Интеллектуально-спортивная игра "Мы помним о войне"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В целях воспитания патриотического сознания с учащимися проводится самая разнообразная работа. Одной из удачных, на наш взгляд, является такая воспитательная работа, которая основывается на деятельностном подходе. Наиболее эффективно реализует такой подход и выполняет задачи воспитания интеллектуально- спортивная игра. Предлагаем методическую разработку одной из таких игр.

Целью интеллектуально – спортивной игры является формирование гражданско - патриотических качеств на основе духовных ценностей и роли России в судьбах людей.

Достигается эта цель через решение следующих задач:

  • развитие у учащихся интереса и уважения к истории родной страны,
  • развитие творческих способностей учащихся,
  • включение учащихся в социально - значимую деятельность, посвященную празднованию Дня Победы и т. д..

Структура внеклассного занятия

  1. организаторский момент
  2. ход мероприятия
  3. подведение итогов
5 минут

1ч.10 минут

10 -20 минут

Организатор мероприятия: учитель физической культуры, обж, музыкальный работник.

Подготовка к мероприятию:

Для музыкального оформления берутся фонограммы.

Зал оформляется рисунками детей, портретами, висящими макетами самолетов, ракет и т.д., высказываниями полководцев, различными репродукциями и т.д.

Для проведения игры потребуется: бумага, карандаши, фломастеры, мишени, 9 - дротиков, портреты, рисунок самолета, планера, дирижабля и воздушного змея.

I.Организационный момент

В зал под музыку входят гости, члены жюри и желающие.

II. Ход мероприятия.

Дорогие наши ветераны Великой Отечественной войны, рожденные в 20-х, юность встретившие в 30-х, в 40-х воевавших. Все оставшееся время учившиеся, строившие, любившие, растившие детей, завещавшие нам жить!

К вам обращаемся мы , рискнувшие постичь суть вашего поколения победителей, и рассказать вам о вас. Рассказать тем немногим, что ныне живы и здравствуют, рассказать, чтоб воскресить перед вашим мысленным взором все, что дорого и свято. Мы хотим воздать должное вашему поколению, чтоб хоть этим немногим отблагодарить за любовь к Родине, честью которой вы дорожили, за любовь к людям, жизнь которых вы защищали, за свет ваших душ, за мудрость и доброту.

И пусть наша игра будет обращена ко всем, обязанным вам жизнью, чтобы помнили…

1солдат.

Война? Война! Любой из нас,
Еще живых людей,
Покуда жив, запомни час,
Когда узнал о ней.
Война ….

2 солдат.

Родина!
Пламя ударило в небо
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: “ Вставайте на помощь…”
Родина.

1 солдат.

Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя-
Великой Армии простой солдат.

2солдат. Прошло много лет стой победной поры , с того последнего военного дня, но не тускнеет от времени память о подвигах героев. “ 9 мая” - праздник необычный. всякий праздник – это, прежде всего радость, веселье, смех . Необычность дня в том, что радость переплетается с горем, смех –со слезами, праздничные букеты соседствуют с траурными венками.

1солдат. День Победы – в этот день мы вспоминаем о жуткой цене, заплаченной за нее,- о миллионах человеческой жизней, а ценнее жизни человека нет ничего в мире. А ведь это были наши родственники или ровесники. Нам надо знать и помнить о своих дедах, прадедах: как они жили, воевали , трудились, о чем думали, мечтали.

2солдат. Свою беззаветную любовь к Советской Армии наш народ выразил в стихах и песнях, прекрасных полотнах художников, памятниках – мемориалах.

1 солдат. Сегодня у нас в гостях дорогие нам люди .Это участники боевых сражений, труженики тыла и те , кто во время войны был еще ребенком, но помнит и пережил на себе тяготы военных лет.

И мы посвящаем нашу интеллектуально – спортивную игу тем, кто увековечил в памяти народа прошлое и настоящие Советской Армии.

Представляем наше жюри ( подшефные ветераны или члены их семей, шефы ФСБ ) предлагаем присесть за стол.

Затем под музыку Ю. Чичкова , слова Л. Кондрашовой.

На сцену выходит команда моряков в их исполнении звучит песня “ Баллада о неизвестном матросе ”. Как только музыка смолкает, дается команда: “на месте стой! На-пра-во! Раз- два! ” Команда выстраивается друг за другом.

Ведущий. (обращение к болельщикам) Ребята, кто нас приветствовал песней?

Все. Моряки.

1солдат.

На ремне сверкает пряжка
И блестит издалека.
Полосатая рубашка
Называется…

Все. Тельняшка!

2солдат.

