Интеллектуальная игра с использованием устного народного творчества "Икибук"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

  1. Расширение кругозора школьников.
  2. Развитие логического мышления через использование малых жанров устного народного творчества.
  3. Воспитание любви и уважения к прошлому своего народа, к своим предкам.

Оформление:

  • стол оформлен в виде игрового поля- яркая скатерть;
  • угол классной комнаты оформлен в виде русской горницы:
    • стол,
    • лавка,
    • самовар,
    • самотканая дорожка;
  • во втором углу музыкальные инструменты:
    • баян,
    • балалайка,
    • бубен,
    • труба,
    • гармонь,
    • гитара,
    • барабан.

Реквизит:

3 поролоновых кубика разного цвета, на каждой стороне нарисовано определенное количество точек от 1до 6;

  • плакат с названием областей знаний;
  • музыкальные инструменты;
  • веревочки для косичек- 3 комплекта ;
  • бумага, ножницы, карандаш- 3 комплекта;
  • карточки с пословицами, загадками - 3 комплекта;
  • 3 листа бумаги с точками, изображающие контуры животных;
  • шкатулка с предметами: гребень, полотенце, игла;
  • плакат “Тайны природы”, картинки с изображением птиц: клест, ворона, воробей, дятел;
  • картинки с изображением растений: береза, ландыш, рябина, василек, осина, одуванчик, черемуха, колокольчик.

Звучит русская народная музыка.

Ведущий

“Добрый день!”- говорю вам сегодня.
“Добрый день!”- я приветствую вас.
И хоть в классе вас меньше сотни-
Каждый должен ответить сейчас.
Играть вы любите, друзья?
Хором отвечайте!

Дети. Да!

Ведущий

Много игр есть на свете
Все известны ли вам, дети?

Дети. Да.

Ведущий

Много игр есть на свете
Все известны ли вам, дети?

Дети. Нет.

Ведущий

“Два Мороза”, “Горелки”, “Поле чудес” название знакомы?

Дети. Да.

Ведущий

А может вспомните игру с названием “Икибук”?

Дети. Нет.

Ведущий

Между тем она проста,
Если вслух читать с хвоста.
Как только буквы вы прочтете,
Так сразу слова назовете.

Дети (хором). Кубики.

Ведущий

Почему игра называется “Икибук”, а не просто “Кубики”? потому что игра в обычные кубики слишком простая , а в нашей игре под названием “Икибук” задания потребуют вашей смекалки, сообразительности и находчивости.

Итак, сегодня в интеллектуальной игре под названием “Икибук” принимают участие 3 команды ( “Жар- птица”, “Гуси- лебеди”, “ Журавушка”). Их возглавляют капитаны (имена детей).

Команды составляются заранее.

Надеюсь, участники готовы продемонстрировать нам, насколько они сильны, умны и эрудированны, ведь именно эти качества будет оценивать наше сказочное жюри. Знакомьтесь! Царь, его дочь- Забава и всем нам известная, но совсем не страшная Баба-яга.

Василиса Премудрая . она для вас приготовила вопросы.

Правила игры следующие: каждая команда получает кубик своего цвета, на котором со всех сторон отмечено разное количество точек ( от 1 до 6).

По моему сигналу представители от каждой команды, подходят к игровому полю бросают свой кубик. Мы считаем только те точки, которые находятся на верхней стороне кубиков, и складываем их. Полученное число определит для игроков область знания, из которой будут даны задания или вопросы.

Ознакомьтесь, пожалуйста, с областями заданий.

Вывешивается плакат:

5- математика

6- русский язык

7- труд

8- литература

9- изо

10- окружающий мир

11- конкурс капитанов

12- музыка

- музыкальная пауза

Если выпадет два раза подряд одна и та же область, игроки делают новый ход. Игра продолжается 40 минут. Как только время истечет, мы подведем окончательные итоги игры. Внимание!

“Икибук” мы начинаем, кубики уже бросаем!

Представители команд бросают кубики. Ведущий определяет область, дает задания из нее. Команды по очереди отвечают. Ведущий оглашает правильный ответ и подводит итоги. Игра продолжается дальше.

Русский язык

1 задание “Четвертая лишняя”

1 команда

Проси много, а бери, что дают.

Терпение и труд все перетрут.

За терпение дает Бог спасенье.

На хотенье есть терпенье.

2 команда

Не родись красивой, а родись счастливой.

Счастье в оглобли не впряжешь.

Счастье вольная пташка: где захотела, там и села.

Под гору вскачь, а с горы хоть плачь.

