"Мы и наше здоровье"

Разделы: Начальная школа


Тема: Как мы воспринимаем окружающий мир. Органы чувств.

Цели урока:

1.Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека.
2.Учить наблюдательности, развивать воображение и учить делать выводы.
3.Обосновать основные правила охраны органов чувств и убедить учащихся в необходимости их выполнения.

Оборудование:

Рисунки с изображением органов чувств. Музыкальная заставка к передаче “Здоровье”, музыка П.Чайковского “Апрель. Подснежник”. Лимон, горячая и холодная вода в стаканах. Травы, используемые народными целителями в советах.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здороваемся с гостями. Садитесь.

- Сегодня урок мы проведём в виде передачи “Здоровье”. К нам на передачу я пригласила врачей и народных целителей.

II. Введение в тему урока.

- Чтобы узнать, о чём пойдёт речь в нашей передаче, давайте отгадаем кроссворд.

1.С помощью какого органа ты узнаёшь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?
2.С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано?
3.Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы?
4.Какой орган помог чувствовать запах хлеба, цветка, духов?
5.С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую от солёной?

- Какие это органы?

-Органы чувств. Это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением.

(на доске иллюстрация органов чувств)

III. Глаза – органы зрения.

1. - Я загадаю вам загадку, отгадав её, вы узнаете, о каком органе чувств мы начнём разговор.

Брат с братом
Через речку живут
А один другого не видит

(Глаза (иллюстрация))

- Глаза самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг и в то же время, именно, глаза больше всего говорят о человеке. Глаза словно окна в мир. Они являются органами зрения. Я предоставляю слово первому гостю, врачу окулисту………….

(Муззаставка)

2. ВРАЧ:

- Человеческий глаз не видит предмет сразу. Он воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга и тогда эти световые волны воспринимаются в виде предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость. Когда воспаляется слизистая глаз, глаза краснеют, текут слёзы, кажется, что-то попало в глаз. Это инфекционное заболевание называется КОНЬЮКТИВИТ (на доске). Это инфекционное заболевание передаётся от человека к человеку через общее полотенце. Мы, врачи, назначаем капли для глаз, которые снимают воспаление.

- Большое спасибо! А как же в домашних условиях можно справиться с этим заболеванием, не посещая поликлиники? Я представляю слово народному целителю ………..

3. НАРОДНАЯ ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА:

- А дома можно промывать глаза заваркой чая, лучше всяких аптечных капель очищает и оживляет глаза обыкновенная петрушка. Возьмите небольшой пучок травы, хорошо вымойте его, залейте 1 л кипятка и поставьте процедить и промывайте этим раствором глаза. Поверьте, очень помогает.

- Спасибо!

4. - Давайте вспомним правила, которые помогут нам сохранить зрение. (учащиеся называют, учитель прикрепляет на доску)

а) Не читай лёжа

б) Читать и писать нужно на расстоянии 30-35 см от глаз

в) Вредно долго смотреть телевизор. Расстояние от экрана не ближе чем 2-3 метра

5. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ,

- Сели удобно, спина прямая.

а) Упражнение “Пчела”.

Пчела летит медленными кругами на расстоянии нескольких метров от тебя. Затем всё ближе и ближе и перебралась на переносицу. Не упускайте её из виду 10 секунд.

б) Упражнение “Страшилки”.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую, чтобы мне стало страшно. Расслабить глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6

в) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.

IV. Уши – органы слуха.

1. – А мы продолжаем нашу передачу. Ляжьте на парту, закройте глаза, расслабьтесь!

(Муз. Чайковского “Апрель. Подснежник”)

– Какой орган помог услышать музыку?