А матросская фуражка
Не имеет козырька.
Называется фуражка…

Все. Бескозырка моряка!

Маршем под речитатив загадки на сцену выходит команда танкистов.

Танкисты.

Ползет черепаха,
Стальная рубаха,
Враг - в овраг,
И она там, где враг.

Танкисты выстраиваются в колонну друг за другом.

1солдат. (обращается к болельщикам) Ребята кто назовет отгадку?

Все. Танк.

2солдат. Верно, нас приветствует команда танкистов!

К.команды.

Танк стоит
На постаменте
Шесть десятков лет назад
Здесь, где с моря
Дует ветер,
Защищал он Ленинград.
На его граненой башне
Блещет красная звезда.
Экипаж его бесстрашный
Села брал и города.

Под фонограмму: (гул самолетов, падающих бомб ) выходит команда летчиков и занимают свое место.

к. летчиков. Мечтается мальчишкам,

команда. Мальчишкам, Мальчишкам,

к. летчиков. Подняться выше неба, Героями стать.

команда. Мечтается мальчишкам Высокие полеты-

к. летчиков. Товарищи пилоты, Поймите вы ребят!

Первый этап соревнований приветствие. В приветствии обосновывают выбор названия команды, обращаются с речью к болельщикам( 1-3мин.).

Ведущий. Танкисты, летчики, матросы!

В каждой воинской части есть военные корреспонденты, которые рассказывают о буднях солдатской жизни, военных учениях. В суровые военные годы они поведали нашему народу о великих ратных подвигах советских войнах.

Командам предлагается задание: выпустить боевой листок, обязательный элемент оформления : красная звезда, знамя под которым воевали их деды, стихи или песни о войне.

Каждая команда выбирает корреспондента и помощника. Они идут к столам. Берут бумагу, карандаши, и т.д. приступают к работе.

Ведущий. В боях побеждает не только мужество, отвага, героизм бойцов, но и военная техника. Конструкторы создавали военные самолеты, танки, торпеды, ковали победу над врагом в Великую Отечественную войну.

Чтобы стать конструктором, человеку надо много учиться. Но создавать простейшие модели военной техники способны многие ребята.

Командам объявляется задание: сделать из бумаги три модели, а какие вам подскажут болельщики. Для этого им предстоит отгадать загадки.

1солдат.

Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым- белым
На бумаге голубой.
Сам рисует, сам поет.
Что же это? ( хором) …Самолет!

2 солдат.

По волнам плывет отважный,
Не сбавляя ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое? …. Пароход.

1солдат. Последняя загадка самая трудная. Ответ принесет команде дополнительное очко.

Воробей улетел,
Гнездо осталось.
Что такое? ...Пуля.

Ведущий. Верно пуля вылетела из пистолета или револьвера- именно модель этого оружия предстоит сделать. И так, конструкторам необходимо сделать модели самолета, парохода, пистолета.

Каждая команда выбирает по 2-4 конструктора. Они идут к столам, берут необходимый материал и инструменты и приступают к работе.

2солдат.

Седой солдат расскажет внукам
Про эту быль своих времен.
Как он, герой, да маршал Жуков
Из Польше гнали немцев вон.

И разъяснит, как по уставу,
Куда, какой врезался клин,
Когда взята, была Варшава
И встал на очередь Берлин.

Ведущий. Сколько юных бесстрашных героев воспитала родная страна. В годы Великой Отечественной войны многие наши ровесники становились героями. Писатели и поэты увековечили их имена и подвиги в книгах, художники донесли до нас их образы. И у нас в городе Омске были изданы три тома книги с названием “солдаты ПОБЕДЫ” где увековечил имена 50319 фронтовиков, принимавших непосредственное участие в боевых действиях.

Простых русских солдат вели в бой против фашистских захватчиков прославленные генералы.

Следующее задание командам: подойти к портретам наших героев, выбрать маршалов и генералов которых они знают, рассказать о подвиге, которые они совершили. Командам могут помогать болельщики.

Солдаты подходят к портретам великих полководцев маршала Г. К. Жукова, К.К. Рокоссовского и т. д.

Ребята выполняют задание, жюри оценивает ответы команд.

Ведущий. Молодцы ребята! Хорошо знаете подвиги полководцев героев войны. А сейчас наши корреспонденты покажут зрителям и жюри боевые листки, которые они нарисовали. Ребята могут рассказать о своих работах. Оценивают это задание будут болельщики , балы отмечают на табло.

Ведущий. Командам – построится! Конструкторы представляют боевую технику! Задание матросу – продемонстрировать изготовленную модель и рассказать о военных кораблях, о морских сражениях.

