"Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма. Работа со словарными словами"

Разделы: Начальная школа


Каждый практикующий учитель не раз сталкивается в своей работе с бесконечными ошибками учеников. Это всегда очень обидно, порой опускаются руки. К тому же из года в год чувствуется, что грамотность учащихся неумолимо, даже катастрофически падает. В чем причина? Как научить писать без ошибок? Многие ошибки идут из начальной школы. Поэтому, еще в начальной школе надо проводить словарно-орфографическую и просто орфографическую работу так, чтобы дети усвоили правильные написания и могли пользоваться ими.

Следует заметить, что абсолютно грамотных людей нет. Да и знать все грамматику и орфографию русского языка просто невозможно. Можно выучить правила, некоторые написания можно объяснить логикой, можно запомнить исключения, но удержать в памяти все эти нагромождения в виде “так принято писать” невозможно.

Конечно же, главным эталоном на уроке русского языка по формированию навыков грамотного письма является словарно-орфографическая работа.

Какой должна быть словарно-орфографическая работа, и что она из себя представляет?

Словарно-орфографическая работа – это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений направленных на усвоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.

Целью словарно-орфографической работы является раскрытие системы работы над словарным словом на уроках русского языка. Нужно создавать условия, при которых у учащихся будет развиваться равносторонний подход к слову.

Итак, чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. То есть нужен новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка.

  1. С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа слова по составу, морфологического разбора, освоение лексики, орфографии, развития речи и т.д.), школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формируют тему словарно-орфографической работы. Упражнения и задания составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить одновременно развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность и т.д.

Все упражнения объедены в несколько групп, которым присуща единая функциональная установка: обеспечение возможности самостоятельного определения школьниками нового слова и занимательно-развивающий характер предлагаемых заданий. Внутри каждой группы от урока к уроку задания видоизменяются и усложняются. Вместе с тем у каждой группы есть свои отличительные, характерные черты.

В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявления искомого слова через работу составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность. Например, учитель говорит детям: “Вы сможете определить новое слово из “Словарика”, если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них” (см Приложение 2, рис 1)

Постепенно количество конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово, уменьшается. Так учитель сообщает: “Вы сможете назвать новое слово, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова”.(см Приложение1, рис 1)

По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством указаний учитель вводит в учебный процесс упражнения, предусматривающие полное их отсутствие. Например, учитель предлагает: “Внимательно посмотрите на данную запись и назовите 2 слова из “Словарика”, с которыми мы познакомились на уроке: о з а б в т е р а д к (завтрак и обед). Какие это слова? Как вы их нашли?”

С помощью 2 последних заданий предложите дальнейшее совершенствование интеллектуальных качеств учащихся. Вместе с тем уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей более напряженно и содержательно мыслить, мобилизовывать интуицию, волю, обоснованную речь. Подобный результат обеспечивается необходимостью для школьников во время ответа характеризовать действия, связанные с определением слова, так как на поставленный учителем вопрос дети должны ответить небольшим, логически поставленным рассуждением или умозаключением.

Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление. Здесь также просматривается тенденция постепенного уменьшение конкретных указаний учителя, помогающих детям в определении слова.

Задание:

Назовите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел.

1 слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.

2 слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.

Каждому числу соответствует определенная буква:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
а г к о р у ф ь л е п с т

(Искомые слова капуста и картофель)

Шифр:

3 4 5 6 7 8 9 10

  1. а м н о р к в у  Ключ к нему: 2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3.
  2. с г д я л ч ц т

(Искомое слово солома).

В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. В этом случае возрастает их универсальность и эффективность использования. В зависимости от содержания учебного материала, от дидактической цели, которая ставиться учителем на уроке, здесь могут быть разные варианты. Пример задания, предусматривающего закрепление заданий на фонетике: “Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке” (искомое слово береза):

При изучении темы “Местоимение” учитель может предложить такое задание: “Каждому данному местоимению соответствует определенная буква, указанная в скобках: мне (с), меня (е), я (б), меня (е), обо мне (а), мной (д). Вы можете назвать новое слово из “Словарика”, если правильно расположите местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках”. (Искомое слово беседа).

В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе изучения различных тем курса русского языка учитель может использовать такое задание: “Прочитайте написанные на доске слова: выд…вить, охр…нять, б…лезнь, кр…ситель, зн…чение, умн…жать, аб…жур, сл…мался, л…скает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а , и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке”. (Искомое слово вокзал.)

Для дальнейшего развития основных свойств внимания, оперативной памяти задания такого типа постепенно усложняются за счет плавного увеличения количества ориентиров при поиске искомого слова. Например, учитель читает словосочетания: скалистая местность, пожарная служба, морская глубина, вагонная дверь, обтачная ткань, багряная рябина, окаменелая почва, далекая деревня, дорогое украшение, акварельная краска.

Задание: Напишите словосочетания. Соедините первые буквы прилагательных женского рода, в корне которых пишется безударная гласная а, и вы узнаете новое слово из “Словарика”. (Искомое слово свобода).