– Сколько у нас ушей? Нет, их 6 (плакат на доске)

- 2 эта ушные раковины, они только улавливают звук. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие. С чего начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тонкой пластинкой – барабанной перепонкой. За ней начинается среднее ухо, а затем третье ухо – внутреннее. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств. Я предоставляю слово следующему нашему гостю – врачу отоларингологу или как мы все его называем ЛОРУ - ……….(музыка)

2. ВРАЧ,

Слух – способность нашего организма воспринимать звуковые волны. Они поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова. Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Люди, которые с помощью мимики и жестов понимают друг друга, называются глухонемыми. Самым распространённым заболеванием ушей является ОТИТ (на доске). ОТИТ – это воспаление среднего уха. У больного появляется температура, боль в ухе, оно как бы “стреляет”, течёт из уха, если прорвётся барабанная перепонка. Отит является осложнением насморка, когда инфекция из носа попадает в ухо, т.к. нос соединён с ухом трубой. Больной плохо слышит, а если болят 2 уха, то не слышит совсем. Врач назначает таким больным таблетки или уколы от воспаления и капли борного спирта.

- Спасибо! А что нам народные целители советуют? Я предоставляю слово……

3. НАРОДНАЯ ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА.

- Можно дома погреть ухо синей лампой или сделать водочный компресс. А когда ухо стреляет, надо взять 5-6 листиков лаврового листа средних размеров, опустить в эмалированную кружку, залить водой на 1 см, довести до кипения. Оставить на 2-3 часа. Кружку хорошенько укутать, чтобы была тёплой. Затем капать в больное ухо 8-10 капель этого настоя. А 2-3 столовые ложки (остатки настоя) принять вовнутрь. Повторить процедуру 2-3 раза, пока стреляющая боль не прекратится.

4. – Спасибо!

- А какие правила надо соблюдать, чтобы слух был хорошим? (одновременно с ответами вывешивать на доску)

а) Регулярно мыть уши, чистить туго скрученной ваткой.

б) Не ковырять в ушах спичкой, чтобы не прорвать барабанную перепонку.

в) Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм.

V. Нос – орган обоняния.

1. – А теперь следующая загадка:

Между двух светил

В середине я один.

(Нос)

- Закройте сейчас все глаза (разрезаю заранее спрятанный лимон на две части, прохожу между рядами и опять прячу)

- Назовите запах, который нас окружает?

- Нос – орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Я предоставляю слово следующему нашему гостю, врачу отоларингологу……… (музыка)

2.ВРАЧ.

- Насчитывают до 400 тысяч различных запахов, воспринимаемых человеком. Наиболее остро обоняние весной и летом, особенно в тёплую и влажную погоду. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, т.к. не могут определить некачественной пищи. Когда воспаляется слизистая носа и появляется отделяемое из носа, тогда говорят, что у человека насморк. Нос заложен, трудно дышать, бегут “сопли”. Насморк бывает при простудных заболеваниях, при гриппе, при аллергии. Врач назначает капли при насморке. Они сокращают сосуды и насморк прекращается.

3. – Спасибо!

- А что по этому поводу народные целители нам посоветуют. Я предоставляю слово…….

4. НАРОДНЫЙ ЦЕЛИТЕЛЬ,

-Многие, наверное, скажут, что насморк не такой уж тяжёлый недуг. Но это не так. Если его не лечить, он может перейти в гайморит. Лечить насморк можно так: среднюю луковицу разрезать пополам и одну половинку измельчить. Измельчённый лук поместить в стеклянную баночку, добавить 2 измельчённых зубчика чеснока и залить нерафинированным маслом так, чтобы оно только покрыло смесь. Смесь поставить в тёплое место, а затем её можно хранить в холодильнике. Использовать надо так: намотать на спичку ватку, смочить её в масле и смазать каждую ноздрю 3-4 раза в день. Так же нужно пить чай из липового цвета. В нос можно закапывать сок алоэ или свеклы.

VI. Язык – орган вкуса.

1. - Спасибо!

- А мы продолжаем нашу передачу. Отгадайте загадку:

Всегда во рту,
А не проглотишь.