Матрос показывает свою работу. Он может рассказать о военных сражениях на морях о подвигах матросов и т. д.(оценивается жюри)

1солдат. Проведение соревнований с военной техникой, изготовленной конструкторами Задача соревнующихся: провести “корабль ”от “ бухты ”до “ мыса”,обогнуть его и вернуться в “бухту”. Как только “корабль ”достигнет “бухты ”, играющий передают другому. Чья команда быстрее справится с заданием, та и выигрывает.

Капитан, взяв в руки корабль, выстраивает игроков на линию старта. Надо пройти по лежащим гимнастическим палкам, расположенным в длину хаотично неся корабль (на ладони).

Доходят до флажка огибают его и возвращаются обратно, передают кораблик второму играющему и т. д. За срыв с палки одной или двумя ногами дается штраф. По окончанию соревнований жюри подводит итоги.

Ведущий. После веселого старта необходима передышка .Посмотрим , как приготовила команда моряков домашнее задание “На отдыхе” Моряки под музыку исполняют танец, выступление длится не более 3-5м.

Ведущий. Следующая модель – самолет- представляет летчик.

Летчик показывает модель, рассказывает о авиаконструкторах, о подвигах летчиков в годы Вов, называет кинофильмы о летчиках. (оценивается жюри)

2 солдат.

Наши авиамодели,
Точно голуби, взлетели,
Над полями полетели,
Над лесами поднялись.

1 солдат. Любой летчик должен уметь водить самолет. Проводиться соревнование “Полет на ядре”.Задача играющих оседлать “ ядро-самолет”(воздушный шарик)зажать его между коленок (придерживать руками). По сигналу в таком положении они должны проделать путь до поворота и вернуться обратно. Затем самолет передается следующему игроку и так далее, по окончанию игры подводиться итоги жюри.

Не забывайте, что при неосторожном обращении с в. шариком, имеют свойства взрываться. Если шар-самолет лопнет, то команда выбывает из игры.

Д/з исполнение песни из кинофильма “ В бои идут одни старики”.

Ведущий. Модель ручного огнестрельного оружия представляет танкист.

Рассказывает о конструкторах о видах ручного оружия, кому принадлежит.(ответ оценивают)

2 солдат. Задача любого солдата – стрелять без промаха. Проведем соревнование “ Меткий снайпер”. Задача игроков: дротиками попасть в цель. Чья команда наберет больше очков, та и победила. На стене укрепляются три мишени. Капитану дается по три дротика, каждый из них встает на расстояние 1-2 м. от мишени и бросают в цель. Затем дают следующему игроку и т. д. Чья команда справилась быстрей с заданием и при этом набрала больше всего очков та и победила.

Д/ з “ Строевая подготовка” показывает команда танкистов.

(ребята под музыку показывают строевые упражнения и т.д.)

1солдат.

Сейчас – час больших секретов,
Сто вопросов – сто ответов.
Все готовимся к нему,
Отвечать на “ почему?”

Ведущий. Объявляется следующий конкурс- состязание эрудитов. От каждой команды выбирается по одному эрудиту. Им задают по одному вопросу. В случае затруднения с ответом эрудитам помогают члены команд и болельщики.

1 в. морякам. Почему и какие названия даются эскадренным миноносцам? “ Отважный, Смелый и т. д.”

2в. летчику. Инженер увидел, как летит, бумажный голубь и сказал, “ идея!” После этого в небе появился аппарат, очень похожего на парящего в небе бумажного голубя. Какой это аппарат?

Если затрудняются можно показать картинку.(на ней изображены дирижабль, планер, воздушный змей, самолет) Какой аппарат появился на небе? (планер)

3в. танкистам. Какие марки танков вы знаете и почему его называют все могущем ? (т-134и т.д.)

Всем. Какое самое сильное оружие на Земле? (мир)

Ведущий. Совершенно верно мир, который охраняют наши солдаты.

2солдат.

И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках
Памятник Советскому Солдату
С девочкой спасенной на руках.

1солдат.

Он стоит, как символ нашей славы!
Как маяк, святящийся во мгле.

1- 2солдаты. (хором)

Это он солдат моей державы,
Охраняет мир на вей Земле.

III. Подведение итогов

Ведущий. На этом наша игра окончена, слово предоставляется нашему уважаемому жюри. Команды награждаются грамотами и сладкими призами соответствующих их названию. Некоторые ребята получают специальные призы “ За волю к победе”, “За лучший результат на этапах”

Для команды победителей исполняется военный танец с боевым оружием шефами.

Под песню “ День Победы” команды проходят круг почета.

Приложение 1.