3 команда

У скупого и в крещенье льду не выпросишь.

Огня в займы не выпросишь.

Сделав худо, не жди добра.

В могилу глядит, а над копейкой дрожит.

2 задание “Вспомните и восстановите полный текст загадки”

1 команда

Без рук, … ,а рисовать умеет.

2 команда

… , без топоренка построена избенка.

3 команда

В воде купался, … .

3 задание “Ситуацию замените пословицей”

1 команда

Решала девочка головоломку и никак не могла решить. Прибежала к подруге: “Давай вместе!” Подумали и решили. Какая пословица припомнилась при этом?

( Ум хорошо, а два лучше.)

2 команда

Удил Коля рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной. Он подсек, тащит, вдруг видит на другой клюет. Бросил он первую удочку - и к другой. На другой сорвало. А пока побежал к первой, рыба с крючка ушла. ( За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.)

3 команда

Светлана села за уроки, но увидела в окно подруг и попросила у матери разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Светлане? (Кончил дело - гуляй смело.)

Математика

1 задание “ Задачи”

1 команда

В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски - их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то отрубали половину. Тоже деньги! Внимание, вопрос! Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? Отсюда и пошло название денежной единице. Это денежная единица России и сейчас. (Эту серебряную часть бруска называли рублем.)

2 команда

При царе Иване 4 были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке.

Внимание, вопрос! Как назывались эти монеты? Отсюда и пошло название современной денежной единицы России. ( Такие монеты назывались копейками.)

3 команда

Известно, что 10 единиц составляют один десяток, 10 десятков - сотню, 10 сотен – тысячу и т.д,

Мы видим, что число 10 играет большую роль. Почему именно число 10, а не другое?

( Потому что на наших руках 10 пальцев. Именно руки были одним из первых “аппаратов” для счета у древнего человека, а пальцы - первой счетной “машинкой”.)

2 задание “ Вставьте пропущенные слова в пословицы и поговорки”

1 команда

1._______ медведя в одной берлоге не уживутся.

2. Не имей_______ рублей, а имей сто друзей.

2 команда

1. ________ за всех, все за одного.

2. ________ кошки в одном мешке дружбы не заведут.

3 команда

1._______ раз отмерь, один раз отрежь.

2._______ голов – сто умов.

Окружающий мир

Заглянем в тайны природы.

В степях родных, лесах,
Где все нам с детство мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила.
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

1 задание

Вопросы вам приготовила Василиса Премудрая.

1 команда

Каждое дерево полезно и красиво . Это дерево – символ России, еще в стародавние времена его называли деревом четырех дел: мир освещать, крик утешать. Чистоту соблюдать, больных исцелять. Нет дерева, которому бы так повезло в фольклоре, и в музыке, и в литературе, как этому.( Береза)

2 команда

Этот чарующий, загадочный цветок с тонким ароматом, слегка кружащим голову. По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли цветы - символ чистоты, любви и грусти.

Этот цветок- спаситель человеческих жизней. Препараты применяют для лечение сердечно- сосудистой системы. Но они не только полезны, но и ядовиты. Сейчас этот цветок числится в списке растений, которым грозит гибель. ( Ландыш)

3 команда

Этот цветок считался одним из лучших для плетение венков. Венки развешивали в избах, чтобы не заводились сверчки. Прекрасный медонос, ни шмель, ни пчела не пронесутся мимо него. Является элементом орнамента в народной вышивке, глее мастерицы изображают их с колосьями ржи. (Василек)

2 задание “По словесному портрету узнать кто это?

1 команда

Лазит по веткам, как попугай: и лапками, и клювом цепляется; вниз и хвостом, и головой повиснет- ему все ровно. Он занят одним- вылущивает из шишек семена. А для этого нижняя и верхняя и верхняя половинка его клюва перекрещиваются на концах. ( Клест)

Василиса Премудрая

А почему так назвали- клест?

( название птицы клест произошло от старого русского слова “клестить”, что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”. Клюв у этой птицы загнут крест- накрест, он как будто сжат, сдавлен. От слова “клестить” произошло и слова “клещи”, их передняя часть тоже сжата, сдавлена.

2 команда

У этой птице крупное продолговатое туловище, большие и сильные лапы. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой; горло и крылья черные, а остальное оперение серое. (Ворона)

Василиса Премудрая

А почему ворона?

А что эта за птица серая прилетела на выращенное зерно?

Вор – она! Вор – она!- кричали люди. Отсюда и название.

3 команда.