(Язык)

(На доске плакат)

- Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое - боками, а горькое – корнем. Язык – это орган вкуса. Я приглашаю следующего нашего гостя, врача – стоматолога……… (музыка)

2. ВРАЧ.

-Наш рот выстилает слизистая оболочка. При её воспалении появляется заболевание – стоматит. На слизистой рта появляются язвочки, начинает течь слюна, появляется боль при жевании и даже появляется температура. Стоматит – это болезнь грязных рук. Поэтому необходимо соблюдать правила личной гигиены и забыть о таких вредных привычках, как кусание ручек, ногтей. Врач назначает больным кварц, мази, присыпки, полоскание.

3. - Спасибо!

-А что нам посоветует при этом заболевании народная медицина? Предоставляю слово ………

4. НАРОДНАЯ ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА,

- Хорошо помогает при стоматите свежий куриный белок. Им надо аккуратно смазывать во рту. А ещё надо взять 10г цветков календулы (ноготки лекарственные) залить 1 стаканом кипятка, настоять 10-15 минут и полоскать рот утром и вечером, предварительно помассировав, дёсна пальцами.

VII.

– Большое спасибо! А у нас рекламная пауза.

(Физминутка)

Дружно встали! 1,2,3!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво,
И на лево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой “Л” расставим ноги
Точно в танце – руки в боки
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

VIII. Проведение опытов.

1. - Спасибо, садитесь! А мы продолжаем дальше знакомиться с органами чувств.

ОПЫТ с холодной и горячей водой (вызываю ученика, он с закрытыми глазами должен определить, в каком стакане холодная вода, а в каком горячая)

- Как узнал? Что помогло?

- Кожа орган осязания. Способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло и холод называется осязанием. Я предоставляю слово следующему нашему гостю – кожному врачу ………. (музыка)

2. ВРАЧ.

- Кожа покрывает всё наше тело и в норме у человека чистая сухая кожа. Но если появляется сыпь, это говорит о различных заболеваниях. Встречаются среди этих заболеваний и лишай. На теле появляются болячки, они чешутся, шелушатся. Лишай – заразное заболевание передаётся от человека, от животного к человеку. Нужно соблюдать правила личной гигиены, чтобы не заболеть таким заболеванием: не играть с бродячими и больными животными, мыть руки с мылом перед едой и после посещения туалета. Таким образом назначаем специальные мази, после применения человек выздоравливает.

3. – Спасибо!

- А что нам посоветует народная целительница………? Пожалуйста.

4. НАРОДНАЯ ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА.

- Лишаи от кошек и собак нужно натирать разрезанным пополам кишмишем или изюмом. Лишай подобного рода проходит после первого натирания.

IX.

– Спасибо!

- Сегодня мы узнаем о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И всё же учёные говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!”

Как же это понять (высказывания детей)

- Оказывается, человек видит, слышит, чувствует запах и вкус только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они туда по нервам, которые соединяют все органы чувств с мозгом. Сигналы “бегут” по нервам необыкновенно быстро. Мы дотрагиваемся пальцами, например, до книги и сразу чувствуем её. Но знайте, что за это мгновение сигнал от кожи пальцев успел “добежать” до головного мозга.

- Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Все органы чувств имеют память. Каждый из нас ел яблоко и его вкус не спутает со вкусом огурца. Каждый орган имеет своё представительство в головном мозге – это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган.

X. Итог урока.

- Давайте подведём итог работы нашей передачи.

- О каких органах чувств узнали?

- Что интересного узнали на уроке?

- Что больше всего понравилось?

XI. Домашнее задание.

- Спасибо всем за работу, особенно хочу поблагодарить наших гостей: врачей и народных целителей. Дома ещё раз об органах чувств прочтёте на стр.118-122 в учебнике, а в тетради выполните задание на стр. 79-81.

- Дополнительный материал об одном органе чувств из других источников.