Если на уроке ставится цель повторить или обобщить изученное, то на нем вполне уместно упражнение с таким заданием: “Вы назовете новое слово из “Словарика”, с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините полученные буквы-ответы”.(см Приложение1, рис 2)

В следующем приеме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, работа по орфографии, в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развиваются объем и сосредоточенность внимания, оперативная память.

Задание 1. Первая буква искомого слова является согласной третьего слога в слове солома.

Задание 2. Вторая буква является неправильной безударной гласной в слове песок.

Задание 3. Третья буква обозначает парный глухой мягкий согласный в слове вернуть.

Задание 4. Четвертая буква является последней в корне слова север.

Задание 5. Пятая буква – это окончание в корне слова яблоко.

(Искомое слово метро.)

Дополнительным преимуществом приемов этой группы является то, что их использование углубляет знания и умения учащихся по изучаемым темам русского языка и не требует предусмотрительных временных затрат, поскольку эти упражнения есть не что иное, как нетрадиционные виды словарных диктантов, грамматического разбора, творческих работ, которые просто переносятся их одного структурного этапа урока в другой.

Четвертую группу составляют упражнения, предусматривающие использование в процессе установления нового слова знания учащихся по другим учебным дисциплинам.

Шифр.

1 6 7 8 9
2 л в к ж
3 б а д ь
4 у ф м и
5 п г т о

16 (1-я буква),

36 (2-я буква),

14 (3-я буква),

21 (4-я буква),

40 (5-я буква),

27 (6-я буква).

Если определить, какое математическое действие надо осуществить с цифрами квадрата для выявления букв, и правильно произвести необходимые вычисления, то можно узнать новое слово из “Словарика”. (Искомое слово кивать.)

Задачи на использование первичных знаний по геометрии. Учитель дает установку:

“Внимательно посмотрите на фигуры, изображенные на доске, и на буквы в каждой из них:

Постарайтесь заполнить фигуры и находящиеся в них буквы”. (Время предъявляется около 50-60 с, после чего фигуры и буквы убираются.) Затем учитель показывает те же самые фигуры. Порядок показа фигур: треугольник, ромб, многоугольник, квадрат, прямоугольник. (Искомое слово гореть.)

Задание на использование знаний по изобразительному искусству. На доске изображены прямоугольники разных цветов.

м а к б о й н

Учитель предлагает мысленно расположить прямоугольники по цветам радуги, соединить между собой соответствующие буквы и назвать слово. (Искомое слово комбайн.)

Использование приемов данного типа наряду с осуществлением межпредметных связей стимулирует развитие основных свойств внимания, речи, аналитико-синтетического мышления.

Упражнения пятой группы предусматривают формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи в используемом на уроке лингвистическом материале или выявление закономерности образования нового слова.

Задание 1.

Вы сможете назвать новое слово из “Словарика”, если определите характер смысловой связи между словами данных пар:

м…г…зин – прод…вец

б…льница – врач…

т…атр - …ктер

космический к…рабль - ?

(Искомое слово космонавт.)

Задание 2.

в…сна город н…род

тр…ва угон ?

Как можно определить, какое слово пропущено? Чтобы его определить, нужно узнать, каким способом образовано слово народ. Для его составления были использованы последние слоги первых двух слов верхней строки.

Но только этими упражнениями для развития грамотного письма нельзя ограничиваться. Можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющими систему языка.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, об твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.

Большая роль отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты.

Приведу примеры упражнений для формирования фонетических понятий:

  1. Выпишете слова, в которых есть мягкие согласные: бер..г, в…кзал, з…мл…ника, ж…лез…, г…рох, уч…ник, пл…ток, с…рень, с…пог, к…пуста, …рех.
  2. Выпишите слова в 2 столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.
  3. Запишите слова, начинающие на букву р (т, м, о и т.д.)
  4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы. Поставьте знак ударения: г…рой, адр…с, ур…жай, р…кета, ябл…ко, п…еал, т…пор, п…суда, б…лот… .
  5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
  6. приведите пример слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
  7. Игра “Из каких слов выпали гласные?”
д…р..вн… к…ньк… с…л…м…
м…л…т…к п…ртр…т т…л…ф…н
  1. Игра “Догадайся, что за слово”.(см Приложение 1, рис 3)
  2. Игра “Угадай слово”. Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова. го (город, горох, гореть, горизонт). И наоборот, можно дать конец слова, а учащиеся придумают начало. Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг погрызли мышки. От слов начала откусили, Из книжки в норку утащили. …суда, …реза, …сква.
  3. Игра “Волшебные домики”. Играют две команды. На доске записаны в 2 столбика словарные слова с пропущенными буквами:
Лаг…рь

с…рень

р…бята

ул…ца

т…традь

 

св…бода

р…стение

к…стер

Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторами, на обратной стороне которых написаны пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить на место пропуска в нужное слово. Выигрывает команда, которая быстрее откроет все окошки.