У этой птицы красное пестрое оперение: верх тела черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые пятна, темя красное. Клюв прочный и острый. (Дятел)

Василиса Премудрая

Почему так говорят?

Здоровое дерево дятел не долбит. (Пословица)

Изо

1 конкурс “Волшебные точки”

Представителям команд необходимо соединить точки на предложенном рисунке. Кто быстрее выполнит задание?

1 команда “Корова”. Определите принадлежность к сказке.

2 команда “Коза”. Определите принадлежность к сказке.

3 команда “Медведь”. Определите принадлежность к сказке.

2 конкурс “Какая пословица подходит к рисунку?”.

Труд

Загадка:

Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает. (Снег)

- А что такое снег? (Это много, много красивых снежинок; они падают и падают с высоты на землю, на деревья – чистые, хрупкие, сверкающие.)

1 конкурс “Снежинки”

Кто быстрее и красивее вырежет из бумаги снежинку.

2 конкурс “Коса-девичья краса”

- Гордость Варвары- красы? (Коса)

Сплести косичку из тесьмы. Время на выполнение 30 секунд. У кого коса окажется длиннее.

Литература

Поговорим о сказках.

Василиса Премудрая

-У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец
Народ – хитрец, народ – мудрец,
В нее мечту свою вложил
Как в золото ларец.

- Что побеждает в сказках?
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.

1 задание

- Я вам буду задавать вопросы , а вы должны быстро отвечать.

1 команда.

  1. Жилище Бабы – Яги? (Избушка на курьих ножках)
  2. Имя мальчика, которого унесли гуси – лебеди? (Иванушка)
  3. Как звали героя, который поехал к царю на печке? (Емеля)
  4. Палочка … (Выручалочка)
  5. Змей… (Горыныч)
  6. Гусли…( самогуды)

2 команда.

  1. Кто обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)
  2. Кто не послушался своей сестры и превратился в животное? (Иванушка, козленочком)
  3. Былинный богатырь из города Мурома? (Илья)
  4. Крошечка…(Хаврошечка)
  5. Скатерть…(самобранка)

3 команда

  1. Аппарат, на котором Баба – Яга совершает полеты? (ступа)
  2. Какое настоящее имя у царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
  3. Кто был отцом Василисы Премудрой? (Кощей Бессмертный)
  4. Ковер…(самолет)
  5. Сапоги…(скороходы)
  6. Меч…(кладенец)

2 задание “Волшебная шкатулка”

Василиса Премудрая

В этой шкатулке находятся предметы, вы должны отгадать и определить принадлежность того или иного сказочного предмета к сказкам.

1 команда

С помощью этого предмета, находящегося внутри шкатулки, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея-персонажа русских сказок. (Игла)

2 команда

На стене висит, болтается, за него всяк хватается.

( Полотенце- превращается в реку во многих сказках.)

3 команда

Зубов много,
А ничего не ест

(Гребень - превращается в густой лес.)

3 задание “Сочиним сказку”

Сказка про ________.

Шел _________. По дороге он нашел __________, взял и понес царю. Пришел___________ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался ___________, хотел было _____________ из-за ______________ выскочил______________ и давай _____________. Глянул на _________ и __________. Поблагодарил царь умного____________ , и он отправился домой.

Музыка

1 конкурс “Угадать, какой звучит музыкальный инструмент”

(Запись музыкальных инструментов на магнитофонной кассете.)

2 конкурс “Загадки”

1 команда

Не возьмешь-
Она молчит.
Дунешь-
Сразу зазвучит. (Дудка)

2 команда

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная. (Гармонь)

3 команда

Громче флейты, громче скрипки,
Громче труб наш великан,
Он ритмичен, он отличен
Наш веселый … (барабан)

3 конкурс “Спеть песенку”

1 команда. Песенку Козы из сказки “Волк и семеро козлят”

2 команда. Песенку Лисы из сказки “Петушок- золотой гребешок”

3 команда. Песенку Колобка из сказки “Колобок”

Конкурс капитанов

Я сегодня была в восторге от затейника Егорки.
За его скороговорки я поставила бы пятерки.

Конкурс “Кто быстрее правильнее произнесет скороговорку”

Ворон вовсе не ворона
Ворон важная персона.

Музыкальная пауза

Игры - физкультминутки чередуются с конкурсами.

“Любопытная Варвара”, “Путешествие в лес”, “Маланья”, “Птицы прилетели”.

Ведущий

Часы, друзья, нам говорят,
Что время вышло у ребят.
Пора итоги подводить
И игроков всех наградить.

Жюри подводит итоги. Награждение победителей и участников.