что нам друзья,
Жить без химии нельзя.

На память о мероприятии обучающимся выдается разрешение на посещение кабинета химии в 8 классе в виде паспорта с правилами поведения в кабинете.