  1. Игра “Собери слово”. пус, ка, та; раз, мо; же ин нер; тор, трак.
  2. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: “Птицы”, “Овощи”, “Одежда”, “Животные” и т.д.
  3. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.
  4. Игра “Кто больше придумает слов”.Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.
  5. Игра “Расшифруй слово”. Замени цифры буквами алфавита и прочитай слово.
2 10 13 6 20 26 16 22 7 18 33 2 13 16 12 16
(билет) (шофер) (яблоко)
  1. Игра “Ступеньки”.

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.

берег

гореть

агроном и т.д.

  1. Выборочный диктант.

Дети записывают слова только с непроверяемой гласной.

Ребята развели у реки костер.

Дежурный следить за порядком в классе.

  1. Ребусы.(см приложение 1, рис 4)

Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфологического состава слова совершенствуется умение распознавать однокоренные слова, углубляется представление о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слово по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

  1. От слова береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
  2. Подберите слова к схемам.
  3. От слова газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом -к-.
  4. Игра “Найди лишнее слово” помогает научиться различать однокоренные слова и орфограммы одного и того же слова. Береза, березовый, березняк, подберезовик, березка, березонька, березки.

Праздник, праздничный, праздники, праздновать.

  1. Составить словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

Ребята радост… . Береза кудряв… .

Улица многолюд… . Календарь перекидн… .

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащихся морфологического строя языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить определенные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознано употреблять слова с неправильным написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

Вот некоторые примеры этих упражнений.

  1. Спешите предложения, вставляя нужные по смысле слова из словаря, отвечающие на вопрос кто? … на ухо наступил. Слово – не …, вылетит – не поймаешь.
  2. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признак предметов, действия предметов.
  3. Подберите к словам однокоренные слова разных частей речи. Например: адрес (адресный, адресок, адресовать);ветер (ветерок, ветреный, обветрить)
  4. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.

Кто живет в лесу?
В чем хранятся ручки и карандаши?
Какой овощ растет на огороде?

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений. Упражнения помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяют и пунктационные.

  1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.
  2. береза … … … в небе

    огурец … … … в доме

    воробей … … … в школе

    комната … … … в лесу

    ученик … … … в огороде

  3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, восклицательные, вопросительные.
  4. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение. Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником. Край земли у водной поверхности. Комната для занятий в школе.
  5. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания. Рисунок в книге - … (картинка). Килограмм – это тысяча … (грамм). Мать родимая - … любимая (Родина).
  6. Выделите из предложений словосочетания со словарным словам. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос. Андрюша вынул из кармана носовой платок.
  7. Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле.

  8. Расположите предложения по порядку, чтобы получился текст. В гости иду к моему другу петуху. Встретил ё… лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка-сестричка!
  9. Смоделируйте предложение по схеме.

Что? ……….. что делают?………….. в какие?…...........во что? ………. .

Например: Воробьи собираются в шумные стайки.

Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает прежде всего слов для этого. Перед учителем стоит задача - активировать словарь детей.

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многократность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

На практике можно использовать следующие виды упражнений:

  1. Выпишите словарные слова на заданную тему: “Птицы”, “Овощи”, “Одежда” и т.д.
  2. Найдите и подчеркните в каждой строке лишнее слово. По какому принципу отобраны слова? автомобиль, урожай, трамвай, самолет;
  3. капуста, помидор, солома, морковь;

    пенал, тетрадь, карандаш, телефон.

  4. Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.
  5. На берегу возвышается старинный ….. стоит

    Квартира была закрыта на …. стоит

    Билет в театр …. десять рублей замок

    Телефон … на тумбочке замок

  6. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.
  7. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.
  8. Игра “Кто как голос подает?” составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ.
  9. П … тух

    С…рока

    С..бака

    К…рова

    В…рона

    В…робей

    чирикает

    лает

    мычит

    кукарекает

    стрекочет

    каркает

  10. Выберите наиболее подходящее слово. Запишите.
  11. Из (ветхого, старого, древнего) ж…леза мы сделали ведро.

    М…дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

  12. Многообразие переносимых значений слов хорошо показать на таком примере:

Чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо.

Кроме уже предложенных упражнений, способствующих прочному усвоению детьми правописания словарных слов, можно выделить еще одну работу над ними. Все слова, изучаемые в учебном году, можно разделить на группы слов, близких по смыслу.

Например в 3 классе получается 6 групп:

  • горох, помидор, картофель, морковь, пшеница;
  • земляника, малина, яблоко, урожай;
  • месяц, погода, север, восток, вокруг;
  • дорога, улица, метро, лестница, трамвай;
  • обед, завтрак, ужин, тарелка, магазин;
  • чувство, здравствуй, спасибо.

Каждую группу слов нужно написать на отдельном листе. Работать с каждой группой можно целую неделю по следующей методике:

  • понедельник – списывание с доски в тетради;
  • вторник – чтение слов по слогам;
  • среда – письмо слов под диктовку, но зрительный ориентир остается;
  • четверг – проговаривание слов без зрительного ориентира;
  • пятница – словарный диктант;
  • суббота – работа по карточкам.

Карточки делаются в форме предмета, соответствующего теме.(см Приложение 2,рис 2)